План - Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству на тему: «Помочь лесовичку расколдовать насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пырырко Мария Николаевна

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

Образовательные: - уточнить и расширить представления о насекомых (божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела, комар, муха) и их характерных признаках; - формировать представления о зависимости их окраски от места обитания; - закрепить знания о строении тела насекомых; голова, брюшко, ноги, усики); - объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;

Развивающие: - развивать зрительное, тактильное восприятие; - развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь; - активизация и обогащение словаря;

Воспитывающие: - воспитывать интерес к окружающей природе; - воспитывать бережное отношение к родной природе; - воспитывать желание помогать друг другу; Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение природоведческой литературы, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.

Оборудование: письмо от лесовичка, картинки с насекомыми (божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар), разрезные картинки (божья коровка, пчела), конвертики с геометрическими фигурами. Музыка (звуки природы, насекомых) Виды детской деятельности: • игровая; • коммуникативная; • познавательно-исследовательская; • изобразительная; • двигательная.

Предварительная работа с детьми: • рассматривание иллюстраций, • чтение природоведческой литературы; • отгадывание загадок о насекомых; • просмотр мультфильмов. Заучивание стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить представления о насекомых (божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела, комар, муха) и их характерных признаках;

- формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;

- закрепить знания о строении тела насекомых; голова, брюшко, ноги, усики);

- объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;

Развивающие:

- развивать зрительное, тактильное восприятие;

- развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;

- активизация и обогащение словаря;

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к окружающей природе;

- воспитывать бережное отношение к родной природе;

- воспитывать желание помогать друг другу;

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение природоведческой литературы, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.

Оборудование: письмо от лесовичка, картинки с насекомыми (божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар), разрезные картинки (божья коровка, пчела), конвертики с геометрическими фигурами. Музыка (звуки природы, насекомых)

Виды детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • изобразительная;

двигательная.

Предварительная работа с детьми:

рассматривание иллюстраций,

чтение природоведческой литературы;

отгадывание загадок о насекомых;

просмотр мультфильмов.

Заучивание стихотворений.

Ход занятия.

1.​ Организационный момент

- Ребята, какие вы сегодня красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и встаньте в круг. Скажите с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? Давайте улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

- Скажите, какое время года за окном? (Весна) Почему?

- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается. Давайте потянемся к солнышку, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу.

- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители мы узнаем потом.

Мы к лесной поляне вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал — не споткнулся, не упал!

Подходим к полянке. Там никого нет, только письмо от лесовичка.

«Ребята, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли к нам. У нас на полянке беда: злая Стужа заколдовала маленьких жителей полянки. Чтобы их спасти, нужно прогнать стужу и расколдовать - выполнить несколько заданий».

А кто знает, что такое стужа? (это- сильный холод, мороз)

- Давайте поможем маленьким жителям полянки? Чего боится стужа? (солнца, тепла, весны)

- Встанем в круг и прогоним злую стужу.

Солнышко, солнышко, золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

- Стужу мы прогнали.

А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. Отправляемся в путь искать задания. Нужно найти конверт с цифрой 1.

1 задание «Узнай по тени» Назовите чьи это тени?

Теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия, о ком мы будем говорить сегодня? ( О насекомых)

2 задание. Найдите конверт с цифрой 2.

А вот и второе задание: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Стрекоза ничего не может слышать – у нее нет органа слуха. Зато глаза просто удивительные: они состоят из огромного количества маленьких фрагментов, как мозаика, из которых верхние видят черный и белый цвета, а нижние  — все остальные. И голова этого насекомого может поворачиваться абсолютно  в любую сторону, даже назад. Стрекоза – это грозный и ненасытный хищник: за один день она съедает около сорока мух. Во время охоты она устремляется наперерез своей добыче, и промашки у стрекозы случаются крайне редко. Раньше на Руси стрекозами называли кузнечиков. А у предков стрекозы, обитавших на нашей планете во времена динозавров, размах крыльев был чуть менее метра.

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Одно из самых интересных насекомых – это муравей. Муравьиное общество устроено почти так же, как человеческое, поэтому этих насекомых считают очень разумными. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материалы для строительства своих домиков. При этом каждый муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в 10 раз превышает его собственный вес. У муравьев есть свои домашние животные – тля, о которой муравьи заботятся так же, как человек — о коровах: пасут ее на различных растениях и «доят» — забирают лишний нектар, пощекотав тле брюшко. А в Африке живут муравьи-воины, которые настолько агрессивны, что уничтожают все на своем пути, и при виде их даже львы спасаются бегством.

3 задание. Конверт с цифрой 3.

«Собери целое из частей». Работа по подгруппам.

Следующее задание называется «Составь насекомое из частей». У вас лежат 2 конверта ….. Положите их перед собой, достаньте разрезанные карточки и составьте целое из частей. Назовите, кто получился.

Дети делятся на две подгруппы и собирают картинки.

Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .

- Кто это? (божья коровка)

- Сколько ног? – Как передвигается (ползает и летает)

- Где мы можем встретить б. к. (на лугу, деревьях, траве)

- Какого цвета б. к.? Посмотрите, какая она яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре деревьев. Ее любая птица заметит. Как же ей спрятаться (предположения детей).

- Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

- Божья Коровка ест тлю – которая поедает листья деревьев.

Может, кто то знает стихи про Божью коровку. (Настя Козл)

Божья коровка — полезный жучок,
В черный горох у нее пиджачок.
С тлей расправляется быстро и ловко,
Лечит растения божья коровка.

А что получилось у 2 группы.

