Тема проекта : «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulyaeva_o.n.proekt_makety.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»
Участники проекта: дети группы ,воспитатели ,родители.
Тип проекта: игровой
Продолжительность :долгосрочный
Тема проекта :
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Актуальность:
В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.
В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде. В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры. Ж.Пиаже обращает внимание на то, что «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».
Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения), как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.
К 5 годам , освоив условное действие с предметами и ролевое поведение , ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной .Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей .Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.
Новизна:
Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствии ФГОС ДО с учетом возможностей современных детей посредством применения макетов , в творческой режиссёрской игре.
Цели методической разработки:
- Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
- Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.
Задачи :
1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.
6. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
Ожидаемый результат:
1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.
2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.
3.У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.
Классификация макетов (краткая характеристика).
По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; («кукольный дом»).
Макеты-карты, отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет - обобщенное «природное» пространство).«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определенные (например ,фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).
Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства. На макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.
Территория дополняется объектами (дома, гараж ,бензоколонка ,мост, эстакада).
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес, русло реки, холмы, овраги). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, дом)
«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Универсальные приёмы работы с макетом:
- Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий, использование ИКТ.
- Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
- Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
- Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).
Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
В своей работе я использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.
Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.
Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.
I. Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями
- Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
В ходе реализации поставленных задач мной были сделаны различные макеты ,что обеспечило возможность саморазвития ребенка.
- «Мир насекомых»,
- «Подводный мир»,
- «Африка»,
- «Мир динозавров»,
- «Север»,
- «Дикие животные в тайге»
- «Ферма»,
- «Деревенский двор»,
- «Арктика»,
- «Космос»,
- «Город»,
- «Пожарный щит»,
- «Пресмыкающиеся»,
- «Домашние животные»,
- «Зоопарк»,
- «МЧС»,
- «АЗС»,
- «Автопарковка»,
- «Дерево Времена года».
- «Паутина»
- «Охотничий домик»
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды проводились самые разнообразные работы.
- Мастер – классы
- Родительские собрания
- Выставки
- Консультации
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе
С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, атрибутов для игры м макетов , был проведен мастер – класс «Игры своими руками». Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
III . Заключительный этап
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности у детей и применение их во время игр.
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка макетов.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей при играх с макетами развивались интеллектуальные качества ребенка ,инициатива и волевое усилие .У детей повысился уровень любознательности ,они задают вопросы. Игры с макетами способствовали знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.
Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы МБДОУ.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.
-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Использованная литература:
1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997
3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - пространственная развивающая среда по ФГОС ДО
Консультация для педагогов...
Элементы предметно – пространственной развивающей среды в группе
Вашему вниманию представляю презентацию о тех элементах развивающей среды, которые я использую в своей группе....
Лэпбук как элемент предметно- пространственной развивающей среды центра художественно – эстетического развития
Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм...
Многофункциональная ширма, как элемент предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ
Чтобы предметно – пространственная развивающая среда выступала, как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению создать универсальную многофункциональную ширму для использовани...
Консультация для педагогов «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Консультация для педагогов«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»...
Консультация «Многофункциональная ширма- трансформер, как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
Яркая нестандартная ширма – трансформер способствует укреплению мотиваций детей, поддерживает их интересы, создаёт положительный эмоциональный фон....
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для ...