Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ "Путешествие по правовым островам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
формирование основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_pravovym_ostrovam.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшей группы
«Путешествие по правовым островам»
Цель: формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить начальные правовые знания у детей.
- Воспитывать правовую грамотность.
- Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей.
- Активизировать словарь по теме.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей.
- Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), игрушки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседы о правах и обязанностях ребенка, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Технологии, используемые в ходе НОД: личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие, технология сотрудничества, проблемно- игровая, информационно- коммуникационные.
Ход занятия:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами
(слайд 1)
- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!
(слайд №2)
- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:
-На что имеют правои на что не имеют?
-Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.
(слайд №3)
-А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка».
Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
-Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.
-А для этого мы отправимся в путешествие!
-Все готовы к приключениям?
Дети: -«Да!»).
-Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!
1.Остров: «Право на жизнь и здоровое развитие»(слайд №4)
- Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?
– Верно, ребята! Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь и здоровое развитие.
- Поплыли дальше!
2. Остров: «Право на имя и гражданство»(слайд №5)
-А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)
Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»
- Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!
- Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?
Дети: Благодаря родителям.
-Правильно!
-Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.
На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).
Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?
Дети: Паспорт.
-Верно!Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И, конечно, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.
- А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.
Ответы детей.
- Остров: «Право на семью,любовь и понимание со стороны родителей, семьи»(слайд № 6)
- Что вы видите на этом острове?
Ответы детей (семейная фотография)
- А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?
Дети: С мамой, с папой.
- С родителями;
- А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?
Дети: Семья.
– В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!
- Ну что ж, плывём дальше!
- Остров: «Право на дом»(слайд № 7)
-Ребята, что же мы видим на этом острове?
Ответы детей (рисунок с изображением дома)
- Молодцы!Дальше в книге ПРАВ РЕБЁНКА написано следующее:«Ребенок имеет право на дом».
-У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
Люди даже сочинили пословицы о доме:
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
- Да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
-Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав.
- Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.
- Ребята, давайте немного отдохнём.
- Встаем все рассыпную.
Физкультминутка:
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
5.Остров: «Право на образование (обучение)»( слайд № 8)
-Ребята, посмотрите, что вы видите на этом острове?
Ответы детей (книга)
- Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.
- Кто знает как называется наша страна?
Ответы детей (Россия)
- А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?
Ответы детей (с помощью воспитателя).
- Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше!
6.Остров: «Право на защиту от жестокого обращения»(слайд №9)
-Ребята, что же мы видим на этом острове?
(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)
Ответы детей
- Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КНИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения».
– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других.(Три поросенка, Золушка).
- Что хотел сделать волк с поросятами?
- Как обижали Золушку?
Ответы детей
А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.
- Почему?
(ответы детей)
-Плывём к следующему острову!
7. Остров: «Право на бесплатную медицинскую помощь»(слайд №10)
– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?
Ответы детей
-В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
(слайд с изображением доктора Айболита)
- Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой
(ответы).
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?
(ответы).
Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)
-Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.
Пусть дети живут, смеются звонко
Подрастают с каждым днем
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду Я!
8.Остров № «Право на отдых и досуг» (слайд № 11)
9.Остров: «Волшебный сундучок»
- Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!
-Давайте вместе поиграем с ним!
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
Игрушечная семейка (мама и ребёнок) - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой, жить в семье). Картинка с изображением Доктора Айболита- право на здравоохранение и соцобеспечение - Право на защиту от жестокого обращения
- Право на быть понятым и принятым таким какой есть
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали?(ответы).
Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"
Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру...
Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...
Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...
Конспект занятия в старшей группе по правовому воспитанию. «Путешествие в « Страну Имени».»
занятие участвовало в конкурсе "О правах через игру" было проведено показательное занятие...
Конспект занятия в старшей группе. Путешествие по островам эмоций.
Путешествие по островам эмоций....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие по островам»
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. -поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание поиграть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопом...