Конспект досуга в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хлысталова Вера Анатольевна

Целью данного досуга является создание благоприятной и радостной атмосферы для детей, в которой они узнвют много о пернатых друзьях, о русских народных праздниках и обычаях,учатся любить и защищать природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dosuga_ptitsy_v_starshey_gruppe.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №281 (Д/О №4)

г. Москва

Конспект досуга в старшей группе

«Пришла весна, прилетели птицы»

Воспитатель: Хлысталова В.А.

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель: Формировать интерес и любовь к природе,

Развивать коммуникативные, речедвигательные навыки, имитационные движения, посредством малых форм фольклора.

Задачи:

О. З. Расширять представления о признаках весны, о перелетных птицах; продолжать формировать умение выполнять движения по тексту, под музыку. Познакомить с весенним праздником «Встреча птиц».

К. З. Формировать способность к анализу, обобщению, умение самостоятельно делать выводы, умозаключения при описании ярких, характерных признаков животных через разгадывание загадок. Пополнять и активизировать словарь детей посредством проговаривания и договаривания отдельных слов и простых фраз.

В. З. Воспитывать интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, интерес к предложенной деятельности.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу, а также поговорить и узнать немного нового о птицах. Ребята, а кто знает, почему именно о птицах пойдёт сегодня речь?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что день 1 апреля отмечен в календаре, как «Международный  День Птиц». Ребята, А вы знаете, что День Птиц празднуется уже более 100 лет? Впервые День птиц как массовый детский праздник стал проводиться в Соединённых Штатах Америки в 1894 году. А вот уже с 1925 года этот праздник широко зашагал по России.

А ещё, издавна на Руси в день весеннего равноденствия – 22 марта отмечали веселый праздник – Жаворонки, который был посвящён встрече весны и прилёту птиц. Люди верили, что с прилётом первых птиц непременно придёт весна, поэтому пернатых, голосистых гостей зазывали коротенькими песнями =  закличками.

Дети исполняют заклички.

Воспитатель: Обычно в день 22 марта ожидался прилёт жаворонков, которые прилетают вслед за грачами – первыми весенними птицами. Люди устраивали гуляния, пекли печенье в форме птичек, зазывали к себе весну. Предлагаю вам тоже позвать к нам Весну дружным весёлым хороводом, как это делали  на Руси.

Хоровод «Ой бежит ручьём вода».

Входит весна. 

Весна: Здравствуйте, ребята.

            Я весна – красна в гости к вам пришла,

            Солнышка тепло и молодую зелень с собою принесла.

            А ещё со мной вернулись голосистые друзья,

            Отгадайте, дорогие, о ком же это я?

Ответы детей.

Весна: Правильно, это – птицы. А что вы знаете о птицах? Например, загадки или пословицы?

Воспитатель: Ребята знают много загадок о птицах, сейчас тебе их загадают.

Ребёнок:        На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем?

                        Хоть кругом и красота, но такая высота!

                        Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться,      

                         Два могучие крыла - у хозяина ... (орла).

Ребёнок:        В лесу, под щебет, звон и свист стучит лесной телеграфист:

                       "Здорово, дрозд, приятель! "И ставит подпись ... (дятел).

Ребёнок:         Трещала с самого утра: "Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!"

                         А что - пора? Какая с ней морока, когда трещит ... (сорока).

Ребёнок:             Кто без нот и без свирели, лучше всех выводит трели,

                         Голосистей и нежней? Кто же это?  (Соловей).

Ребёнок:         Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

                         Крикунья хрипловатая  - известная персона.

                         Кто она?..   (ворона).

Ребёнок:         Хвост раскрылся сам собой,  словно веер расписной.

               У хвоста есть властелин, А зовут его ...  (павлин).

Весна: Как много птиц вы знаете! Да, мир птиц прекрасен и многолик.  Маленькие и большие, с великолепным оперением и самые обыкновенные, домашние и лесные, черные и белые, певчие и стучащие – всякие, ценимы людьми. «Не сотни, а тысячи лет человек мечтал разгадать языки птиц, уяснить смысл и мелодию таинственных песен». Посмотрите и послушайте, ребята, как прекрасны птицы и их голоса.

Демонстрация ролика.

Весна: Понравились вам птичьи голоса, их пение?  Скажите, ребята, с помощью каких музыкальных инструментов мы можем передать пение птиц?

Ответы детей.

Весна: Ну, тогда берите их, и изобразите для нас прекрасное птичье пение.

 Игра на музыкальных инструментах.

Весна: Замечательно у вас получается, ребята, спасибо. Ребята, у меня есть эмблемки с изображением птиц, я хочу их раздать вам, но не просто так, а за правильные ответы. Скажите мне, пожалуйста, как называют птиц, которые зимуют у вас? (Зимующие). Назовите их.

Дети называют птиц, Весна раздаёт эмблемы с изображением зимующих птиц(10 шт.).

Весна: А теперь скажите, как называют птиц, которые прилетают весной? (Перелетные). Назовите их, и получите эмблему с их изображением.

Дети называют птиц, Весна раздаёт эмблемы с изображением перелётных птиц(10 шт.).

Весна: Теперь я предлагаю Вам поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы». Все, у кого есть эмблемки, превращаются в птиц, изображённых на ней. Под музыку вы летаете все вместе. Когда музыка останавливается, перелетные птицы собираются у солнышка, зимующие - у снежинки.

Проводится игра сначала с одной группой детей.

Весна: Молодцы, какие внимательные птички. Теперь передайте эмблемы ребятам, которые ещё не играли.

Игра проводится со второй группой детей.

Весна: Ребята, вы такие умненькие, наверняка знаете, где живут наши пернатые друзья, как называются птичьи домики?

Ответы детей.

Весна: Всё верно. Посмотрите!

Показ слайда с птичьими гнёздами.

Весна: Птичьи гнёзда бывают самые разнообразные. Крупные птицы: аисты, орлы, лебеди, утки, гуси строят гнезда-платформы, они похожи на кучу веточек с углублением в середине. Такие гнезда очень большие, и их строительство занимает много времени и сил, поэтому крупные птицы используют одно и то же гнездо несколько лет подряд.

Гнезда-чаши строят маленькие певчие птички – дрозды, иволги, стрижи, ласточки.  Между ветками кустарника или дерева они старательно переплетают тоненькие веточки и сухую траву, чтобы получились аккуратные чаши, дно выстилают мхом или пухом.

Наземные гнёзда вьют тетерева, рябчики, глухари, вальдшнепы, лесные кулики, козодои, пеночки, соловьи, лесные коньки и др.

Ну а в дуплах живут дятлы, совы, иногда туда заселяются воробьи или синички. Они приносят в дупло сухие травинки, пёрышки – устилают дно дупла.

Весна: Ребята, а для чего птицам гнёзда?

Ответы детей: для того чтобы высиживать яйца.

Весна: Совершенно верно! Птицы очень заботливые родители, они не бросают своих птенцов, пока те не станут совсем самостоятельными. Они их любят так же как ваши родители любят вас, и всегда узнают своих детей даже по слабому писку. Чтобы в этом убедиться, я предлагаю пригласить любую маму поиграть с нами в игру «Узнай своего птенца по голосу».

Проводится игра.  I мама превращается (например) в гусыню, а дети – в гусят. Мама-гусыня в центре круга, гусята идут по кругу, приговаривая:

Га-га-га, га-га-га, хотим, мама, пирога!

Гусыня отвечает им:

Пирога один кусок, ты подай мне голосок!

Дети останавливаются, воспитатель указывает на любого ребёнка, он говорит: Га-га-га, га-га-га, хочу, мама, пирога!

Играют до тех пор, пока мама не признает своего ребёнка по голосу

Мама-воробьиха, дети – воробушки:

Чик-чирик, чик-чирик, мама, мы хотим вареник.

Воробьиха:

А вареник то один, прочирикай дочь иль сын.

Весна: Ребята, а знаете ли вы, за что люди так любят и почитают птиц?

Ответы детей.

Весна: Птицы – это наши друзья. Многие из них — санитары лесов, полей, парков. Предлагаю вам посмотреть коротенький, но поучительный  фильм.

Демонстрация фильма.

Весна: Я надеюсь, что вы поняли значимость птиц в жизни людей, и будете о них заботиться! Развесите новые дома для птиц, почините старые, поможете им зимой, будете их оберегать и ценить! Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Но вы должны помнить: что птиц, ребята не надо ловить; надо птиц всегда любить; птичьих гнезд не разорять; зимою птицам помогать; их жалеть, оберегать.

Весна: А я, по старому русскому обычаю, хочу подарить вам жаворонков (вносится поднос с испечёнными жаворонками для чаепития) и много радостных, солнечных дней. До свидания, детвора, ждут меня в других дворах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка старшей группы "Пришла весна, прилетели птицы" (с презентацией)

"Пришла весна, прилетели птицы."  Непосредственная образовательная деятельностьвоспитателя и детей старшей группы по познавательному и художественному-эстетическому развитию в образовательно...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна, прилетели птицы»

Задачи :- Закрепить представления детей о временах года, о признакахвесны (снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа).Уточнять и расширять представление о жизни птиц, ...

Конспект по экологии в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»

Уточнение и расширение представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, знакомство со звуковмих сигналами птиц, с видами гнезд и их размещении, воспитание доброго, забо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна-прилетели птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна-прилетели птицы»...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Пришла весна прилетели птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &l...