Ознакомление дошкольников с экологией
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование у дошкольников экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_shkola1.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа№1400 9ДК
Москва 2020
«Ознакомление дошкольников с экологией»
Трансляция опыта
Подготовила : Свистухина Т.Б.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствует формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развит ого человека- вот главные аспекты работы педагога с детьми. Важно объяснить детям суть явлений, понятий, делая акцент на существующие в природе взаимосвязи. Понимание важнее всего.
Обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок учился с желанием, был инициативным. Проявлял доброжелательное , заинтересованное отношение к результатам работы , даже к маленьким успехам.
Задача педагога –подвести его к пониманию содержания тех запросов, чтобы он сам сформулировал правила поведения в природе и мог их объяснить, а не просто запомнить.
Например, фраза « Берегите деревья, они наши зеленые друзья!» не имеет никакого экологического содержания , она не понятна ребенку. А вот если дети представят себе, как тесно связаны с деревом многие другие растения и животные, которые оно их кормит, для которых служит домом, узнают, как деревья очищают воздух- они поймут, почему нужно к ним относиться бережно.
Ребенок должен активно участвовать во всех видах деятельности. Он должен чувствовать себя свободно, раскованно, не бояться высказывать свои мысли и даже ошибаться. Предлагать ребятам обсуждать любое высказывание, любое предположение, чтобы они сами пришли к правильному выводу. Если они поймут ответ, то запомнят его. В процессе обучения нужно задействовать все органы чувств ребенка: и зрение и слух и обоняние и осязание.
На прогулке эффективно использовать знакомство с окружающим миром. Предложить детям найти самую большую и самую маленькую лужу, подумать откуда и куда бегут ручейки. Найти интересные камешки и листья.
Учитывать индивидуальность ребенка; одни дети могут подолгу созерцать пейзаж, цветы, деревья, другие же должны постоянно что-то трогать руками, исследовать различные объекты .Для обучения необходимо использовать самые разные виды деятельности. Так как разные полушария участвуют в разных видах мышления. Так, в правом полушарии преобладает восприятие образной, а в левом- логической информации.
Н. Юркова» Чудо»
Мне с утра хотелось чуда.
Я искал его повсюду:
Шарил в темном коридоре,
Через щель смотрел в заборе,
Раз пятнадцать обежал
Вдоль и поперек квартал,
Запыхался и устал
Чуда – не нашел нигде.
Просто так присел к воде-
Чуда я уже не ждал.
Было тихо,
Пруд дремал
Вниз спускался солнца круг….
Рыбка вдруг взлетела,
Над водой из глубины,
Выгнувшись , как серп луны,
Вот так чудо!
Лишь сверкнула,
Снова рыба в пруд нырнула.
Рыбы нет.
Но чудо –тут.
Дышит им заросший пруд,
Шелестит о чуде сад,
Закружив в листве закат.
Понял я тогда,
Что чудо
Можно увидать повсюду-
В дереве, в цветке, звезде,
В отраженьях на воде,
И в закате…
Чудо- рядом и везде,
Дома, на краю земли.
Чудо к тем, кто очень ждет,
Обязательно придет!
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всем, что окружает. Природа, с ее необычным разнообразием явлений,животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу и защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования.
Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в детском дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок, в процессе которых формируются основы и начальный опыт природообразного поведения дошкольника, умение и навыки наблюдений за природными объектами, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.
Современные экологические проблемы выдвинули перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.Дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладываются позитивные отношения к природе.
Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем книги и картинки в рассказах.Шестым чувством назвал К.Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется на определенной ступени сознания.Развить у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее происходит обучение и формируется осознанное отношение к ней. К концу дошкольного возраста в результате сезонных наблюдений у детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественно- игровой и трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)
Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"
Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяю...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"
В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Ходит капелька по кругу»
laquo;Ходит капелька по кругу»Программное содержание:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать...