Проект по экологическому воспитанию в средней группе "Зелёный лучок"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe.odt | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бютжетное дошкольное
образовательное учреждение города
Кемерово детский сад № 145 «Теремок»
Проект
«Зеленый лучок»
Воспитатель:
Краснова А.И.
Кемерово
2020
1. Проект «Зеленый лучок»
2. Вид проекта, сроки : познавательно - исследовательский, краткосрочный (2 недели)
3. Основные исполнители проекта: дети средней группы "Веселые ребята" МБДОУ «Детский сад №145» , родители, воспитатели.
4. Актуальность
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм
воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в
экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но не все дети знают, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в благоприятных и неблагоприятных условиях и разработали данный проект
5. Цель проекта
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
6. Задачи
- закрепление представлений о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
- формирование представления об основных условиях, которые необходимы для роста лука (вода, земля, свет, тепло);
- выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
- выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста.
- вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
7. Ожидаемые результаты
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;
- Формирование у дошкольников уважительного отношения к труду;
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях необходимых для роста лука.
- Формирование знаний о пользе лука, где и в каких целях его используют;
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за ростом лука на подоконнике.
- Обеспечение проекта: материально-техническое, учебно-методическое.
Наименование проекта | «Зеленый лучок» |
Вид проекта, сроки | Познавательно - исследовательский, краткосрочный (2 недели: с 17.02 по 2.03.2020) |
Основные исполнители Проекта | дети средней группы "Веселые ребята" МБДОУ «Детский сад №145» , родители, воспитатели. |
Актуальность | В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но не все дети знают, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в благоприятных и неблагоприятных условиях и разработали данный проект |
Цель Проекта | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта. |
Задачи Проекта |
|
Ожидаемые результаты реализации Проекта |
|
Обеспечение проекта: материально-техническое Учебно-методическое | Репчатый лук, одноразовые стаканы, земля, лейка, вода, мнемотаблица, дневник наблюдений, карандаши, клей, бумага, ножницы, лупы, демонстрационный материал по теме, художественная литература, ноутбук, фотоаппарат, принтер. 1. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – М. : Академия развития, 2006г. 2. Рогожкин А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М. : Педагогика, 1981г. 3. Дубровин И. С. «Все об обычном луке». М. : Эксмо, 2000 г. |
I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
I этап – предварительный :
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Попросить родителей помочь в изготовление модели огорода на подоконнике.
2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
II этап – основной:
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
08.11 11.11 12.11-15.11. 18.11 19.11
20.11
21.11 22.11 25.11 26.11 28.11 29.11 |
Ситуативная беседа: «Почему заболели дети из нашей группы?» Знакомство с художественным произведением: Дж. Родари «Чиполлино». Опытно-экспериментальная деятельность «Посадим лук» Опыт . «Почему растения растут?»
Наблюдение за ростом лука при благоприятных условиях; Наблюдение за ростом лука при неблагоприятных условиях; Чтение сказки «Луковая семья» Познакомить детей с видами и свойствами лука. Чтение экологической сказки «Три брата»; Опытно-экспериментальная деятельность: посадка репчатого лука на перо в комнатных условиях в воде без земли. Наблюдение «Растут ли наши луковицы». Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Отмечать изменения в дневниках наблюдений. Рассматривание репчатого лука и луковых перьев через лупу.
Отгадывание загадок, чтение стихов, пословиц о луке.
Заучивание пословицы «Лук от семи недуг»
Дидактические игры: «Что где растёт», «Вершки корешки». Аппликация «Ай да лучок!» Создание «Книги рецептов блюд с луком». Срезать выращенный лук, подать к обеду. | Вместе с ребенком подготовить и принести пластиковый стаканчик, украсив его изображением Чиполлино; луковицу для посадки. Просмотр мультфильма «Чиполлино» Подобрать и зарисовать алгоритм приготовления блюд с луком. Зарисовать в мнемотаблицу вместе с детьми пословицу или загадку о луке. Консультация в родительский уголок «Лук от семи недуг». Выставка работ по аппликации в родительский уголок Предложить родителям закрепить в домашних условиях приобретенные знания и навыки по выращиванию лука. | Изготовление модели «Огород на подоконнике» Внести в книжный уголок произведение Дж. Родари «Чиполлино». Создание дневника наблюдений и мнемотаблицы по посадке лука в землю. Внести контейнер, репчатый лук, землю, лейку с водой, дневники наблюдений.
