Деревья (для старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект занятия можно использовать для проведения занятия со старшей группой по закреплению/расширению знаний на данную тему.
К конспекту прикреплен шаблон презентации, исключающий мультимедийные файлы (анимация, музыкальное сопровождение и звуковые эффекты) ввиду ограниченности размера публикации;
Шаблон можно использовать в разработке собственной презентации, с индивидуальными правками и преобразованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_otkrytomu_zanyatiyu.docx | 23.36 КБ |
slaydy.pdf | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Расширять и закреплять представления детей о деревьях, особенностях их роста, о их пользе в природе.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений и в частности о деревьях; их многообразии и особенностях;
- Закреплять умение дифференцировать деревья по листьям и плодам.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом;
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Словарь: природа, дерево, корни, ствол, кора, ветви, пенек, хлорофилл, листопад, хвоя, семена, плоды, листья, лес, лиственный/хвойный/смешанный (лес).
Материал:
• Демонстрационный: схема строения дерева, картинки лиственных и хвойных деревьев, презентация.
Предварительная работа: рассматривание деревьев и листьев во время прогулки, чтение произведений о деревьях: К.Д. Ушинского «Спор деревьев», М. Пришвина «Птицы и листья» и др.
Ход занятия:
- Оргмомент
Наша планета - это удивительный, чудесный мир. Есть здесь горы и моря, степи и долины, леса и равнины, города и села. Все что нас окружает (кроме того, что создал своими руками человек), называется природой. Да и сам человек - часть природы.
II. Знакомство с темой
- Ребята, представьте, что мы с вами оказались в лесу. Кто может сказать, что такое лес?
- Действительно, лес - множество деревьев на большом пространстве. Лес может быть лиственным, хвойным, смешанным. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья, в хвойном – соответственно хвойные, а в смешанном представлены и одни и вторые.
Листья лиственных деревьев к ноябрю желтеют и опадают, так как осенью им уже не хватает солнечного света и питательных веществ.
- Какие лиственные деревья вы знаете?
Но есть и другие деревья, которые не сбрасывают листья...
- Подумайте, что это за деревья, кто может вспомнить? (ель, сосна, пихта, кедр). Правильно ребята.
Их листва похожа на иголочки и называется хвоей. Хвоя обновляется постепенно в течение всей жизни дерева. Такие деревья называют вечнозелеными, так как хвоя не меняет свой цвет вне зависимости от сезона. А лес, состоящий из хвойных деревьев называется хвойным. Правда есть ребята одно исключительное хвойное деревце, у которого и окрас хвои меняется, и хвоя по осени опадает… А называется это дерево лиственница. Само название у нее какое…ЛИСТвенница… В конце лета или ранней осенью лиственница предстаёт в праздничном, золотисто-оранжевом наряде. Ударят первые крепкие заморозки, и золотистая хвоя начинает тихо струиться с деревьев. Всего за несколько дней теряют лиственницы свой величественный убор, да так и остаются на всю зиму оголёнными.
- У каждого дерева есть плоды. А вспомните ребята, как называются плоды хвойных деревьев? (шишки)
- Все верно, шишки. Внутри каждой из них есть семена-орешки, которыми любят лакомиться белки и птицы. Некоторые и человек употребляет - это кедровые орешки.
III. Дидактическая игра “С какого деревца…”
- Ребята сейчас я буду показывать вам листья или плоды деревьев, а вы нам назовете с какого это деревца.
- Молодцы, как здорово вы справились!
А теперь рассмотрим подробнее деревья.
Деревья - долгожители в мире растений. Некоторые из них существуют сотни лет. А самой старой сосне на планете сейчас почти 5000 лет!
Деревья похожи между собой: от прочного длинного ствола отходят ветви с листьями. Что есть у каждого дерева, почему они похожи?
- Верно, у каждого есть корни, стебель, листья, цветы и плоды.
Давайте посмотрим на картинку. (Показываю слайд строения дерева)
Начнем с подземной части дерева – корня. Хоть мы и не всегда видим эту часть, она очень важна для дерева. С помощью корней деревья, кустарники и травы прочно держатся за почву и впитывают из земли влагу и разные полезные вещества. Корни у деревьев толстые, длинные и сильные: им нужно держать и "кормить" ствол, ветви и листья! В холодное время корням трудно добывать влагу из земли, потому что почва промерзает. И тогда дерево сбрасывает листья и будто засыпает. А весной пригревает солнце, снег становится водой и на деревьях появляется новая листва.
Ствол - это кладовая дерева. В теплое время года в нем накапливается влага и питательные вещества; и потом дерево всю зиму использует эти запасы. Если ствол дерева срубить, останется пенек; Пенек стать снова деревом не сможет.
- А чем покрыт ствол дерева? Правильно, корой.
Кора - это "кожа" деревьев, она защищает растения от ветра и холода, а в жарких странах и от солнца спасает.
В древней Руси, когда бумаги еще не было, люди писали острой металлической палочкой на кусочках коры березы; такие записки назывались берестяными грамотами.
