Предметно - пространственная развивающая среда по ФГОС ДО
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Составил: Шакурова Г.В.
В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы».
Назначение и цели организации РППС ДОО
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста;
создавать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) НОД, осуществление их поддержки по вопросам образования детей,
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
РППС должна быть:
содержательно - насыщенной–включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования.
Определяя наполняемостьРППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей– социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей.
Предметное содержание
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том,что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)....
Организация пространства
К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены.
Изменение
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей…
Обеспечение
Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
физические риски, психологические риски, нравственные риски.
Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
Принцип соответствия возрастным (половозрастным) и индивидуальным особенностям ребенка.
В настоящее время компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышениероли информации, превращение еев одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием инновационных технологий. Однако не все педагоги готовы к определению этого «пути».
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ
Интерактивная доска. Занятия с интерактивной доской проводит воспитатель или педагог в определенное образовательной программой время. Занятия детей с интерактивной доской способствуют: активному познанию детьми окружающего мира с использованием соответствующих электронных образовательных ресурсов. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении, способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе…
Дополнительное оборудование
Видеоконференцсвязь (ВКС). Комплекс сетевого взаимодействия на базе электронного портала. Данное средство позволяет поддерживать обратную связь с методическими службами, различными органами власти, родителями и другими дошкольными образовательными учреждениями с целью организации совместной работы и распространения опыта. Комплекс дает возможность использования интерактивных вариантов взаимодействия (видеоконференция, профессиональное общение, открытые игровые занятия, передача файлов и голосование и т. д.).
Интерактивный пол. Современная проекционная установка, позволяющая оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность. Ребенок, который находится в зоне проекции, своим движением начинает самостоятельно влиять на проецируемое оборудование. Таким образом, педагог может организовать интерактивные образовательные игровые сеансы с имитациейлюбого пространства, соответствующего поставленным задачам: поверхности земли в разные времена года, географические особенности поверхности земли, танцевальные поверхности, поверхности спортивных игр и многие другие материальные поверхности.
Интерактивный стол. Данное средство является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать собственные презентации. Интерактивный стол также подходит для детей с особыми потребностями для коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"
В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...
Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ в соответствии ФГОС»
Выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО
В работе обобщён опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе для детей с ОНР (с введением ФГОС ДО). Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...