Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ "Путешествие по правовым островам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кобелькова Елена Викторовна

формирование основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_pravovym_ostrovam.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы

«Путешествие по правовым островам»

Цель: формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников.

Задачи:
Образовательные:

- Обобщить начальные правовые знания у детей.

- Воспитывать правовую грамотность.

- Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей.

- Активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- Развивать коммуникативные навыки.

- Развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей.

- Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу.

- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), игрушки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседы о правах и обязанностях ребенка, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Технологии, используемые в ходе НОД: личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие, технология сотрудничества, проблемно- игровая, информационно- коммуникационные.

Ход занятия:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

(слайд 1)

- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(слайд №2)

- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:

-На что имеют правои на что не имеют?

-Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

(слайд №3)

-А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка».

Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

-Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.

-А для этого мы отправимся в путешествие!

-Все готовы к приключениям?

Дети: -«Да!»).

-Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!

1.Остров: «Право на жизнь и здоровое развитие»(слайд №4)

- Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?

– Верно, ребята! Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь и здоровое развитие.

- Поплыли дальше!

2. Остров: «Право на имя и гражданство»(слайд №5)

-А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)

Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»

- Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!

- Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети: Благодаря родителям.

-Правильно!

-Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.

На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).

Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

-Верно!Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И, конечно, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.

- А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.

Ответы детей.

  1. Остров: «Право на  семью,любовь и понимание со стороны родителей, семьи»(слайд № 6)

- Что вы видите на этом острове?

Ответы детей (семейная фотография)

- А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: С мамой, с папой.

- С родителями;

- А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

– В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!

- Ну что ж, плывём дальше!

  1. Остров: «Право на дом»(слайд № 7)

-Ребята, что же мы видим на этом острове?

Ответы детей (рисунок с изображением дома)

- Молодцы!Дальше в книге ПРАВ РЕБЁНКА написано следующее:«Ребенок имеет право на дом».

-У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Люди даже сочинили пословицы о доме:

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

- Да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

-Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав.

- Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

- Ребята, давайте немного отдохнём.

- Встаем все рассыпную.

Физкультминутка:

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

5.Остров: «Право на образование (обучение)»( слайд № 8)

-Ребята, посмотрите, что вы видите на этом острове?

Ответы детей (книга)

- Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.

- Кто знает как называется наша страна?

Ответы детей (Россия)

- А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?

Ответы детей (с помощью воспитателя).

- Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше!

6.Остров: «Право на защиту от жестокого обращения»(слайд №9)

-Ребята, что же мы видим на этом острове?

(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)

Ответы детей

- Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КНИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится  о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения».

– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других.(Три поросенка, Золушка).

- Что хотел сделать волк с поросятами?

- Как обижали Золушку?

Ответы детей

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

- Почему? 

(ответы детей)

-Плывём к следующему острову!

7. Остров: «Право на бесплатную медицинскую помощь»(слайд №10)

– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?

Ответы детей

-В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

(слайд с изображением доктора Айболита)

- Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой 

(ответы).

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?

(ответы).

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)

-Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

8.Остров № «Право на отдых и досуг»  (слайд № 11)

9.Остров: «Волшебный сундучок»

- Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!

-Давайте вместе поиграем с ним!

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
Игрушечная семейка (мама и ребёнок) - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой, жить в семье).                                                    Картинка с изображением Доктора Айболита- право на здравоохранение и соцобеспечение                                                                                                                                - Право на защиту от жестокого обращения

- Право на быть понятым и принятым таким какой есть

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали?(ответы).

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"

Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

Конспект занятия в старшей группе по правовому воспитанию. «Путешествие в « Страну Имени».»

занятие участвовало в конкурсе "О правах через игру" было проведено показательное занятие...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие по островам»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. -поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание поиграть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопом...