Нод "Камень, рожденный деревом" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Продолжать знакомить детей с природным камнем- янтарем, дать представление о том, как люди используют замечательные свойства янтаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamen_rozhdyonnyy_derevom.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы детского сада: « Камень, рождённый деревом».
Цель:
Продолжать знакомить детей с природным камнем- янтарем, дать представление о том, как люди используют замечательные свойства янтаря.
Интеграция образовательных областей:
Познание, социализация, коммуникация, исследовательская деятельность, художественная литература, музыка.
Задачи:
1.Познание:
Расширять знания детей о родном крае. Развивать познавательные интересы детей;
Помочь исследовать свойства янтаря. Расширить представление об окружающем мире; Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.); Показать детям изделия из драгоценных камней; Воспитывать эстетические чувства.
2.Социализация:
Воспитывать добродушное отношение друг к другу, самостоятельно формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать умение дружно работать в коллективе. Дать детям получить удовольствие от своих открытий.
3.Коммуникация:
Закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать умение сравнивать материалы и делать выводы. Продолжать развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о янтаре, используя схему; Расширять и обогащать словарный запас(янтарь, скипидар, деготь).Умение слушать музыку.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», шкатулка, CD-диск с записями звуков моря.
Предварительная работа:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации «Камень, рожденный деревом». Подбор музыки и звуков природы к презентации.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я – Лесная Фея. Я живу в лесах, охраняю и берегу их, а также смотрю за порядком на побережье моря. А кто ответит, в каком прекрасном крае живете вы?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?
Дети: Наше море называется Балтийское.
Воспитатель: А хотите отправиться со мною на побережье Балтийского моря?
В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Звучит шум морских волн).
Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью.
И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то дети обнаружили под ногами. Смотрите!
(Воспитатель берет ветку сосны и показывает её детям).
Ребята, а с какого дерева эта веточка?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чем полезна сосна?»
Дети передают веточку сосны друг другу, тот ребенок ,у которого веточка, называет, чем полезна сосна.
-Сосна- это аптека, из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь, древесный уголь. Из сосны производят много продуктов, которые используют в медицине и в быту(хвойный экстракт для ванн, шампуни, мыло.)Молодые побеги сосны сушат, делают отвары, настои, используют для лечения органов дыхания, полости рта.
-Кого кормит сосна? Семена сосны едят белки, клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей и почками питаются лоси, белки и глухари. Корой – жуки короеды, древесный жук.
Воспитатель обращает внимание детей на веточку сосны.
Воспитатель: Ребята, а что появляется на ветке сосны если её повредить или сломать?
Дети: Смола
Воспитатель: А что будет, если насекомое или веточка случайно упадет на кусочек такой смолы?
Дети: Они прилипнут.
Воспитатель: А если этот кусочек смолы попадёт в море и пролежит там много – много лет?
Дети: Он превратится в камень.
Воспитатель демонстрирует несколько камней янтаря, дети узнают этот камень и делают вывод что Янтарь – это камень, рождённый деревом.
Воспитатель: Возьмите его в ладошки. А как еще называют наш край благодаря этому камню – минералу. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
(Запись шума моря, показ презентации).
Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.
Психогимнастика:
"Я стройное дерево" (звучит музыка Э.Г. Грига "Утро").
Представьте себя деревом вросшим корнями в землю, тянущемся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении лёгкого ветра. Ветер усилился, дерево крепко держится корнями в земле. Падает снег, ветви чуть сгибаются под снегом, дерево засыпает. Наступает весна, дерево медленно просыпается ото сна, снег тает, ветви выпрямляются, тянутся к солнцу.
Воспитатель:- Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).
Исследовательская работа.
Воспитатель: Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать янтарь. Подойдите к столам.
1.Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.
Рассматривают янтарь через лупы.( каким цветом, какой формы, есть запах, вкус, тонет или нет, можно помять или нет, стучат).
2.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Эти камни хранят тепло древних сосен. Самое удивительно это, что эти камни рождены деревом. Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.
3.Янтарь мягкий камень. Обработать кусочек янтаря стальным надфилем и шлифованной шкуркой ,каким стал камень?(ответы детей).
4.В какой воде янтарь плавает? В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение .Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря .Камушек утонет. Что нужно сделать ,чтобы янтарь всплыл сам- собой?(Воду в стакане нужно посолить.)Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.(дети делают выводы на основании проведенного опыта).
5.Янтарь – «электрический» камень. Натереть кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положить рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю).
Воспитатель: Перед нами находится схема, по которой мы будем составлять рассказ про свой камень.
Кто хочет рассказать о своем камне? (рассказ по схеме).
Расскажи большой и маленький, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, без запаха, без вкуса, тонут в воде, не мнутся, стучат, но все они камни.
Дети рассказывают по схеме.
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова, звучит музыка).
Вот мы и дома. А я для вас приготовила ещё одно задание. Подойдите к столам. Это заготовки поделок, которые вы должны будете украсить Янтарём.
Дети делают поделки.
Воспитатель рассматривает все поделки, и хвалит детей:
- Как красиво получилось, молодцы.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Чем мы с вами занимались? Что нового узнали?
Говорят, что если грустный человек наденет янтарное украшение, то в его глазах сразу поселится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. В старину люди считали, если подарить янтарь - значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья. Давайте подарим наши поделки нашим гостям и пожелаем им силу, здоровье и счастье.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок. В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита! Не болейте!
(Воспитатель достает из шкатулки виноград, угощает детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....
Сценарий празднования Дня рождения в старшей группе
Предлагаю сценарий празднования Дня рождения в старшей группе детского сада....
Сюжетно-ролевая игра "День рождения" в старшей группе детского сада
Конспект игры соответствует ФГОС ДО, игра с использованием мобильных и трансофрмированных средств в РППС, сделанных своими руками. Статья будет полезна педагогам детских садов. Фотографии к игре предс...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "День Рождения поросенка". Старшая группа. Тема: Домашние животные. Тип: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему Домашние животные для старшей группы детского сада для детей с нарушением зрения. Тип занятия : Формирование предметных представлений ...
физкультурный досуг "Веселый день рождения" в старшей группе
конспект проведения физкультурного занятия...
Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождения» в старшей группе
Конспект предполагаемого руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста....