Конспект ООД по исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД
по
исследовательской деятельности
«Извержение вулкана»
Старшая группа
Воспитатель: Ранцева М.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного
вида №21 «Солнышко»
Конспект ООД
по
исследовательской деятельности
«Извержение вулкана»
Старшая группа
Воспитатель: Ранцева М.Н.
г.Егорьевск Московской области
2020г.
Тема: «Извержение вулкана»
Старшая группа
Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Расширить представления о природном явлении – вулкане.
2. Создать условия для самостоятельной познавательной активности детей в процессе выполнения опытов.
3. Воспитывать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
4. Осуществить интеграцию образовательных областей.
Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды), уксус, посылочный ящик, макеты вулканов, материал для рисования, рисунки, магнитофон с аудиозаписью музыки.
Предварительная работа:
- Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
- - Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- - Беседы о видах вулканов.
- - Изготовление макета вулкана.
Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.
Ход ООД:
Организационный момент.
Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Восп: Я вам приготовила на занятие интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, снега).
Игра «Сложи картинки».
Восп: Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто-то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них нарисовано.
(дети работают в парах).
Восп: - Что изображено на ваших картинках?
- Как можно назвать их по-другому, одним словом? (явления природы)
1. Вводная часть.
Восп: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
- Магма по жерлу рвётся наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный… вулкан
Дети: вулкан.
2. Основная часть.
Восп: Да, ребята, это вулкан.
Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
(показ презентации о вулканах).
Восп: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2,3) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Послушайте легенду.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».
Какой формы вулкан? На что он похож?
Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус.
Восп: Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?
(ответы детей)
Восп: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5,6,7). Затем происходит взрыв (слайд№8,9). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№10,11,12). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №13,14). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№15,16,17). А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?
Дети: Да!
(звук извержения вулкана)
Восп: Что вы испытали, когда услышали этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?
(ответы детей)
Восп: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой . Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими?
(ответы детей).
Восп: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.
Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.
Восп: (Опыт№1). Надуваем и слегка сожмем в кулаке шарик, продолжаем надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.
( дети проводят опыт)
Восп: То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
Такой же эффект происходит, если открыть газированный теплый напиток (лимонад, квас). Раздается хлопок, из бутылки вырывается мощная струя напитка. А если бутылка неплотно закрыта, то эта струя может сама вышибить пробку из бутылки. Вот вам домашний вулкан!
(Опыт №2).
Восп: Что это?
Дети: Пемза.
Восп: Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.
Давайте исследуем камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличается?
Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.
Восп: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду
(дети проводят опыт).
Какое открытие мы сделали?
Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.
Восп: Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?
Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.
Восп: Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. А теперь все тихо встали, физкультминутку сделаем.
Физкультминутка.
По дорожке мы шагаем,
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1,2,3»
(Опыт №3). Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?
Дети: да, у нас получится!
Восп: 1,2,3 повернись,
И в волшебника превратись.
Дети подходят к макету вулкана.
Восп: Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода - в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать –
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул –
И на десятки лет уснул.
Пройдут века…
И вновь вулкан проснется,
И лава из нутра его польется.
А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.
Восп: У меня есть рисунки не раскрашенных вулканов и предлагаю раскрасить их. Теперь приступаем к работе.
(Дети рисуют)
Восп: Молодцы, ребята! Покажите мне, какие вулканы получились у вас. А ваши рисунки потом вывешиваем в группе.
3. Заключительная часть.
- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)
- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)
- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)
- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)
- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)
- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)
- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.
Литература:
1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
2. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.
3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.
4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011.
5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011.
6. Ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)
Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана; 2. Развивать познавательную активность детей в поисково – познавательной...
Исследовательская работа: "Извержение вулкана"
Одна из тем НОД была посвящена вулканам. Дима и Маша очень заинтересовались этой темой, начали подробно раскрашивать, я им рассказала, что можно создать искусственный вулкан. Дома с родите...
Терренкур в познавательно-исследовательском направлении "Извержение Вулкана"
В детском саду провели образовательный "Терренкур", в котором приняли участие все педагоги по различным станциям. Я провела опытно-экспериментальную деятельность на познавательно-иссле...
Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Как происходит извержение вулкана»Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Хи...
Исследовательская деятельность "Извержение вулкана"
Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"
Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...
Познавательно-исследовательская деятельность "Извержение вулкана"
Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе выполнения опыта по схеме, поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов с опорой на полученные знания: расширить пре...