Конспект мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Науменкова Олеся Николаевна

Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, профессией вулканолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  мероприятия

 по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана»

Цель: познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, профессией вулканолога.

Задачи:

  • Формирование представлений профессии ученого- вулканолога; ознакомление со строением вулкана; расширение словарного запаса на основе формирующихся у детей представлений о мире; активизация словарного запаса в речевой практике: вулкан, кратер, жерло, лава, пемза, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, вулканологи.
  • Развитие познавательной активности, формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности с помощью использования карточек-схем, моделирования; формирование опыта соблюдения правил техники-безопасности во время проведения опытно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитание стремления у ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; равноправных, доброжелательных отношений между сверстниками; волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Оборудование: картинки с изображением вулканов; поддоны; видео о вулканах; сода; лимонная кислота; гуашь красного цвета; моющая жидкость; ложки; стаканчики с водой; салфетки.

Предварительная работа: изготовление макета гор, конуса из картона для каждого ребёнка.

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, педагогическая оценка.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжета, использование карточек-схем.

- практические: элементарные опыты, моделирование.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Вы познакомились уже с различными профессиями. А сегодня я вам расскажу об удивительной и увлекательной профессии, о которой вы еще не слышали. Но сначала, вам нужно угадать, о чём мы сегодня будем говорить. На доске вы видите картинки, назовите, что изображено на них и по первой букве слов нужно составить слово. (вулкан)

Ребята, а что такое вулкан? Кто знает?

 Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть,  на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, находящаяся в вулкане, называется магма. Магма - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда Магма достигает вершины вулкана и вытекает из него она теряет газы и воду и превращается в Лаву.  Когда куски лавы застывают, получаются новые камни – они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые - вулканологи. Кто из вас запомнил, как называется эта профессия?

Ребята, как можно охарактеризовать профессию вулканолога, какая она?

Их работа очень трудная, опасная, но интересная и  нужная.

Каким нужно быть человеком, чтобы стать вулканологом? 

физическая выносливость; воображение; наблюдательность; внимание; хороший слух и зрение.

Прошу пройти в наш кинозал. Рассаживаетесь поудобнее, спина ровная, не забываем следить за осанкой.

Я пригласила вас в кинозал не случайно, приготовила для вас фильм «Вулканы» Хотите посмотреть? …

 (После просмотра)

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернём,

Заниматься вновь начнём.

 Вам понравился фильм?

А как вы думаете, какую-нибудь пользу приносят вулканы?

Однако, несмотря на свою разрушительную силу, вулканы приносят и пользу людям. Эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни.
Вулканический пепел обогащает почву, т.к. содержит необходимые для растений питательные вещества, вот почему земли вблизи вулканов очень плодородны. Из пепла также делают различные удобрения, лекарства.
Горные породы, порождаемые извержениями вулканов, уже давно используются человеком для строительства домов.

Давайте представим, что мы с вами настоящие вулканы.

Вулканы начали «играть» -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх,

потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями

 рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и

разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие

огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

А сейчас приглашаю всех пройти в нашу научную лабораторию. Нам необходимо одеть спецодежду. Теперь мы ученые-вулканологи. И нам необходимо повторить правила техники безопасности. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И уж конечно не стоит пробовать на вкус.

Ребята, я для вас изготовила макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий. Хотите его разбудить?

Для проведения опыта нам понадобится: Сода, вода, гуашь (красного цвета), жидкое моющее средство, лимонная кислота.

Вывод научного опыта: Что же происходит внутри искусственного вулкана? Лимонная кислота и сода  вступают в реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит тот же процесс, что при извержении вулканов.

(Воспитатель проводит опыт). Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают за  извержением вулкана).

Результат опыта: Мы увидели последствия небольшого «извержения». Вулкан начал действовать, и так называемая «лава» вышла наружу.

Интересно?! Вы теперь можете проделать такой же опыт самостоятельно.

Воспитатель: Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и вещества, которые помогут нам их разбудить. Еще для вас подготовлены карточки-схемы для проведения опыта — в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать друг другу,  аккуратно провести опыт.

Дети самостоятельно проводят опыт.

Воспитатель: Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Теперь нужно зарисовать свой эксперимент.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы все справились с поставленной вам задачей. Из вас получились хорошие вулканологи.

Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Как называются люди, изучающие вулканы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;развивать активность, инициа...

ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»

Цель:- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.- Стимул...

Ознакомление с окружающим.Экспериментальная деятельность " Извержение вулкана".

middot;         Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)

Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;        2. Развивать познавательную активность детей  в  поисково – познавательной...

Конспект ООД по исследовательской деятельности «Извержение вулкана»

Конспект ООД поисследовательской деятельности«Извержение вулкана»Старшая группаВоспитатель: Ранцева М.Н....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Извержение вулкана».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана».Цель: - познакомить детей с природным явлением извержение вулкана. Оборудование и м...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...