Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тема: «В гости к хозяйке луга».

Задачи:

Образовательная:

  • формировать представления детей о разнообразии насекомых;
  • формировать знания в области охраны природы;
  • упражнять отгадывать загадки о насекомых;
  • закреплять знания о строении насекомых.

Речевая:

  • продолжать учить детей отгадывать загадки;
  • упражнять детей в умении отвечать на вопросы воспитателя;
  • развивать психические процессы, фонематический слух, связную речь.

Воспитательная:

  • формировать правильные экологические представления (бережное отношение к окружающей природе);
  • воспитывать культуру поведения в природе;
  • воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего мира.

Словарная работа: муравейник, пчеловод, пасека, улей, соты.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий, картинок с изображением насекомых; дидактическая игра «Насекомые»; развивающая игра «Букашки»; развивающая игра «В мире природы»; чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, «Под грибом» В.Сутеев, чтение стихотворений «Муравей» Е.Л.Степанова; загадывание загадок; просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»; разучивание игры: «На полянку шли насекомых нашли»; наблюдение в природе за насекомыми, исследовательская деятельность.

Подготовка материала: оформление «луга»: изготовление цветов; подбор картинок с изображением насекомых, сот, улья, муравейника;

Используемый материал:

Записи мелодии «Апрель» П.И.Чайковского, кукла бибабо «Хозяйка луга»,  магнитная доска. Картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, муравьев, божьей коровки, кузнечиков; картинки с изображением ульев, пчелиных сот; цветы, резиновые модели насекомых, корзинка, раскраски для детей.

Методические приемы:

игровой: воображаемая ситуация - пришла в гости хозяйка луга;

наглядный: рассматривание картинок, муляжей насекомых.

слуховой: слушание музыки;

словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, педагогическая оценка.

практический: упражнять в образных пантомимических движениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к хозяйке луга».

Задачи:

Образовательная:

  • формировать представления детей о разнообразии насекомых;
  • формировать знания в области охраны природы;
  • упражнять отгадывать загадки о насекомых;
  • закреплять знания о строении насекомых.

Речевая:

  • продолжать учить детей отгадывать загадки;
  • упражнять детей в умении отвечать на вопросы воспитателя;
  • развивать психические процессы, фонематический слух, связную речь.

Воспитательная:

  • формировать правильные экологические представления (бережное отношение к окружающей природе);
  • воспитывать культуру поведения в природе;
  • воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего мира.

Словарная работа: муравейник, пчеловод, пасека, улей, соты.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий, картинок с изображением насекомых; дидактическая игра «Насекомые»; развивающая игра «Букашки»; развивающая игра «В мире природы»; чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, «Под грибом» В.Сутеев, чтение стихотворений «Муравей» Е.Л.Степанова; загадывание загадок; просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»; разучивание игры: «На полянку шли насекомых нашли»; наблюдение в природе за насекомыми, исследовательская деятельность.

Подготовка материала: оформление «луга»: изготовление цветов; подбор картинок с изображением насекомых, сот, улья, муравейника;

Используемый материал:

Записи мелодии «Апрель» П.И.Чайковского, кукла бибабо «Хозяйка луга»,  магнитная доска. Картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, муравьев, божьей коровки, кузнечиков; картинки с изображением ульев, пчелиных сот; цветы, резиновые модели насекомых, корзинка, раскраски для детей.

Методические приемы:

игровой: воображаемая ситуация - пришла в гости хозяйка луга;

наглядный: рассматривание картинок, муляжей насекомых.

слуховой: слушание музыки;

словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, педагогическая оценка.

практический: упражнять в образных пантомимических движениях.

Ход образовательной деятельности:

В группу входит воспитатель с куклой бибабо- «хозяйка луга».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я, Хозяйка луга. Пришла к вам в гости. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, весной. Весной оживает вся природа: пробуждаются ото сна насекомые, появляются на деревьях листочки, расцветают цветы. В это время очень красиво в садах, на лугу, в лесу. Но вы, ребята, живете на севере и у вас еще холодно: и нет на деревьях листьев, и цветов, и насекомые еще боятся выползать из своих теплых домиков, и люди еще тепло одеты. А вы хотите оказаться на моем цветущем лугу?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Очень хотите? А я знаю одно замечательное, просто волшебное произведение П.И.Чайковского «Апрель». И оно нам поможет перенестись на цветущий луг. Закройте глаза, послушайте. (Звучит «Апрель» П.И.Чайковского).

- Ребята, посмотрите, вот это и есть мой цветущий луг. Как здесь красиво! Вам нравится? Сколько цветов! А в цветах где-то прячутся …А кто прячется отгадайте:

Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотела, он вспорхнул и улетел. Кто это?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Давайте поищем и найдем бабочку. Сколько их много на лугу…Разные, голубые, красные, желтые, зеленые, разноцветные. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: Потому что бабочка похожа на цветок, яркая и красивая.

Воспитатель: И, правда, у бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. В моей волшебной корзинке есть бабочка. Давайте рассмотрим ее. (достаю бабочку из корзинки) Что еще есть у бабочек, кроме крылышек?

Дети: Туловище, головка, 6 лапок. На голове глаза, рот и усики.

Воспитатель: Бабочки бывают разного цвета и разных размеров, и даже названия у бабочек тоже разные: есть бабочка капустница, апполон, павлиний глаз, радужница и даже адмирал. Когда бабочки раскрывают свои крылышки, они похожи на цветы, а когда к ним подходишь близко, цветы оживают и улетают. Знаете, ребята, бабочек не нужно ловить, если тронешь их крылышки, то сотрешь разноцветную пыльцу с их крыльев и, тогда она не сможет летать и погибнет. Давайте присядем на полянку, чтобы их не спугнуть. А эту бабочку я верну в свою волшебную корзинку.

