Методическая разработка эколого - образовательного проекта "Врйди в природу другом"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Попова Любовь Александровна

Одним из принципов ФГОС ДО является "поддержка разнообразия детства; созранение унмкальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека". Все это диктует нам необходимость выбирать наиболее эффективные средсива обучения и воспитания, основанные на современных методах и новых интегрированных технологиях. Одним из таких актуальных методов является проектная деятельность. Метод пректов имеет широкую популярность, является инновационной и эффективной формой работы с дошкольниками. Основной целью пректного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, совободной творческой личности. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.  В эколгическом проекте "Войди в природу другом" вопросы экологического воспитания проходят в интеграции со всеми образовательными областями развития. Представлен теоритический этап овладения знаниями о природе и практический - активизация познавательной деятельности, посредством экспериментально - практического способа обретения новых знаний. Практический способ обретения новых знаний способствует воспитанию навыков экологической культуры дошкольников, формированию экологического сознания и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

                                      Методическая разработка

                                Эколого – образовательного проекта

                                         «Войди в природу другом»

                       

                                                                                          Автор проекта:

                                                                                            Попова Любовь Александровна

                                                                   

Паспорт проекта

Введение.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали союзниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность. Особенность детско –родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители и педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способностей детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения то своих успехов и достижений ребенка.

Проект «Войди в природу другом» появился не случайно. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Дети не воспринимают деревья как живые объекты, так как у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору, царапают ее. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожать целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

Наименование проекта: «Войди в природу другом».

Актуальность: экологическое образование детей – процесс формирования осознанно – правильного отношения к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе.                 В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возрастая. Когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается целостное отношение к ней. Природа – наше богатство. Долг и задача воспитателя научить детей беречь это богатство для последующих поколений, воспитать в детях любовь и бережное отношение к природе.

Тип проекта: информационно –практико – ориентированный, групповой.

Участники: Воспитанники группы 5 -6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Предмет исследования: Береза.

Длительность проекта: долгосрочный.

Цель проекта: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Обеспечение эффективного сотрудничества с семьями воспитанников и активизировать участие родителей в жизни ребенка и ДОУ.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Сформировать представления о жизни деревьев – березе, как живом существе (оно растет, размножается, питается, может быть здоровым и больным); строении, функциях и назначении частей дерева (корень, ствол, ветки), об ее особенностях и отличия от других деревьев.
  • Сформировать представление о экологически грамотном поведении человека в природе и пользе деревьев для человека.
  • Развивать у детей умение обобщать, фантазировать, желание наблюдать.
  • Формировать представление об основных потребностях дерева в свете, тепле, воздухе и воде.
  • Вызвать интерес к конкретному объекту – березе, желание оберегать, защищать, заботиться о ней.
  • Овладевать трудовыми навыками по защите и уходу за растениями; воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умеия работать сообща, согласовывать свои действия.    

                              Для родителей:

  • Активизировать знания родителей о экологическом воспитании ребенка, повысить их желание получать новые сведения по теме;
  • Сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей.;
  • Повысит степень вовлеченности родителей в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения.

                      Для педагогов:

  • Использовать активные формы взаимодействия с семьей, для повышения экологической культуры;
  • Повысить уровень знаний об отношениях родителей и детей                                               

  • Социально – коммуникативное развитие:
  • Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формировать готовность к совместной деятельности;
  • Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Способствовать формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом;
  • Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о березе.
  • Воспитывать любовь к родному краю;
  • Формировать основы безопасного поведения в природе.

Познавательное развитие: 

  • Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.
  • Развивать любознательность детей, воображение, познавательную и творческую активность в общении с природой;
  • Систематизировать и закрепить имеющиеся у детей экологические знания о связях и зависимостях в живой и неживой природе;
  • Развивать желание экспериментировать, анализировать, делать самостоятельно выводы.                                                                                                                                            

Речевое развитие:

  • Формировать владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащать словарь детей по теме; составлять описательные рассказы, составлять собственные рассказы в ходе наблюдений, развивать умение использовать в речи малые фольклорные формы; Способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, развивать фонематический слух;
  • Познакомить с детской литературой, связанной с темой проекта, загадками, приметами.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров.
  • Художественно – эстетическое развитие:
  • Развивать эстетическое отношение к природе;
  • Расширять представление детей об особенностях отображения природы в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального)
  • Развивать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной, театральной).

