Конспект исследовательского занятия для детей старшего дошкольного возраста "Вода – это жизнь".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тронь Анна Александровна

Показать значение воды в жизни природы и воспитывать бережное отношение к ней. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее. Развивать наблюдательность, память,логическое мышление, принимать игровую ситуацию и учавствовать в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_voda_2019.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект исследовательского занятия для детей старшего дошкольного возраста "Вода – это жизнь".

Цели занятия:

1. Образовательные:

• показать значение воды в жизни живой природы;

• закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

2. Развивающие:

• развивать наблюдательность;

• совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

• принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная:

• воспитывать бережное отношение к воде.

Цель экспериментальной деятельности:

1. Учить проводить исследования.

2. Добиваться результатов.

3. Размышлять, иметь своё мнение.

4. Обобщать результаты опытов.

Материал для занятия:

• глобус; • иллюстрации о воде; • запись с шумом океана, с журчанием ручья; • игрушечные персонажи Кап и Капелька.

Материал для проведения опытов:

Для воспитателя: Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка. Льдинки.

На каждого ребёнка: 2 баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы Чайная ложка по количеству детей, гуашь, сахарный песок в пиале одна на двух детей

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Жили-были Кап-Артемка и Капелька-Анютка . Кап-Артемка был большой и толстый, а Капелька-Анютка – маленькая и смешная. После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут?

Да! В воде.

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде, Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода, наша спутница всегда. А где же вода живёт?

(Перед детьми ставят глобус)

Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?

Дети:- Синим!

Воспитатель: На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?

Дети:- Много!

Воспитатель: А знаете ли вы, какая вода в море?

Дети: Солёная!

Воспитатель: Её можно пить?

Дети- Нет!

Воспитатель: А мы, какую воду пьём?

Дети:- Не солёную!

Воспитатель: Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. - А мы можем с вами пить воду с разу из реки, озера?

Дети: Нет, мы пьем ее уже очищенную из крана - А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?

Дети:- Потому что она там грязная, ее нужно очищать.

Воспитатель - Посмотрите, ребята, что я вам ещё покажу картинки, где же живет вода ( картина о море ребята), посмотрите, что же мы с вами видим - море. А, вы хотите послушать песенку моря. А сейчас представьте, что вы, стоите, на берегу моря и море с вами разговаривает. А потом расскажете капельке-Анютке и Кап-Артемке, что же оно вам интересное сообщило.

Дети слушают шум моря. Фантазии детей( 2 или 3).

Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода. Посмотрите и скажите, это что такое здесь изображено?

Дети: Река.

Воспитатель: Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?

Дети: Водопад.

Воспитатель: Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина домика у воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?

Дети: Ручей.

Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается: у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.

Воспитатель: Ребята, а Капелька-Анютка интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?

Дети: Да.

Воспитатель: А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы. Воспитатель : Ребята, а если бы не было воды.

Что произошло? Как вы думаете?. Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. Ребятки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.

Физкультминутка. Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? - Да! Тогда прошу за столы!

Опыт №1 «Тонет, не тонет».

Воспитатель: Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы. Дети в ванночку с водой опустите предметы, что мы видим? Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули. Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево? Дети: Железо. Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

Опыт №2 Воспитатель: Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах Вывод: Чистая вода не имеет запаха. А чем пахнет газировка?

Опыт №3 Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложкой сахар и размешайте. Что мы видим? Дети: Сахар растворился. Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Вода растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.

Опыт № 4 Вода окрашивается. Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте . Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? Дети: Да. Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.

Воспитатель: А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку) Как вы думаете ,что это? Как можно получить цветные льдинки? Вода на морозе превращается в лед.

Опыт №6: А сейчас еще один фокус с водой. У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так. Опустить в оба стакана яйца. Что происходит? Дети: В соленой воде яйцо всплывает Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

И так: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.

1. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

2. Чистая вода не имеет запаха.

3. Вода является растворителем.

4. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают

5. На морозе вода застывает и превращается в лед.

6. В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.

Ребята, вам понравилось занятие?

А что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей).

Что нового о воде узнали? (Ответы детей)

Кап-Артемка и Капелька-Анютка дарят на память своих подружек - “капелек”. Дружите с ними и берегите их!  До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) «Путешествие к королеве зубная щетка»

Задачи: научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью; закрепить правила личной гигиены, навык правильной чистки зубов; развить у детей способность к обобщению; воспитать потребн...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Г.Н. Волкова

Патриотизм необходимо прививать через любовь к своей малой Родине  и известныхлюдей республики. Тема этнапедагогики чрезвычайно актуальна в современном обществе....

конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта"

Спортивно-познавательная программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и двигательных способностей посредством освоения национальных вид...