От ствола дерева кверху тянутся множество «ручек». Эти «ручки» называются ветвями. Ветви есть и у деревьев, и у кустарников, они прочные и крепкие.
- Ребята, а посмотрите на веточки дерева. Что помогает нам узнать, что это за дерево? Глядя на что, мы определяем, что это, например, береза, а не клен? Конечно, листья. А по стволу мы можем определить, что за дерево перед нами?
Все растения, и, значит и деревья тоже, живые. Благодаря солнцу в их листьях накапливается особое вещество, из-за которого листики имеют красивый зеленый окрас, это хлорофилл. Это вещество помогает травам и деревьям "дышать".
Растения "вдыхают" воздух, который загрязняют машины и заводы, а «выдыхают» чистый кислород, необходимый для жизни людям и животным. То есть деревья выполняют функцию фильтра для воздуха. Поэтому деревья называют зелеными легкими планеты.
- Ребята, а что осенью происходит с листьями?
Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. А как можно назвать этот процесс, когда листья падают с веток и летят на землю? - Это явление называется листопад.
В траве, на кустах и деревьях весной и летом расцветают цветы. Они нужны растениям чтобы размножаться. Пчелы и бабочки садятся на цветочки, и на их лапках остается пыльца, которую они переносят с одного цветочка на другой, таким образом опыляя растение.
Потом созревают семена. Ветер развеивает их, и они, попадая в почву прорастают новыми растениями. Некоторые цветы становятся плодами. Плоды - это не только вкусные лакомства, но и природные "сундучки", в которых хранятся семена.
- Ребята, а какие плоды вы знаете? (орехи, фрукты, ягоды)
Плоды попадая на землю (либо сами падая с деревьев, либо с помощью животных и птиц) сгнивают, а семена так же прорастают.
IV. Физминутка. Игра «Лишнее слово».
- Ребята, а теперь давайте оставим свои места, выходите на ковер. Сейчас я буду называть деревья, а ваша задача: слышите название дерева – тянетесь вверх ручками и встаете на носочки; но если вы слышите лишнее слово, «не название дерева», то вы приседаете. Будьте внимательны! Поехали:
ЛИПА, БЕРЕЗА, МОРКОВЬ, ЕЛЬ, ШИШКА, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, ЦВЕТОК, ИВА, ЖЕЛУДЬ, ДУБ, РЯБИНА, ЯБЛОКО, КЛЕН, ЯБЛОНЯ, ТЮЛЬПАН, ПИХТА, КЛУБНИКА, КЕДР, ТОПОЛЬ, БЕРЕЗА и т.д.
- Хорошо, а теперь мы вернемся на свои места.
- Ребята, мы с вами рассмотрели дерево, узнали особенности его строения, узнали какой бывает лес. А как вы думаете:
“Для чего мы с лесом дружим.
И зачем он людям нужен?”
– Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).
Вот сколько всего дает нам лес. Поэтому наша задача беречь его!
Мы в лесу гости, а, чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения.
- Давайте вместе попробуем эти правила назвать.
Заострить внимание детей, что из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной – сжечь 1000000 деревьев.
– Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.
– Не оставляй мусор в лесу.
– Не разоряй птичьи гнёзда.
– Не разоряй муравейники.
– Не рви охапками цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.
Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.
– Не шумите в лесу.
– Не ловите насекомых.
– Не вырывай грибы и кустарники с корнем.
Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!
V. Заключение.
- Ребята вы большие молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали?
- Правильно, в лесу. Мы с вами узнали, что лес может быть лиственным, хвойным и смешанным, в зависимости от преобладающих в нем деревьев.
- Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья.
- Что есть у каждого дерева?
- Для чего нужны деревья? Мы с вами поняли, что нужно беречь деревья, беречь лес, так как нам не прожить без них. Так же мы с вами назвали правила поведения в лесу. А теперь похвалим себя, мы большие молодцы! Спасибо нашим гостям и вам ребята, до скорых встреч!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие "Дерево жизни" (старшая группа)
Методическая разработка по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Сценарно-режиссерская разработка "Чудо- дерево" в старшей группе
Сценарно-режиссерская разработка «Чудо-дерево» Тема: «Чудо-дерево» Идея: «Все здоровый образ жизни Мы с ребятами ве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осеннее дерево" в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Осеннее дерево» в старшей группе Программное содержание:Учить детей новым способам симметричного вырезания из бумаги, сложенной поп...
Непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественное творчество. Рисование» для детей старшей группы по теме: «Сказочное дерево» В старшей группе №2 Тема: « Волшебное дерево» Воспитатель: Салагина Надежда Накола
Задачи:1. Обучающие• Продолжаем учить детей выделять цвета весенней палитры из общей цветовой гаммы.•...
Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе.
Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе....
Нод "Камень, рожденный деревом" для старшей группы
Продолжать знакомить детей с природным камнем- янтарем, дать представление о том, как люди используют замечательные свойства янтаря....