Сценарий НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Строение растений"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тулина Мария Сергеевна
Сценарий НОД по образовательной области познавательного развития (окружающий мир)будет полезен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_nod_stroenie_rasteniya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида

 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

«Строение растений»

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

физическое развитие

        Автор-составитель: воспитатель ГБДОУ №22

 Тулина Мария Сергеевна

Санкт-Петербург

2020

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Строение растений».

Цель:  Создать условия для систематизации знаний детей о растениях.  

Обучающие задачи:

- закрепить умение отличать природные объекты от искусственных;

 - продолжать формировать знаний о строении растений.

Развивающие задачи:

- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт - доказательство, схемы-модели.

Воспитывающие задачи:

- продолжать формировать интерес к миру природы;

- воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие педагогические технологии;

-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технологии исследовательской деятельности;

- игровые технологии.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: 

  • искусственный цветок и живой цветок (для посадки), горшок с землёй, совочек, стакан с водой для полива;
  • модель растения с корнем и без корня, ёмкость с песком;
  • фланелеграф и модель цветка по частям, желтые и красные цветы по количеству детей;
  • плакаты с изображением схем-моделей: «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня»;
  • модель корня растения из марли, тарелка с подкрашенной водой.

Участники образовательного процесса:

- группа воспитанников старшего дошкольного возраста;

- педагог;

- педагог-аниматор в роли «Незнейки».

Примерный ход сценария непрерывной образовательной деятельности:

№ этап НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся друг с другом:

Здравствуй, здравствуй,                    

Здравствуй  друг!                              

Здравствуй, здравствуй,                    

Всё вокруг!                                        

Здравствуй, здравствуй,                    

Улыбнись!                                          

Здравствуй, здравствуй,                    

Поклонись!  

 

Воспитатель: Садитесь на стульчики.                                      

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадку: 

Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,

И в парке,  и в саду, и даже на пруду.

Поднимут настроение зеленые…

Дети: Здравствуйте!

(Дети встают и говорят приветствие хором)

- взявшись за руки,   выполняют пружинку;

- пожимают друг другу руки;

- пружинка;

- поворачивают голову вправо, влево;

- пружинка;

- улыбаются друг другу;

- пружинка;

- кланяются друг другу.

 

Дети:  дети садятся на стульчики.

Ответы детей: растения.

2

Основная часть

Воспитатель: Ребята, где мы встречаемся с растениями?

Воспитатель: Я очень хочу, чтобы у нас в группе было красиво. Для этого давайте посадим растение (подходит к столу, где приготовлено всё для посадки комнатного растения), но сначала посмотрим, из чего состоит  наше растение (демонстрация растения, название его основных частей: стебель, листья, корень).

Посадка комнатного растения.

В это время появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка:  А что это вы тут делаете?

Незнайка:  Как интересно! А зачем вы закапываете нижнюю часть в землю?

Воспитатель: Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения и почему необходимо сажать, чтобы он был в земле. Проведём опыт: В коробку с песком ставим модель растения без корней. Дуем.(палочка падает). Потом берем модель с корневой системой. Закапываем и дуем (во втором случае палочка более устойчива).

Воспитатель: Какая палочка более устойчива? Почему?

Воспитатель:  А если б не было у растения корней, чтобы случилось?

Воспитатель: Мы  с вами можем сделать вывод…

Воспитатель: Проведём второй опыт: в тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите?

Воспитатель: И тут мы тоже можем сделать вывод, какой?

Воспитатель: А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт - доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле. И корни, что делают?

Воспитатель: Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен растению корень?

Рассматривание плаката-схемы «Функции корня».

Воспитатель: Молодцы! Незнайка ты понял.

Незнайка:  Да.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка:

На окне в горшочках              

Поднялись цветочки.            

К солнцу потянулись,          

Солнцу улыбнулись.              

К солнышку листочки            

Повернут цветочки,

Развернут бутоны,              

В солнышке утонут.

Незнайка: Я забыл про свой цветок! Я тоже хочу посадить его в землю.

Незнайка: А почему же у вас тогда растения в горшочке?

Воспитатель:  Да потому что они живые!

Незнайка:  А почему это они живые?

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, почему растения живые, назовём ему признаки живого. Посмотрим на схему.

Рассмотрение плаката-схемы «Признаки живого».

Воспитатель: А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: Конечно, хочу.

Воспитатель: Незнайка, хочешь попробовать из частей выложить  цветок.

Незнайка: Конечно, хочу!

(Выкладывает на фланелеграфе части растения в неправильной последовательности)

Незнайка:  Правильно? Я его даже выложил, как буду его сажать. Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

Воспитатель:  Ребята, правильно Незнайка сделал?

Незнайка: А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель:   Ну, что ты, Незнайка! У цветка  корень должен быть в земле. Давайте поможем Незнайке.

Рассматривание плаката-схемы «Строение растения»

Незнайка: Как же мне все запомнить?

Воспитатель:  Очень просто! Мы сейчас поиграем: я превращу ребят в семена.

Игра «Семена»:

Воспитатель:  Раз, два, три, вы повернитесь

В семена все превратитесь!

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю

Семена, что вы чувствуете?

Воспитатель:  Семена, чего вы хотите?

Воспитатель:  Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут?

Воспитатель: А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю?

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

Незнайка:  А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Воспитатель:  Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

Незнайка:  А как это ухаживать?

Воспитатель: Теперь мы будем ухаживать за нашим растением, чтобы оно выросло большим и красивым.

Незнайка:  Ух, ты!  Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка:  Спасибо! До свидания!

Предположительные ответы детей:  В лесу, в парке, на улице, растут на подоконнике.

Дети: Сажаем растение.

Предположительные ответы детей:  Это называется корень. Он должен быть в земле.

Предположительные ответы детей:  С корнем, корень её держит.

Предположительные ответы детей:   

Растение бы упало.

Предположительные ответы детей: Корни удерживают растение в земле.

Предположительные ответы детей: Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Предположительные ответы детей:  корни всасывают из почвы влагу.  

Дети: Дышат.

Предположительные ответы детей:

Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу.

Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения:

сидят на корточках

медленно встают

тянутся на носочках, руки вверх

разводят руки в стороны

руки на поясе, повороты вправо-влево

соединяют ладошки над головой,

раскрывают ладошки-бутоны

Дети: Нельзя, он искусственный, не живой.

Предположительные ответы детей:  Все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

Дети рассказывают о строении растения: стебель, корень, листья, цветок.

Дети: Нет.

Дети раскладывают части растения и рассказывают о последовательности его роста, опираясь на заданную схему: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы.

Дети выполняют движения согласно игре:

Дети немного пробегают и присаживаются на корточки

Дети: Холодно.

Дети: Пить.

Дети: Вниз, глубже в землю.

Дети: Нет, к солнышку.

Предположительные ответы детей:   Если не будет растений, не будет жизни на земле.

Предположительные ответы детей:   Растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, растения лечат, украшают наши дома и улицы.

Предположительные ответы детей:   

Беречь, охранять, ухаживать.

Предположительные ответы детей:   

Рассаживать, поливать, удобрять.

Дети: До свидания Незнайка!

3

Рефлексия

Воспитатель:  Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о растениях.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на наше растение красные цветы. А если вам было скучно, желтые цветы.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие. До свидания, ребята.

Предположительные ответы детей:   

Растения живые. Растения состоят из корня, стебля, листьев и цветов. Корень растению нужен для того чтобы дышать, удерживает растение в земле, всасывать влагу и питательные вещества. За растениями нужно ухаживать и беречь их, потому что, растения помогают нам жить.

Дети прикрепляют цветы на фланелеграф.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с детьми старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню Знаний "Новогодняя ёлочка Знаний"

К детям в гости приходят клоуны Клёпа и Игринка. Причём Клёпа появляется с ёлочкой, т.к.решил,что празднуют Новый год....

Методическая разработка сценария развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»

Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению;- Совершенствовать навыки игры в подвижных играх;- Развивать устойчивое...

Сценарий мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста. Квест-игра «В поисках пешеходного перехода».

Мероприятие рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Форма мероприятия - Квест-игра....

Сценарий мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Веселая масленица»

Масленица, или сырная неделя, — один из сохранившихся до наших времен языческих праздников, который теперь тесно связан с христианством. Масленичную неделю принято было жить на широкую ногу: нар...