О пчелах слышали многие. Но немногие знают, к примеру, что каждая пчелка может свободно залететь только в свой собственный улей – в чужой ее не пустят специальные охранники. Пропуском служит запах, который для каждого улья свой. Найдя хорошее, богатое нектаром, местечко, пчелка летит обратно домой, где при помощи специального танца убеждает своих полосатых родственников следовать за ней. Нектар пчелки переносят на своих задних лапках. Глаз у пчелы не два, а пять. А из всех цветов они чаще всего выбирают фиолетовый и зеленый; красный же не различают вовсе. Здесь можно с ребятишками вспомнить названия цветов фиолетового цвета (ирис, клевер, гладиолус, анютины глазки, кукушкины слезки) – они больше всего понравятся пчелкам. Затем поразмыслить, какие цветы пчелки видят плохо (роза, мак, пион, тюльпан – все красного цвета).

Может, кто то знает стихи про пчел… (Яна)

Пчёлы славятся трудом,
Улей - их семейный дом,
А в семье царит порядок,
Потому и мёд так сладок.

День семейный трудовой
Начинается с зарёй.
Лишь проснутся и - в полёт,
На лугах нектар их ждёт.

ФИЗМИНУТКА.

Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Конверт с цифрой 4 задание. 

Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний медведь, потому что он дикое животное, а остальные насекомые.
  • Лишняя божья коровка, потому что она приносит пользу, а остальные насекомые вред.
  • Лишняя берёза, потому что она дерево, а остальные насекомые.
  • Лишний дятел, потому что он птица, а остальные насекомые.

Конверт с цифрой 5. Давайте послушаем, кто издает эти звуки

Правильно Комар

Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые усики, самок усики гладкие. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.

На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.

Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц. За один раз самка выпивает столько крови, сколько превышает ее массу в 5–6 раз. Насытившись, самка летит откладывать яйца. Комары очень быстро размножаются. За раз комариха может отложить около 350 яиц. Через две недели из них появляются личинки.

Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.

Люди сложили про комаров множество легенд. У североамериканских индейцев есть предание, что комаров послал в наш мир великий дух Ваконда. Так он наказал всех людей за то, что одна женщина была очень ленива и любила сплетничать. комарМногие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Малярийные комары названы так потому, что переносят возбудителей малярии.

Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.

стихотворение Руслан.

Вот комарик - пискунок,
Очень звонкий голосок.

Он над нами пролетит,
Громко - громко запищит.
Ты, комар, нас не кусай,
Ночью спать нам не мешай

Муха живет не больше трех недель. По потолку и другим наклонным поверхностям она ходит благодаря специальным присоскам на ее передних лапках; когда муха трет лапки друг о дружку, она очищает присоски, чтоб они лучше прилипали. Самая опасная муха, цеце, живет в Африке. Она нападает на любой теплый движущийся объект, даже на машину; но при этом цеце почему-то никогда не трогают зебр.

 

стихотворение Лера.

Муха, сев на потолок,
Смотрит сверху на пирог.
Откусить бы, хоть разок,
Самый лакомый кусок.

Кузнечик. А вот у кузнечика ножки исполняют роль ушей. Кроме того, благодаря своим ножкам, кузнечик может совершать прыжки длиной, в двадцать раз превышающей длину его тела. Здесь можно предложить ребятишкам отмерить расстояние, на которое мог бы прыгнуть кузнечик с картинки: для этого используем картинку в качестве мерки и отмеряем двадцать таких мерок. Заодно вспоминаем счет до двадцати и учимся пользоваться эталоном.

 

стихотворение Арина.

Вот кузнечик молодец
Ловко скачет удалец
С травки на былинку,
Выпрямляя спинку.
Скачет по лугам, хохочет,
Громко, звонко он стрекочет.

Конверт 6 задание.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про кузнечиков, да про мух, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

Воспитатель:

- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница.)

Воспитатель:

- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет.)

Воспитатель:

- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку.)

Воспитатель:

- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.)

Разложите картинки по порядку.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней. (бабочка - игрушка лежит на столе)

- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, ноги. (показать)

- У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 ног.

Задание 7. А вы хотели бы сами сделать таких красивых бабочек.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Давайте пройдем к столу. Выберете себе бабочку, какая вам понравилась и давайте её крылышки украсим стразами.

Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились. Посадите их на цветы пусть они собирают нектар. А, какие цветы расцвели на поляне. (подснежники, сон трава, мать- и –мачеха, одуванчики). Как мы их называем одним словом. (первоцветы)

Посмотрите сколько насекомых мы спасли.

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

И птицы вернулись.

И давайте послушаем как хорошо и весело стало на поляне. (звуки природы).

Это всё наши друзья.

Посмотри скорей вокруг-

Справа друг и слева друг.

Без друзей нам жить нельзя,

Все вокруг твои друзья.

Птички, бабочки и мошки,

Паучки, собаки, кошки-

Наши меньшие друзья,

Обижать друзей нельзя.

Надо их оберегать

И в обиду не давать!

Заключительная часть.

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались. Вам было интересно.

Если вам понравилось занятие, и вы узнали много нового положите на поляну цветок красного цвета.

Если вам не понравилось и было не интересно цветок желтого цвета.

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.

И лесовичек для вас ребята приготовил подарки (листочки-раскраски скреплиные веревочками), раздаются ребятам.

Молодцы ребята, спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе "Помочь лесовичку расколдовать насекомых"

- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;- формировать представления о зависимости их окраски от мест...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"

Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»

  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»        ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многооб...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству Тема: «Весенняя полянка» (младшая группа)

Цель: Закрепить знания детей о весне, насекомых, первых цветах.Задачи:1. Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах и насекомых.2. Развивать вос...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Насекомые»

расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;уточнять знания о пользе и вреде насекомых для ...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме: "Профессии"

Цель: уточнить и расширить представления детей о различных профессиях. Задачи:Образовательные: обучение образованию глаголов от существительных, формирование навыка словообразования, об...