Тема проекта : «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гуляева Оксана Николаевна

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulyaeva_o.n.proekt_makety.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна  

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Кэскил»  с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус»      Республика Саха (Якутия)»

Участники проекта: дети  группы ,воспитатели ,родители.

Тип проекта: игровой

Продолжительность :долгосрочный

Тема проекта :

«Макет, как, один из элементов предметно-  пространственной среды  в условиях ФГОС ДО»

    Актуальность:

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны  и реализации партнерского  взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.

В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде. В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм  сюжетной игры. Ж.Пиаже  обращает внимание на то, что   «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».

Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей  для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности  сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые  контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это,  прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения),  как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

К 5 годам , освоив условное действие с предметами и ролевое поведение , ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное  место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной .Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей .Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

Новизна: 

Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствии ФГОС ДО  с учетом возможностей современных  детей посредством  применения  макетов  , в  творческой  режиссёрской  игре.

 

 Цели методической разработки:

  • Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
  • Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Задачи :

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3.  Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,  художественной, театрализованной)

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

6. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

 

 Ожидаемый результат:

1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3.У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.

Классификация макетов (краткая характеристика).

  По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:

Макеты-модели,   представляют   собой   уменьшенные   целостные   объекты,   направляющие   воображение   ребенка     в     основном     на     события, происходящие   «внутри»   этих   объектов; («кукольный дом»).

  Макеты-карты, отображают  определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет - обобщенное «природное» пространство).«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определенные (например ,фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).

Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с  предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства.  На макете «Улицы города»  цветом выделяются дороги, площадки для зданий.

Территория дополняется объектами (дома, гараж ,бензоколонка ,мост, эстакада).
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес, русло реки, холмы, овраги). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, дом)

«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.

Универсальные приёмы  работы с макетом:

  • Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций,   проведение экскурсий, использование ИКТ.
  • Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
  • Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
  • Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).

Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом  легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации   образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные  отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.

 В своей работе  я  использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему.  Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.

  Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

 Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим  беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.  

 Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.  

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.

Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.

                           

I. Подготовительный этап. 

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение

содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта 

  • Работа с детьми.      
  •   Взаимодействие с родителями
  • Создать условия для обеспечения разных видов  деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,

самостоятельной, творческой,  художественной, театрализованной)

В ходе реализации поставленных задач мной были сделаны различные макеты  ,что обеспечило возможность саморазвития ребенка.

  • «Мир насекомых»,
  • «Подводный мир»,
  • «Африка»,
  • «Мир динозавров»,
  • «Север»,
  • «Дикие животные в тайге»
  • «Ферма»,
  • «Деревенский двор»,
  • «Арктика»,
  • «Космос»,
  • «Город»,
  • «Пожарный щит»,
  • «Пресмыкающиеся»,
  • «Домашние животные»,
  • «Зоопарк»,
  • «МЧС»,
  • «АЗС»,
  • «Автопарковка»,
  • «Дерево Времена года».
  • «Паутина»
  • «Охотничий домик»

     Организация  взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды   проводились самые разнообразные работы.

  • Мастер – классы
  • Родительские собрания
  • Выставки
  • Консультации

 Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе

С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, атрибутов для игры м макетов , был проведен мастер – класс «Игры своими руками».  Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения  и  продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

III . Заключительный этап 

 1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 
2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности  у детей и применение их во время игр.
3.Творческая самопрезентация  на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка макетов.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей  при играх с макетами развивались  интеллектуальные качества ребенка ,инициатива и волевое усилие .У детей повысился  уровень любознательности ,они задают вопросы.  Игры с макетами способствовали  знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.

Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.

Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы  МБДОУ.

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.

-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

                                               Использованная литература:

1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как  играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.

2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997

3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

 

                                     

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы предметно – пространственной развивающей среды в группе

Вашему вниманию представляю презентацию о тех элементах развивающей среды, которые я использую в своей группе....

Лэпбук как элемент предметно- пространственной развивающей среды центра художественно – эстетического развития

Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм...

Многофункциональная ширма, как элемент предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ

Чтобы предметно – пространственная развивающая среда выступала, как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению создать универсальную многофункциональную ширму для использовани...

Консультация для педагогов «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»...

Консультация «Многофункциональная ширма- трансформер, как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»

Яркая нестандартная ширма – трансформер способствует укреплению мотиваций детей, поддерживает их интересы, создаёт положительный эмоциональный фон....

«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для ...