Пополнить книжный уголок сказкой «Луковая семья» Разместить в уголке природы демонстрацион-ный материал по видам лука. Пополнить книжный уголок произведениями: «Вершки и корешки»; экологической сказкой «Три брата», «Луковая семья». Пополнить уголок эксперементиро-вания схемами роста растений. Внести лупы, репчатый и зеленый лук.
Внести дидактические и настольные игры Оформление выставки детских работ" Ай далучок!» Разместить фотовыставку «Как мы выращивали лук». |
III этап – заключительный:
Создание «Книги рецептов блюд с луком».
Сделали фотовыставку «Как мы выращивали лук».
Реализация данного проекта научила наших детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели ещё один опыт исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука в благоприятных условиях и неблагоприятных. Узнали где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение и радость.
Приложение
Беседа для родителей «Огород на подоконнике»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в то же самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько, мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Посадим лук» в средней группе
Цель: Формирование знания детей о росте растений.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные понятия о природных витаминах.
Расширять представления детей об условиях роста и развития растения (почва, влага, тепло, свет).
Развивающие: Развитие мышления, кругозора
Воспитательные:. Воспитание бережного отношения к растениям и любовь к природе.
Материал:
1. Корзинка, лук по количеству детей
2. Емкости – стаканчики с землей по количеству детей
3. Сок томатный, яблочный, апельсиновый.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я принесла вам чудесную корзинку. А в ней…….
Воспитатель: (приходит с корзиной и конвертом)
- Дети я сегодня получила письмо (показывает конверт)
Это письмо написал Незнайка
Он пишет, что очень сильно заболел, его заразили микробами.
Как вы думаете, ребята, что ему может помочь?
(ответы детей)
Воспитатель:
- А я думаю, что вылечиться Незнайке помогут витамины. Вы согласны?
Динамическая пауза:
- От простуды и ангины
Помогают витамины
Помогают нам лимон
Хоть и очень кислый он
Помни истину простую
Лучше видит тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок
- Вот где только наш Незнайка
возьмет витамины?
(ответы детей)
- А вы знаете, ребята, ведь витамины не обязательно покупать в аптеке. Их можно просто вырастить самим. И сегодня мы это будем делать.
- Я принесла корзинку, а вот что в ней вы угадайте.
Загадка
Сверху желтый, а внутри он бел,
Дает пучок зеленых стрел.
Лишь порежь его, тотчас
Слезы выступят из глаз
- Правильно, это лук
Рассматривание:
- Посмотрите, луковица сверху покрыта, а снизу есть маленькие корешки.
Лук очень полезный. Люди знают, чтобы не болеть – нужно кушать лук. Говорят: от всех болезней лук полезен. В луке очень много полезных веществ – витаминов.
Лук можно кушать сырым, вареным, жареным.
А если посадить луковицу в землю, то можно вырастить зеленый лучок. Он тоже очень-очень полезный.
Сейчас я покажу вам как это сделать
(достаю емкость с землей, у каждого ребенка стаканчик с землей на столе).
Воспитатель:
Земля нужна луковице для питания. Она должна быть мягкая и теплая.
Теперь берет луковицу, находим корешки и опускаем их в землю, слегка придавливая. Вот и все.
- А как вы думаете, что еще следует сделать, чтобы луковицы выросла? (вода, свет - ответы детей).
(Я поливаю и ставлю и свету)
- А теперь каждый из вас посадит свою луковицу.
Трудовая деятельность.
Ну, вот мы посадили лук, полили его, поставили на окно к свету и будем ждать, когда вырастет зеленый лучок. Не забывайте, что лук надо поливать.
Ну а сейчас – сюрприз от Незнайки
и/у «Угадай на вкус»
(сок томатный, сок апельсиновый, сок яблочный).
Опыт . «Почему растения растут?»
Цель: Выявить необходимые условия для роста растения.
Материалы: две плошки с землей, одна плошка без земли; три луковицы; емкость с водой, предметы ухода за растением (стеки, тряпочки, лейка).
Перед опытом дети вместе с воспитателем рассматривают луковицы. Вопрос воспитателя детям:
— Что мы можем сделать что бы луковицы росли?
Ответы обсуждаются и выдвигаются предположения:
1. Растению нужна земля. Поэтому растение надо посадить в землю.
2. Растение питается водой. Поэтому растение надо поливать.
3. За растениями нужно ухаживать. Поэтому надо рыхлить землю.
— Итак, чтобы лук начал расти, его надо посадить в землю, поливать водой и ухаживать за ним. Давайте это проверим.
Опыт:
— Возьмём одну луковицу, посадите в плошку с землей. Поставьте на подоконнике слева. В течение двух недель своевременно будем поливать, ухаживать за ним.
— Возьмём вторую луковицу, посадим в плошку с землей. Поставим на подоконник справа. Но в течение двух недель только будем рыхлить землю, но не будем поливать.
— Возьмите третью луковицу, посадим в стакан с землёй. Накроем колпаком из черной бумаги. Поставим на подоконник в центре. В течение двух недель будем поливать её, но не открывать колпак.
Итоги:
— Первая луковица появились зеленые перышки.
— Вторая луковица изменений нет.
— Третья луковица появились перья. Цвет светлый. Даже жёлтый.
Почему? Первая луковица , растет и радует нас, потому что мы его посадили в землю, поливали каждый день, рыхлили землю и ухаживали.
У второй луковицы не произошло никаких изменений, потому что мы его посадили в землю, рыхлили землю, ухаживали за ним, но не поливали.
У третьей луковицы перья светло жёлтого цвета, потому что мы его накрыли колпаком. Ему не хватает света.
Вывод: Чтобы растение росло и радовало нас, его надо посадить в землю, постоянно поливать, чтобы оно не засохло. Надо рыхлить землю и ухаживать за растением.
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
«Посадка репчатого лука на перо в комнатных условиях
в воде без земли.»
Цель: Расширение знаний детей о луке, его значении в жизнедеятельности. Формированиепознавательного интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях в воде без земли.
Задачи:
Образовательные задачи: обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека; формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
Изучать способ выращивания лука на перо в комнатных условиях в воде без земли.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, речь, трудовые умения; основы исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья; желание добиваться результата; любовь к растениям, желание ухаживать за ними; умение трудиться в коллективе.
Воспитывать желание познавать окружающий мир.
Оборудование: фотоматериалы лука, разные виды лука, стаканы для посадки лука, лейка с водой, лук для посадки, дневники наблюдений (дети сделали заранее, корзина с нарезанными овощами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила одного сказочного героя. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто же это.
Загадка:
«Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает!»
Воспитатель: О чём эта загадка? (о луке)
- Как вы догадались?
- Что такое лук? (овощ, он растёт на грядке)
-Посмотрите, а вот и он! Пришёл к нам из сказки! Как его зовут? (изображение Чиполлино)
- Чиполлино принёс нам корзинку с овощами.
Чиполлино хочет с вами поиграть. Вы с закрытыми глазами должны будете угадать, что попробовали. Готовы?
Д/И «Угадай по вкусу».
(Морковь, лук, перец, огурец, помидор, капуста, редиска)
Воспитатель: Какой лук на вкус? (горький)
- Что же получается, лук горький на вкус. Его трудно чистить и резать – все от него плачут. Зачем же тогда его используют?
(Ответы детей: в нём много витаминов, чтобы не болеть….)
-Верно. В луке содержится очень много витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям. Улучшают работу сердца, желудка и даже укрепляют дёсны и зубы.
- Какую поговорку про лук вы знаете? «Лук от семи недуг.»
- Что такое недуг?
(Ответы детей: когда болеют.)
Физкультминутка.
В огороде по утру погляди на грядку (наклоны вперед-назад)
Лук зеленый по ветру делает зарядку (подтягивание вверх).
На зарядку встали в ряд репа и редиска (ходьба на месте).
Там листочки вверх глядят (поднять руки вверх, похлопать).
Здесь – пригнулись низко (присесть).
Дети садятся на стулья.
- Как называется такой лук? (Репчатый)
-Что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (прорастить)
- Давайте посмотрим! Правильно! Если репчатый лук прорастить, из его верхушки начнёт расти зелёный лук! Показ наглядности.
- Расскажем Чиполлино,что необходимо для роста растений? (земля, вода, свет, тепло) (показ наглядности) Какие картинки лишние?
- Какие части лука употребляют в пищу? (Листья, луковицу)
- Лук больше всего полезен в свежем виде. Но даже, когда мама добавляет его в суп, он также принесёт большую пользу.
Воспитатель: Чиполлино, наши ребята очень умные, они любят учиться и проводить эксперименты. Правда ребята? (Да)
Воспитатель. Пришло время для еще одного эксперимента. Я приглашаю всех к столу. (На столе лежат дневники наблюдения, стаканы с водой и лук).
