Сценарий НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Незнайке научиться общаться с друзьями»
план-конспект занятия по развитию речи

Грибовская Эльвира Владимировна

Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_papku.docx88.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Сладковского района Новоандреевская СОШ

ОДО ДОУ «Теремок»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Поможем Незнайке научиться общаться с друзьями»

C:\Users\Эльвира\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\AZ02LBIG\f1nz-369x277[1].png

Воспитатель: Грибовская Эльвира Владимировна

МАОУ Новоандреевская СОШ

ОО ДОУ «Теремок»

Новоандреевка 2016

ТЕМА:  Поможем Незнайке научиться общаться с друзьями

Цель НОД: формирование диалогической речи у дошкольников старшего возраста.

Задачи:

- образовательная: познакомить детей с термином «диалог», с правилами ведения диалога: соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, придерживаться темы разговора, смотреть в лицо собеседнику, быть вежливым

- развивающая: развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы,  произносить ответные фразы на реплики, сказанные собеседником, активизировать  запас этикетных слов и выражений

- воспитывающая: воспитывать уважение к участникам диалога

Предварительная работа: чтение пословиц и поговорок по теме образовательной деятельности, «Приключения Незнайки» Н. Носова.

Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.

Оборудование: шапочки героев, сказочный персонаж (кукла или взрослый), цветные карандаши, бумага, мольберт, символы.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Заходит грустный Незнайка.

 Незнайка: Ребята, жители Цветочного города отказываются со мной общаться, как будто я этого делать не умею.

Воспитатель: Наверное, Незнайка, ты не умеешь вести диалог?

Незнайка: А что это такое?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Давайте посмотрим в словаре (Чтение значения слова «Диалог»).

Незнайка: А, так это просто разговор! Так я очень хорошо умею говорить, всё время говорю и говорю!

Воспитатель: Этого не достаточно! Мы научим тебя, как правильно вести диалог. Мы составим для тебя правила. Если ты их будешь соблюдать, друзья снова захотят с тобой общаться. Есть такая пословица: «Учись у невоспитанного, как себя вести».  Можно ли невоспитанного научиться вести себя правильно? (да, если не поступать так, как делает он). А как ведёт себя невоспитанный человек во время разговора? (перебивает говорящего, разговаривает грубо, не слушает других, не смотрит на своих собеседников)

Воспитатель: Следовательно, воспитанные люди:  при разговоре соблюдают очерёдность и не перебивают друг друга.

Это и будет первое правило. Давайте обозначим его символом – выберите подходящий символ (работа с мольбертом).

Наши дети даже знают про это пословицы Дети вспоминают пословицы и поговорки.

                               Физкультпауза с диалогом «Тик-так»:

                               Громко тикают часы:  Тик-так, тик-так.  

                               В садик нам пора идти, тик-так, тик-так.

                               Вещи мы свои собрали, тик-так, тик-так.

                               Быстро в садик зашагали, тик-так, тик-так.

                               Часы пробили 8 раз, бим-бом, бим-бом,

                               В садик мы пришли как раз!   Бим-бом, бим-бом!  

(Все слова  произносит ведущий, а «тик-так» и «бим-бом» - дети.)

Воспитатель: Видишь, Незнайка, ребята все говорили по очереди и не перебивали друг друга.

Воспитатель: Ещё есть одно важное правило в диалоге - такую пословицу знает Катя: «Если кто говорит – молчи и на него смотри!»

Воспитатель: Правильно, при разговоре надо слушать и смотреть собеседнику в лицо.

(Дети выбирают соответствующий символ и выставляют на мольберт)  Воспитатель: Посмотри и послушай, как ребята это будут делать:    Упражнение «Торопыжка, где ты был?» с поочерёдным произнесением фраз:

                                 - Торопыжка, где ты был?

                                 - Я с друзьями  в лес ходил!

                                 - Что там делал? Отдыхал?

                                 - Нет, грибочки собирал!

                                 - Много ли грибов набрал?

                                 - Две лисички, два маслёнка,

                                 - Две волнушки, два опёнка!

                                 - Ты грибов набрал немало!

                                 - Что ж, не плохо для начала!                          

Воспитатель: А чтобы запомнить эти  два правила, поиграем в игру «Поймай взгляд». Кому я посмотрю в глаза – тот и поддерживает разговор: - Здравствуйте, ребята! (ребёнок, на которого посмотрел воспитатель, тоже здоровается, используя другую фразу)

-Меня зовут ... (Очень приятно, а я -…)

-Вы сегодня отлично выглядите. (Спасибо. Вы тоже сегодня неплохо выглядите)

-А я недавно постриглась.

- Вчера у меня была температура.

- Что-то мне холодно.

- Я в выходной ходила театр.

- Я пошла домой.

Незнайка: Меня Синеглазка пригласила на день рождения, что ей можно подарить? (предложения детей)

Воспитатель: (если никто из детей не предложит): А я советую нарисовать её портрет и подарить, ей будет очень приятно.

Незнайка: А я не умею!

Воспитатель: Ребята тебе помогут, они нарисуют Синеглазку.

Незнайка: Они же её не видели.

Воспитатель: Дети зададут тебе вопросы о Синеглазке и узнают, как она выглядит.

Игра-соревнование «Кто больше задаст вопросов»: Дети по очереди задают вопросы о Синеглазке, за каждый вопрос получают фишку (возможные варианты «Спроси про одежду, про обувь, про характер, про любимые занятия, про место жительства» и т.д.)  

Воспитатель: Ребята многое узнали о Синеглазке, и обязательно её нарисуют.

Незнайка: Спасибо, теперь я знаю, как вести беседу, чтобы было со мной интересно.

Воспитатель: Но должно быть не только интересно, но и приятно. Ребята, как надо вести разговор, чтобы вашим собеседникам было приятно? (вежливо, используя вежливые слова, комплименты) – обозначение символом.

Воспитатель: Давайте покажем, как можно вести диалог с друзьями. Вы будете жителями Цветочного города (символы или шапочки Знайки, Синеглазки, Гусли, Цветика, Тюбика, Незнайки). (Выбирают карточки с изображением тем для разговора, трое детей (у кого карточка с красным кружочком) выбирают себе пару. Обращаются к выбранному им собеседнику, ведут диалог). Если в процессе выбора собеседника или темы беседы возникнут разногласия, воспитатель предлагает мирно договориться, если кто-то не хочет быть в паре с данным ребёнком, как  отказать так, чтобы не обидеть?

В конце Незнайка благодарит детей, а они рисуют портреты Синеглазки, дарят Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного мультимедийного занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Поможем другу»

В связи с высокой  посещаемостью детьми детского сада, в группах становится шумно, и порой каждому из нас хочется  усадить ребенка за стол перед каким -нибудь видом деятельности. Порой...

Презентация к организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем доктору Айболиту спасти животных севера и юга»

Презентация поможет мотивировать детей по выполнение заданий, создать обстановку полета, повысить интерс детей....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Незнайке»

Закрепление знаний детей по теме «Транспорт» и профессии на транспорте....

Организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем доктору Айболиту спасти живот-ных севера и юга»

Цель: Создавать условия для применения детьми старшего дошкольного возраста накопленного игрового опыта и имеющихся знаний, развития у них инициативности, желания помочь нуждающемуся, социокультурных ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лисе построить надёжный дом» 2020г.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лисе построить надёжный дом»...

Занятие по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста "Поможем Фиксикам"

Занимательное  открытое занятие по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем гномам попасть на день рождение к Белоснежке.

КОНСПЕКТ  организованной образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  «Поможем гномам попасть на день рождение к Белоснежке....