                    Физическое развитие:

  • Помочь усвоить нормы правильного поведения во время прогулок;
  • Способствовать формированию понятия – здоровый образ жизни;
  • Воспитывать осознанную потребность в ЗОЖ;
  • Вселять уверенность в необходимости быть здоровыми через общение с природой.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  • Проект способствует расширению и углублению представлений детей о живой природе, повышению познавательного интереса, дети внимательнее и бережнее относится к окружающей природе и окружающему миру.
  • Появится интерес к конкретному объекту – березе, желание оберегать, защищать, заботиться о ней.
  • Сформируется стремление защищать и беречь природу;

По окончанию проекта уровень знаний о строении дерева, о его коре и ее функциях повысится.    В ходе опытно – исследовательской деятельности будут сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.

                               Для родителей:

  • Будут вовлечены в единое пространство «Семья – детский сад»
  • Станут активными участниками творческого процесса в изготовлении книжек – малышек «Все о березе», в совместном сочинительстве со своими детьми сказок, поделок из природного материала;
  • Станут участниками акции «Посади дерево», «Спаси дерево», субботника.

                                     

                                                 Этапы проекта

                                        1этап – организационный      

                             Мероприятие

                        Цели

Ответственные

1.Определение уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Использовать модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?», «Как узнать?»

Анкетирование родителей «Экология и дети».

Выявить интересующие вопросы, пути поиска информации.

Выявить, знают ли родители, что такое экология и экологическое воспитание в семье; уделяют ли внимание экологическому воспитанию своего

2. Неформальная встреча с участием родителей и детей.

Составление комплексно – тематического планирования, а также конспектов тематических занятий по разным разделам программы, определение тем бесед с детьми;

Подбор методической литературы.

Создание презентаций для родителей и детей, наглядно – дидактических пособий, дидактических игр.

 ребенка.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Развивать у детей интерес к теме проекта.

Воспитатели, родители.

3. Оформление родительского уголка; размещение консультаций на сайте ДОУ, папок – передвижек.

4. Предложение родителям о поиске информации о березе.

Просвещение родителей.

Объединение родителей и детей в поиске нужной информации.

Воспитатели, зам. Зав. По УВР.

Родители и дети.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Совместно образовательная деятельность "Светофор - наш друг" Средняя группа

Закрепление знаний сигналов светофора.Учить детей понимать значение светофора в дорожном движении и расположении цветов....

Эколого-оздоровительный проект «Будь природе другом»

Проект обусловлен актуальной потребностью сообщества детей, их семей, перспективного направления всестороннего развития детей дошкольного возраста. В условиях экономической нестабильности, роста эколо...

Методическая разработка непрерывной образовательности "Живая неживая природа"

Непрерывная образовательная  деятельность  предназначена  для организации образовательной деятельности  с  детьми  старшей  группы  в  возрасте  5-6...

Эколого-спортивный праздник «Будь природе другом» Для детей старшего возраста

Углублять и обобщать экологические знания, научитьдетей видеть мир вокруг себя, применять знания, полученные в детском саду,помочь детям и взрослым больше узнать о проблемах природы, о возможныхпослед...

Эколого-спортивный праздник «Будь природе другом» Для детей старшего возраста

Цель мероприятия: Углублять и обобщать экологические знания, научить детей видеть мир вокруг себя, применять знания, полученные в детском саду, помочь детям и взрослым больше узнать о проблемах...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...

Эколого-спортивные эстафеты "Будь природе другом"

Эколого-спортивные эстафеты "Будь природе другом"...