- Мы с вами сажали лук в землю и не поливали – лук пророс?
Пророс чуть-чуть, но очень медленно).
- Мы с вами сажали лук в землю, поливали его, но закрывали крышкой от солнца – лук пророс? (пророс, но его зелень была очень светлой и даже желтой).
- Я предлагаю вам проверить прорастёт ли лук в воде без земли! Для этого опустим луковицы донцем вниз в стаканчики с водой. И поставим стаканы на солнце. Каждый из вас раньше сделал дневник наблюдений, в него вы будете зарисовывать все изменения. Каждый будет наблюдать за своим луком. А чтобы не перепутать стаканчики – вы выберете своего Чиполлино.
- Благодаря этому эксперименту, мы выясним, сможет ли лук вырасти в воде без земли. Отнесем наши стаканчики на подоконник.
А сейчас покажем Чиполлино какие мы веселые!
(Дети становятся в круг)
Вот идет в огород развеселый народ.
Надо лук посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)
Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.
Дружно все копаем, лучок мы сажаем. (копают землю лопатой)
Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок)
В руки лейку мы возьмем, лучок сейчас польем (поливают).
Солнце, солнце припекай, наш лучок ты согревай
(дети поднимают руки вверх и качаются)
Лучок вырастет большой, (показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)
Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)
Загадки про лук:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.
(Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.
(Лук)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
(Лук)
Пословицы и поговорки о луке.
- Лук добр и к бою и во щах.
- Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
- Лук да баня все правят.
- Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
- Лук семь недугов лечит.
- Оба луки, оба туги.
- Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
- Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
- Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
- Тугой лук, — то сердечный друг.
- Будто с лука спрянул.
- Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
- Облупил, как луковку.
- Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая.
- Пожилина туга, и лук крепок.
- Кому до чего, а стрелку до лука.
- Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален.
- Рожа — клюковка, глаза — луковки.
- Вот тебе луковка попова, облуплена, готова: знай почитай, а умру, поминай (говорит отец, наделяя сына).
- Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
- Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить, поплясать — против нас не сыскать.
- Лук от семи недуг.
- Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
- Голо, голо, а луковка во щи есть.
- Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят.
Сказка «Три брата».
«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.
- Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюшке и сказали:
- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш брат Чеснок.
- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, — гордо ответили луки.
- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.
- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка, — Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь придти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.»
Воспитатель показывает ребятам семена лука.
- Посмотрите, какие они мелкие. Как вы думаете, почему семена лука называют «чернушка» (потому что семена черного цвета?
Воспитатель читает сказку дальше.
«- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, — сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»
Показать лук севок. Предложить детям подумать, почему он так называется (чтобы его вырастить, нужно сначала посеять семена, севок от слова «сеять»).
- А, что за медные латы выращивает Севок для своего брата (это шелуха?
- Что за зеленые перья спасают человека от нехватки витаминов?
Воспитатель читает дальше.
«- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.»
- Как Репчатый лук может отплатить добром своим братьям (он дает семена-чернушки).
«- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.
- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.
- Какие вы все дружные, — с уважением произнес Илюшка.
- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый» 2.– Вы уже знаете, для того, чтобы вырастить лук, сначала сеют семена-чернушки, из которых получается лук-севок, и уже из лука-севка вырастает репчатый лук, который мы употребляем в пищу. У меня есть севок белого, желтого и красного цвета и головки репчатого лука таких же цветов. Как вы думаете, из севка какого цвета вырастит какой лук? (выходят трое детей и распределяют луковицы по цвету).
- Может ли из севка белого цвета вырасти красная или желтая луковица?
- Красные и белые сорта лука более сладкие. Их используют для приготовления салатов, и так и называют – салатные. Однако, когда ученые решили посчитать сколько сахара содержится в разных сортах лука, то оказалось, что наш обычный репчатый лук содержит наибольшее количество сахара
Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»
(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2))
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию в средней группе
В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного во...
Паспорт проекта по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"
Паспорт экологического проекта содержит цели, задачи, предполагаемый результат, мероприятия с детьми и родителями по организации огорода на подоконнике в группе с детьми среднего дошкольного возраста....
Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Мы защитники природы»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...
Информационно - практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию в средней группе «Улыбка»: “Эколята - дошколята”
АктуальностьДошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающем...
Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа вокруг нас».
Паспорт проекта.Название проекта: «Природа вокруг нас»Вид проекта: познавательно- исследовательский.Участники проекта:дети среднего дошкольного возраста,...