конспект занятия в младшей группе "Путешествие в мир насекомых"
методическая разработка по окружающему миру
занятие проходит в занимательной для детей форме и расширяет, закрепляет знания детей о мире насекомых. На занятии используются стихи, загадки, песенки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_pedagogicheskom_protsesse1.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе
детского сада.
Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне. В соответствии с новыми требованиями ФГОС, театрализованная деятельность затрагивает все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что помогает построить весь педагогический процесс. Ребенок познаёт окружающий мир через самый доступный для него способ восприятия и переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов.
В работе педагога театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты. В образовательную деятельность легко вписывается театрализованная деятельность как игровой приём и форма обучения. Сказочные персонажи и игрушки в группе помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, а усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Театрализованная деятельность помогает педагогу в работе с детьми:
− обогащает словарный запас ребенка;
− активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его);
− развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»);
− повышает уверенность в себе;
− тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу);
− эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию).
Чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно не только разнообразить тематику, но включать в театрализованный процесс знакомых детям персонажей по мультфильмам, это позволяет сформировать положительный эмоциональный настрой, ребенок находится в знакомой среде с любимыми игрушками и героями, хочет с ними взаимодействовать, принимая участие в сценках, беседуя об их поведении (тем самым активизируя свою речевую деятельность, обогащая словарный запас). Театрализованная деятельность с использованием настольного, кукольного театра помогает учить детей координировать движение рук и глаз, сопровождать движение пальцев с речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи. У малышей ещё недостаточно опыта и чтобы малыши могли накопить такой опыт, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Театрализованная среда является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Роль педагога помочь в процессе формирования духовных потребностей личности ребенка, направлять, обогащать и развивать эту личность, включая ее в активный процесс социализации.
Во время организации театрализованной игры дети общаются со сверстниками, приобретая коммуникативные умения и навыки. Они учатся прислушиваться друг к другу, помогать и заботиться друг о друге, а самое главное договариваться между собой. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Своевременное овладение правильной речью, активное использование ее — является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития — одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Ведущая педагогическая идея Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей, добиваясь ее выразительности, используя театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла: широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, математике, грамоте, ориентировке в пространстве. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Элементы театрализации можно включать в занятия по физическому развитию, для формирования правильной осанки, для умения выполнять движения красиво и быстро. Движения будут усваиваться намного лучше, если их выполнять в соответствии с каким – либо образом. Итак, с уверенностью можно сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышления, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал. Театрализованные игры — интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети станут принимать в них участие.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.
Литература:
Алексеева М. М., Яшина В. А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2003.
Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1982. Фольклор — музыка — театр. /Под ред. С. И. Мерзляковой./ М., 1999.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. издательство “Арки”. М. 2004.
Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. −2-е изд. М., 1984.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС», 2003г.
Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада — М. «Пресс», 2004.
Менежмент Д. В. Игра драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А. П. О.,1994
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
Арушанов А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками,// Дошкольное воспитание, 2001.№ 5.
Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: «Педагогика»,1974.
Статья Акулова О. В. «Театрализованные игры для детей» // Дошкольное воспитание, 2006. № 4 Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, Возращение к таланту. — Красноярск, АКМЭ,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии. "Путешествие в страну насекомых".
Для педагогов ДОУ....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"
На занятии дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания о насекомых, их характерных признаках....
Конспект занятия в старшей группе "В мире насекомых"
Работая с этим конспектом необходимо опираться на презентацию, в которой есть загадки и качественные фотографии....
Конспект занятия в младшей группе "Насекомые летом"
Цель: формировать умение ориентироваться в природном окружении....
Конспект занятия в младшей группе "Насекомые"
Знакомство детей с насекомыми....
Интегрированное занятие в младшей группе по теме "Насекомые"
Данное занятие может быть использовано как открытое....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Насекомые» в младшей группе
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые" в младшей группе. На занятии мы расширяем представления детей об особенностях внешнего вида, питания и о местах оби...