Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тема: «В гости к хозяйке луга».
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления детей о разнообразии насекомых;
- формировать знания в области охраны природы;
- упражнять отгадывать загадки о насекомых;
- закреплять знания о строении насекомых.
Речевая:
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять детей в умении отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать психические процессы, фонематический слух, связную речь.
Воспитательная:
- формировать правильные экологические представления (бережное отношение к окружающей природе);
- воспитывать культуру поведения в природе;
- воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего мира.
Словарная работа: муравейник, пчеловод, пасека, улей, соты.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий, картинок с изображением насекомых; дидактическая игра «Насекомые»; развивающая игра «Букашки»; развивающая игра «В мире природы»; чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, «Под грибом» В.Сутеев, чтение стихотворений «Муравей» Е.Л.Степанова; загадывание загадок; просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»; разучивание игры: «На полянку шли насекомых нашли»; наблюдение в природе за насекомыми, исследовательская деятельность.
Подготовка материала: оформление «луга»: изготовление цветов; подбор картинок с изображением насекомых, сот, улья, муравейника;
Используемый материал:
Записи мелодии «Апрель» П.И.Чайковского, кукла бибабо «Хозяйка луга», магнитная доска. Картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, муравьев, божьей коровки, кузнечиков; картинки с изображением ульев, пчелиных сот; цветы, резиновые модели насекомых, корзинка, раскраски для детей.
Методические приемы:
игровой: воображаемая ситуация - пришла в гости хозяйка луга;
наглядный: рассматривание картинок, муляжей насекомых.
слуховой: слушание музыки;
словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, педагогическая оценка.
практический: упражнять в образных пантомимических движениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с окружающим "Хозяйка луга" | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В гости к хозяйке луга».
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления детей о разнообразии насекомых;
- формировать знания в области охраны природы;
- упражнять отгадывать загадки о насекомых;
- закреплять знания о строении насекомых.
Речевая:
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять детей в умении отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать психические процессы, фонематический слух, связную речь.
Воспитательная:
- формировать правильные экологические представления (бережное отношение к окружающей природе);
- воспитывать культуру поведения в природе;
- воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего мира.
Словарная работа: муравейник, пчеловод, пасека, улей, соты.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий, картинок с изображением насекомых; дидактическая игра «Насекомые»; развивающая игра «Букашки»; развивающая игра «В мире природы»; чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, «Под грибом» В.Сутеев, чтение стихотворений «Муравей» Е.Л.Степанова; загадывание загадок; просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»; разучивание игры: «На полянку шли насекомых нашли»; наблюдение в природе за насекомыми, исследовательская деятельность.
Подготовка материала: оформление «луга»: изготовление цветов; подбор картинок с изображением насекомых, сот, улья, муравейника;
Используемый материал:
Записи мелодии «Апрель» П.И.Чайковского, кукла бибабо «Хозяйка луга», магнитная доска. Картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, муравьев, божьей коровки, кузнечиков; картинки с изображением ульев, пчелиных сот; цветы, резиновые модели насекомых, корзинка, раскраски для детей.
Методические приемы:
игровой: воображаемая ситуация - пришла в гости хозяйка луга;
наглядный: рассматривание картинок, муляжей насекомых.
слуховой: слушание музыки;
словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, педагогическая оценка.
практический: упражнять в образных пантомимических движениях.
Ход образовательной деятельности:
В группу входит воспитатель с куклой бибабо- «хозяйка луга».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я, Хозяйка луга. Пришла к вам в гости. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно, весной. Весной оживает вся природа: пробуждаются ото сна насекомые, появляются на деревьях листочки, расцветают цветы. В это время очень красиво в садах, на лугу, в лесу. Но вы, ребята, живете на севере и у вас еще холодно: и нет на деревьях листьев, и цветов, и насекомые еще боятся выползать из своих теплых домиков, и люди еще тепло одеты. А вы хотите оказаться на моем цветущем лугу?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Очень хотите? А я знаю одно замечательное, просто волшебное произведение П.И.Чайковского «Апрель». И оно нам поможет перенестись на цветущий луг. Закройте глаза, послушайте. (Звучит «Апрель» П.И.Чайковского).
- Ребята, посмотрите, вот это и есть мой цветущий луг. Как здесь красиво! Вам нравится? Сколько цветов! А в цветах где-то прячутся …А кто прячется отгадайте:
Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотела, он вспорхнул и улетел. Кто это?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Давайте поищем и найдем бабочку. Сколько их много на лугу…Разные, голубые, красные, желтые, зеленые, разноцветные. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: Потому что бабочка похожа на цветок, яркая и красивая.
Воспитатель: И, правда, у бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. В моей волшебной корзинке есть бабочка. Давайте рассмотрим ее. (достаю бабочку из корзинки) Что еще есть у бабочек, кроме крылышек?
Дети: Туловище, головка, 6 лапок. На голове глаза, рот и усики.
Воспитатель: Бабочки бывают разного цвета и разных размеров, и даже названия у бабочек тоже разные: есть бабочка капустница, апполон, павлиний глаз, радужница и даже адмирал. Когда бабочки раскрывают свои крылышки, они похожи на цветы, а когда к ним подходишь близко, цветы оживают и улетают. Знаете, ребята, бабочек не нужно ловить, если тронешь их крылышки, то сотрешь разноцветную пыльцу с их крыльев и, тогда она не сможет летать и погибнет. Давайте присядем на полянку, чтобы их не спугнуть. А эту бабочку я верну в свою волшебную корзинку.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Жу-Жу-Жу! Над цветами я жужжу!
Потружусь я над цветком - вас порадую медком.
Дети: пчела.
Воспитатель: Кто увидел пчелку? В моей волшебной корзине живет и пчелка. Давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (достаю пчелу и показываю детям)
Дети: Туловище полосатое – с желтыми и черными полосками.
Воспитатель: А крылышки у пчелы, какого цвета?
Дети: прозрачные
Воспитатель: Правильно. Крылья у нее прозрачные. В полете она их расправляет в стороны. Ребята, эта пчела называется «медоносная. Как вы думаете, почему ее так называют?
Дети: делает мед.
Воспитатель: Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки сосут нектар с цветов. (Показываю хоботок у пчелы). Затем несут его в свой домик - улей. Давайте подойдем к ульям, рассмотрим. Улей – это небольшой домик для пчел, который для них сделал человек. Человек, который разводит пчел это пчеловод. В улье живет много пчел, они перерабатывают нектар в мед. Пчелки закладывают мед в специальные решеточки - соты. (Показываю картинку). Когда мед созреет, пчеловод достает соты и откачивает мед, который мы потом покупаем в магазине. Мед очень вкусный и полезный.
Давайте с пчелками поиграем. Встаем все в круг и выполняем движения:
ФИЗМИНУТКА:
Пчелка трудится весь день, и работать ей не лень (разводят руки в стороны)
От цветка летит к цветку (машут руками)
Клеит на брюшко пыльцу (гладят живот)
Хоботком нектар сосет (сложить руки трубочкой)
За день много наберет (разводят руки в стороны)
Унесет нектар в тот улей (обхватить себя руками)
И назад вернется пулей (покружиться вокруг себя)
и мы вернемся на свои места. Присаживаемся.
А еще на моем лугу живут и другие жители:
Погляди на молодцов: веселы и бойки.
Волокут со всех кон материал для стройки.
Без работы, хоть убей, жить не может муравей.
Давайте оглянемся и найдем муравья? Кто нашел муравья? Ребятки, посмотрите, сколько их много в муравейнике. Какой большой домик-муравейник они построили. А в моей волшебной корзине тоже живет муравей. Давайте мы рассмотрим муравья. Чем муравей отличается от пчелы?
Дети: у него нет крыльев, полосок на туловище, он другого цвета.
Воспитатель: правильно.
Муравей коричневого цвета. У него нет крыльев. Муравьи очень быстро ползают. Они дружно и слажено работают - строят себе домик из травинок, хвоинок и маленьких веточек. Давайте тихонечко отойдем, не будем отвлекать муравьев от их важной работы. Присядем на полянку. А кто из вас знает, как можно назвать одним словом бабочку, муравья и пчелу?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно, бабочка, муравей и пчела - это насекомые. А каких еще насекомых вы видите на лугу? Искать насекомых нужно осторожно, медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы не распугать. Многие из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно. Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики? Почему мы не сразу увидели кузнечика?
Дети: он зеленый и в траве его плохо видно.
Воспитатель: Конечно, он же зеленый и его в зеленой траве не сразу увидишь. Давайте рассмотрим его. У кузнечика сильные задние ноги. (показываю). У некоторых кузнечиков есть крылья, у других их нет. Посмотрите внимательно, есть ли у этого кузнечика крылья?
Дети: у этого кузнечика крыльев нет.
Воспитатель: А скажите, ребята, что общего есть у всех насекомых?
Дети: лапки, голова, брюшко.
Воспитатель: Правильно, у всех насекомых имеется голова, грудь, брюшко и самое главное 6 лапок. На голове есть глаза, усики и рот. Чем насекомые отличаются друг от друга?
Дети: цветом, размером, есть летающие и не летающие насекомые.
Воспитатель: Назовите насекомых, у которых есть крылья.
Дети: бабочка, стрекоза, жук, пчела, шмель, комар и другие.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Дети: Чтобы летать.
Воспитатель: С помощью крыльев насекомые могут летать. А насекомые, у которых крыльев нет, умеют быстро ползать или прыгать.
Давайте поиграем в хороводную игру, которая называется « На полянку шли, насекомых нашли». Взялись за руки повторяем за мной:
На полянку шли - насекомых нашли. Раз, два, три движения бабочки покажи. На полянку шли - насекомое нашли. Раз, 2, 3 движение муравья покажи. На полянку шли - насекомое нашли раз, 2, 3 движение кузнечика - покажи. На поляну шли - насекомое нашли раз, два, три движение пчелки покажи. ( и т.д.)
Воспитатель: Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые ползают, летают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не обижайте, не мешайте им делать свои важные дела. А в заключение нашей встречи предлагаю вам размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Воспитатель: Вот и подошло время прощаться: давайте послушаем волшебную мелодию П.И.Чайковского, которая поможет нам вернуться в детский сад. Закрываем глаза. (звучит Апрель Чайковского). Открывайте глаза. Вот вы и дома, в вашем детском саду. Понравилось вам путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам запомнилось? С кем вы встретились?
Дети: Мы были на лугу. Встретились с насекомыми: бабочками, кузнечиками, муравьями, пчелками
Воспитатель: Ну, что, друзья, мне пора возвращаться назад на луг. А чтобы вы помнили о нашей встрече, я подарю вам картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите и оставите себе на память. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром на прогулке с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Букет из одуванчиков»
Уважаемые друзья и коллеги! Представляю вашему вниманию конспект прогулки для детей раннего возраста "Букет из одуванчиков"...
ННОД по приоритетной образовательной области: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) по теме "Ледяные забавы"
Данная методическая разработка составлена по проведению ННОД по образовательной ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в средней разновозрастной группе 3-5 лет по теме «Ледяные забавы» в...
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...
Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) и художественно-эстетическому развитию (аппликацией). Старшая группа. "Весеннее путешествие"
Формировать представления о весне, как периоде пробуждения природы через развитие продуктивной деятельности детей....
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
Рабочая программапо образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Озна...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...