Песок и его свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по позвательно - исследовательской деятельности "Песок и его свойства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok_i_ego_svoystva.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с элементами экспериментирования
в подготовительной группе: «Песок и его свойства».
Цель: ознакомление детей со свойствами песка: цвет, сыпучесть, способность пропускать и фильтровать воду, липкость.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Обучать навыкам проведения лабораторных опытов;
- Формировать представление детей о песке в нашей жизни.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные способности, творческое мышление;
2. Развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
3. Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
4. Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
5. Развивать фантазию, творчество, воображение.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Активизация словаря: сыпучий, липкий, песчинки.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, детский цифровой микроскоп, песочницы, сухой чистый песок, вода, пробирки, палочки, воронки, лупы, деревянные контейнеры для песка, вата, песочные часы.
Предварительная работа: Игры с песком во время прогулки; знакомство с песочными часами, беседы о мерах осторожности во время игр с песком. Рассматривание фотографий с видами построек из песка, просмотр фильма о песке.
- Организация. Введение в тему
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.
А теперь,
Глаза закрываем и представляем,
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем, здравствуйте, дети!
Ребята, отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?
Ответы детей.
- Основная часть. Песок и его свойства. Проведение лабораторных опытов.
Да, сегодня мы будем говорить о песке. Беседа о песке:
- Какой бывает песок?
- Где его используют люди?
- Где используем песок мы, в детском саду?
Но прежде чем начать наши исследования, я повторю вам правила безопасности:
Здесь нельзя кусаться, драться.
И в глаза песком кидаться!
Бегать, прыгать и скакать
И предметы не ломать!
С песком сегодня поиграем
Построим и чудим,
И много сотворим.
Воспитатель: Дети сейчас я попрошу вас занять свои места. (Дети садятся каждый за свое рабочее место)
Воспитатель: Действия с песком (тактильно) "Здравствуй, песок": Дети, сначала с каждым пальчиком одной руки, затем другой руки, потом пальцами одновременно; легко сожмем кулачки с песком, затем медленно высыпаем в песочницу.
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает, сплыв; движение песка похоже на течение.
- Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка? (Наблюдение за сыпучестью песка).
Ответы детей - (песочные часы)
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель показывает песочные часы: огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.
Воспитатель: возьмем палочки и нарисуем солнце на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?
Ответы детей: (на сухом песке рисунок не сохраняется, так как песчинки разлетаются)
- Теперь дотронемся до песка всей ладошкой - вначале внутренней стороной ладошки, затем тыльной стороной. (Вытерли руки салфеткой).
- Какой песок? (Сухой)
- Какого цвета? (сухой песок светло-коричневого цвета)
- Он прилипает к рукам? (рассыпается, не прилипает к рукам)
- Что вы почувствовали, когда дотрагивались до песка? ("Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п)
- Рассмотрите, из чего состоит песок?
Рассмотрим под лупой песчинки. (Форма разная).
- Дети, а сейчас мы рассмотрим, из чего состоит песок более тщательно, через наш детский микроскоп. (На экране интерактивной доски дети рассматривают песчинки)
(Состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу)
Эксперимент №2
Воспитатель: В емкости с песком разбрызгайте воду и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый, липкий)
Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Что вы летом делаете из песка? (крепости, куличики). Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?
Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)
Физкультминутка
- Давайте поиграем, выходите из своих рабочих мест. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. О, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны.
Мы песчинки, мы песчинки,
Покружиться мы не прочь
Мы песчинки, мы песчинки,
Танцевали б день и ночь
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Эксперимент 2.
Воспитатель: Дети, займите свои рабочие места, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях - это очистка песком. Возьмем воронку, опустим воронку и пробирку, и поместим в нее сначала вату и затем, песок и будем медленно выливать заранее приготовленную загрязненную воду. (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).
Воспитатель: Что происходит с водой? Где остается мусор?
Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него)
Воспитатель: Сделаем вывод - что делает песок с водой? (Ответы детей: песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее). Дети, а как вы считаете можно ли загрязнять воду?
Воспитатель: Песок – это природный фильтр.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами сделаем картины из песка, которые вы заберете себе. У вас на столах находятся рисунки – трафареты» Солнце», и клей. (Дети наносят клей на трафарет и засыпают песком)
Рефлексия:
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
С каким природным материалом мы познакомились. Что узнали о песке?
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?
Благодарю вас за участие в наших экспериментах, и награждаю всех вас медалям за старания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песок и его свойства"
конспект занятия в средней группе...
Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"
Экспериментирование с предметами неживой природы...
Песок и его свойства.
На своем занятии в подготовительной группе, я провела исследование по теме « Песок и его свойства», для себя я поставила цели:1.Продолжать знакомить детей со свойствами песка, его происхождениям, чере...
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и его свойства».
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и его свойства».Программное содержание: Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить о...
"Волшебный песок и его свойства"
quot;Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка" К.Д. Ушинский...
Мастер- класс для воспитателей " Кинетический песок и его свойства"
Познакомить воспитателей с кинетическим песком, рассказать о его свойствах, особенностях,характеристиках....