Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»
ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых, об их характерных признаках, учить выделять общие существенные признаки насекомых, подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки-копии насекомых, игрушка-копия паука, демонстрационный материал с изображением насекомых, кора дерева, лупы, макет муравейника, трава, цветок, аудиокассеты с записью звуков леса, баночка с медом, восковая свеча.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Предлагает детям пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать спрятавшихся маленьких существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол и спрашивает:
- Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?
- Как можно назвать их одним словом? (насекомые)
- Что общего у всех насекомых? У всех есть голова, брюшко, 4 крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.
- Каких насекомых еще знаете?
Воспитатель показывает паука.
- Можно ли назвать его насекомым? Почему нет?
Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.
- Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)
- Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их движения и звуки.
- Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)
- Как вы думаете, куда исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).
- Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе, в пнях, различных щелях).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.
- Кто же враг насекомых? (птицы)
- Как насекомые могут защищаться от врагов?
Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся от птиц, и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.
Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку, выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей, что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю.
Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу.
Неподвижно лежу.
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
- А где у бабочки дом?
У муравья дом - …. (муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.
Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.
- Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.
- Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду. Люди еще в древние времена заметили, что если
- комары столбом – к хорошей погоде;
- муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;
- перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;
- муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;
- много мошек – готовь по грибы лукошек.
Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!
- Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель загадывают загадки). Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nasekomye.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
по теме «НАСЕКОМЫЕ»
Подготовила Сорокинна Т.А.
ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых, об их характерных признаках, учить выделять общие существенные признаки насекомых, подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки-копии насекомых, игрушка-копия паука, демонстрационный материал с изображением насекомых, кора дерева, лупы, макет муравейника, трава, цветок, аудиокассеты с записью звуков леса, баночка с медом, восковая свеча.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Предлагает детям пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать спрятавшихся маленьких существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол и спрашивает:
- Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?
- Как можно назвать их одним словом? (насекомые)
- Что общего у всех насекомых? У всех есть голова, брюшко, 4 крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.
- Каких насекомых еще знаете?
Воспитатель показывает паука.
- Можно ли назвать его насекомым? Почему нет?
Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.
- Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)
- Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их движения и звуки.
- Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)
- Как вы думаете, куда исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).
- Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе, в пнях, различных щелях).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.
- Кто же враг насекомых? (птицы)
- Как насекомые могут защищаться от врагов?
Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся от птиц, и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.
Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку, выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей, что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Расту червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю.
Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу.
Неподвижно лежу.
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
- А где у бабочки дом?
У муравья дом - …. (муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.
Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.
- Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.
- Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду. Люди еще в древние времена заметили, что если
- комары столбом – к хорошей погоде;
- муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;
- перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;
- муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;
- много мошек – готовь по грибы лукошек.
Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!
- Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель загадывают загадки). Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"
Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Насекомые»
расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;уточнять знания о пользе и вреде насекомых для ...