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:

Жу-Жу-Жу! Над цветами я жужжу!

Потружусь я над цветком - вас порадую медком.

Дети: пчела.

Воспитатель: Кто увидел пчелку? В моей волшебной корзине живет и пчелка. Давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (достаю пчелу и показываю детям)

Дети: Туловище полосатое – с желтыми и черными полосками.

Воспитатель: А крылышки у пчелы, какого цвета?

Дети: прозрачные

Воспитатель: Правильно. Крылья у нее прозрачные. В полете она их расправляет в стороны. Ребята, эта пчела называется «медоносная. Как вы думаете, почему ее так называют?

Дети: делает мед.

Воспитатель: Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки сосут нектар с цветов. (Показываю хоботок у пчелы). Затем несут его в свой домик - улей. Давайте подойдем к ульям, рассмотрим. Улей – это небольшой домик для пчел, который для них сделал человек. Человек, который разводит пчел это пчеловод. В улье живет много пчел, они перерабатывают нектар в мед. Пчелки закладывают мед в специальные решеточки - соты. (Показываю картинку). Когда мед созреет, пчеловод достает соты и откачивает мед, который мы потом покупаем в магазине. Мед очень вкусный и полезный.

Давайте с пчелками поиграемВстаем все в круг и выполняем движения:

ФИЗМИНУТКА:

Пчелка трудится весь день, и работать ей не лень (разводят руки в стороны)

От цветка летит к цветку (машут руками)

Клеит на брюшко пыльцу (гладят живот)

Хоботком нектар сосет (сложить руки трубочкой)

За день много наберет (разводят руки в стороны)

Унесет нектар в тот улей (обхватить себя руками)

И назад вернется пулей (покружиться вокруг себя)

и мы вернемся на свои местаПрисаживаемся.

А еще на моем лугу живут и другие жители:

Погляди на молодцов: веселы и бойки.

Волокут со всех кон материал для стройки.

Без работы, хоть убей, жить не может муравей.

Давайте оглянемся и найдем муравья? Кто нашел муравья? Ребятки, посмотрите, сколько их много в муравейнике. Какой большой домик-муравейник они построили. А в моей волшебной корзине тоже живет муравей. Давайте мы рассмотрим муравья. Чем муравей отличается от пчелы?

Дети: у него нет крыльев, полосок на туловище, он другого цвета.

 Воспитатель: правильно.

Муравей коричневого цвета. У него нет крыльев. Муравьи очень быстро ползают. Они дружно и слажено работают - строят себе домик из травинок, хвоинок и маленьких веточек. Давайте тихонечко отойдем, не будем отвлекать муравьев от их важной работы. Присядем на полянку. А кто из вас знает, как можно назвать одним словом бабочку, муравья и пчелу?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, бабочка, муравей и пчела - это насекомые. А каких еще насекомых вы видите на лугу? Искать насекомых нужно осторожно, медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы не распугать. Многие из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно. Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики? Почему мы не сразу увидели кузнечика?

Дети: он зеленый и в траве его плохо видно.

Воспитатель: Конечно, он же зеленый и его в зеленой траве не сразу увидишь. Давайте рассмотрим его. У кузнечика сильные задние ноги. (показываю). У некоторых кузнечиков есть крылья, у других их нет. Посмотрите внимательно, есть ли у этого кузнечика крылья?

Дети: у этого кузнечика крыльев нет.

Воспитатель: А скажите, ребята, что общего есть у всех насекомых?

Дети: лапки, голова, брюшко.

Воспитатель: Правильно, у всех насекомых имеется голова, грудь, брюшко и самое главное 6 лапок. На голове есть глаза, усики и рот. Чем насекомые отличаются друг от друга?

Дети: цветом, размером, есть летающие и не летающие насекомые.

Воспитатель: Назовите насекомых, у которых есть крылья.

Дети: бабочка, стрекоза, жук, пчела, шмель, комар и другие.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем насекомым крылья?

Дети: Чтобы летать.

Воспитатель: С помощью крыльев насекомые могут летать. А насекомые, у которых крыльев нет, умеют быстро ползать или прыгать.

Давайте поиграем в хороводную игру, которая называется « На полянку шли, насекомых нашли». Взялись за руки повторяем за мной:

На полянку шли - насекомых нашли. Раз, два, три движения бабочки покажи. На полянку шли - насекомое нашли. Раз, 2, 3 движение муравья покажи. На полянку шли - насекомое нашли раз, 2, 3 движение кузнечика - покажи. На поляну шли - насекомое нашли раз, два, три движение пчелки покажи. ( и т.д.)

Воспитатель: Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые ползают, летают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не обижайте, не мешайте им делать свои важные дела. А в заключение нашей встречи предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

Воспитатель: Вот и подошло время прощаться: давайте послушаем волшебную мелодию П.И.Чайковского, которая поможет нам вернуться в детский сад. Закрываем глаза. (звучит Апрель Чайковского). Открывайте глаза. Вот вы и дома, в вашем детском саду. Понравилось вам путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вам запомнилось? С кем вы встретились?

Дети: Мы были на лугу. Встретились с насекомыми: бабочками, кузнечиками, муравьями, пчелками

Воспитатель: Ну, что, друзья, мне пора возвращаться назад на луг. А чтобы вы помнили о нашей встрече, я подарю вам картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите и оставите себе на память. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ННОД по приоритетной образовательной области: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) по теме "Ледяные забавы"

Данная методическая разработка составлена по проведению ННОД по образовательной  ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в средней разновозрастной группе 3-5 лет по теме «Ледяные забавы» в...

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...