Конспект ООД по исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект ООД

 по

исследовательской деятельности

«Извержение вулкана»

Старшая группа

Воспитатель: Ранцева М.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного

 вида №21 «Солнышко»

Конспект ООД

 по

исследовательской деятельности

«Извержение вулкана»

Старшая группа

Воспитатель: Ранцева М.Н.

г.Егорьевск Московской области

2020г.

Тема: «Извержение вулкана»

Старшая группа

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

1.     Расширить представления о природном явлении – вулкане.

2.     Создать условия для самостоятельной познавательной активности детей в процессе выполнения опытов.

3.     Воспитывать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

4.     Осуществить интеграцию образовательных областей.

Оборудование и материалыЭкран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды), уксус, посылочный ящик, макеты вулканов, материал для рисования, рисунки, магнитофон с аудиозаписью музыки.

  Предварительная работа:

  • Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
  •  - Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  •  - Беседы о видах вулканов.
  •  - Изготовление макета вулкана.

Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.

 

Ход ООД:

Организационный момент.

Разминка.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Восп: Я вам приготовила на занятие интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, снега).

Игра «Сложи картинки».

Восп: Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто-то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них нарисовано.

(дети работают в парах).

Восп: - Что изображено на ваших картинках?

         - Как можно назвать их по-другому, одним словом?   (явления природы)

1. Вводная часть.

Восп: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

- Магма по жерлу  рвётся наружу

  Выход из кратера очень ей нужен,

  Если проход на поверхность ей дан,

  Значит, проснулся грозный… вулкан   

Дети: вулкан.

2. Основная часть.

Восп: Да, ребята, это вулкан.

 Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

(показ презентации о вулканах).

Восп: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2,3) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан?   Послушайте легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».

Какой формы вулкан? На что он похож?

Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус.

 Восп: Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?

(ответы детей)

Восп: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4).  Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5,6,7). Затем происходит взрыв (слайд№8,9). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№10,11,12). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №13,14). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№15,16,17). А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

Дети: Да!  

(звук извержения вулкана)

          Восп: Что вы испытали, когда услышали этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

(ответы детей)

Восп: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой . Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими?  

(ответы детей).

Восп: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.

Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.

Восп: (Опыт№1). Надуваем и слегка сожмем в кулаке шарик, продолжаем надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.

( дети проводят опыт)

Восп: То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Такой же эффект происходит, если открыть газированный теплый напиток (лимонад, квас). Раздается хлопок, из бутылки вырывается мощная струя напитка. А если бутылка неплотно закрыта, то эта струя может сама вышибить пробку из бутылки. Вот вам домашний вулкан!

(Опыт №2). 

Восп:  Что это?

Дети: Пемза.

Восп: Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

Давайте исследуем камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличается?

Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.

Восп: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду

(дети проводят опыт).

Какое открытие мы сделали?

Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.

Восп: Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?

Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.

 Восп: Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. А теперь все тихо встали, физкультминутку сделаем.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3»

 (Опыт №3). Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: да, у нас получится!

Восп: 1,2,3 повернись,

          И в волшебника превратись.

Дети подходят к макету вулкана.

Восп: Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода -  в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!

               Вулканы начали «вулканить» -

               Из жерла лаву извергать.

               По склонам лава потекла

               И Землю сильно обожгла.

               Спустя века закашлял злой

               Вулкан и пеплом, и золой.

               Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

               Как грозен он сейчас на вид!

               Но вот он начал уставать –

               Огонь в нем начал угасать.

               Последний раз огнем дыхнул –

               И на десятки лет уснул.

               Пройдут века…

               И вновь вулкан проснется,

               И лава из нутра его польется.

 

А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.

 Восп: У меня есть рисунки не раскрашенных вулканов и предлагаю раскрасить их. Теперь приступаем к работе.

(Дети рисуют)

Восп: Молодцы, ребята! Покажите мне, какие вулканы получились у вас. А ваши рисунки потом вывешиваем в группе.

3. Заключительная часть.

- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

Литература:

1.     Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

2.     Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.

3.     Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.

4.     Извержение вулкана //Дошкольное воспитание,  №1/2011.

5.     Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание,  №10/2011.

6.     Ресурсы Интернет.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)

Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;        2. Развивать познавательную активность детей  в  поисково – познавательной...

Исследовательская работа: "Извержение вулкана"

Одна из тем НОД была посвящена вулканам. Дима и Маша очень заинтересовались этой темой, начали подробно раскрашивать, я им рассказала, что можно создать искусственный вулкан. Дома  с родите...

Терренкур в познавательно-исследовательском направлении "Извержение Вулкана"

В детском саду провели образовательный "Терренкур",  в котором приняли участие все педагоги по различным станциям. Я провела опытно-экспериментальную деятельность на познавательно-иссле...

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Как происходит извержение вулкана»Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Хи...

Исследовательская деятельность "Извержение вулкана"

Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...

Познавательно-исследовательская деятельность "Извержение вулкана"

Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе выполнения опыта по схеме, поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов с опорой на полученные знания: расширить пре...