Конспект НОД "В деревенской избе, светлой горенке"с детьми подготовительного дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие" (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт – Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
«В деревенской избе, светлой горенке»
с интеграцией образовательных областей
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»,
(с использованием ИКТ и игровых технологий)
Задачи:
1.Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, лапти).
2.Обогатить словарь детей народными загадками, пословицами.
3.Развивать связную монологическую речь.
4.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час-
Встречу теплую такую
Мы готовили для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице мы отведем-
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с Вами входит в дом!
Но еще не все гости собрались- жду я ребятишек-девчонок и мальчишек!
(Звучит музыка. Дети входят. Воспитатель встречает детей сидя за прялкой.)
Воспитатель:
Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Это пожелание доброе или злое? (ответы детей)
Доброе, а с каким чувством нужно произносить это слово (надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься).
Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
Всех мы в гости приглашаем,
В нашу русскую избу
Посиделки начинаем
В нашем дружеском кругу.
Посмотрите, детки, и скажите, что на мне надето.(ответы детей)
Воспитатель: шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды), каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой. Это старинная, русская женская одежда. Этот сарафан из далекого прошлого. А где жили люди в далеком прошлом?
Жили раньше люди на Руси в избах, а вы знаете, что такое изба? (это дом построенный из дерева) Как вы думаете, из чего раньше строили избы? (избы на Руси строили из бревен)
В. Да из бревен. Много работали наши предки. Мужчины занимались: земледелием, рыболовством, гончарным делом. Женщины земледелием, шитьем, приготовлением пищи. Давайте и мы с вами поработаем также как на Руси трудились наши предки.
С/Р игра: «В русской избе»
Вечерами люди собирались в большой избе где пели песни, водили хороводы, придумывали загадки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Любили в народе тех, кто знал много веселых шуток, прибауток и пословиц. Такие вечера назывались посиделками. А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки?
Предлагаю вам, игру. Я начну, а вы закончите пословицу.
Без труда не вытащишь и рыбку из ……. (пруда)
Делу- время, а потехе…….. (час)
Ученье-свет, а не ученье…….. (тьма)
Хлеб- батюшка, вода- (матушка)
Будь как дома, но не забывай, что …….. (в гостях)
Куда иголка, туда и ……… (нитка)
Кончил дело- гуляй …….(смело)
Убедилась я, что много вы знаете пословиц и поговорок. Только вижу, что гости мои загрустили.
Коль народ не весел,
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора.
Становитесь в хоровод.
А игра наша называется «Игра с лентой» (включить музыку)
(под русскую народную музыку мальчик идет внутри круга с лентой в руке, дети идут хороводом и поют)
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются)
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
(Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая и т.д. перечисляет какая она. Вкруг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку игра продолжается.)
Любимым развлечением молодежи на посиделках были загадки. Любили их как отгадывать, так и загадывать. Загадаю и я вам, загадки о тех предметах, которые есть у меня в избе. Я вам буду загадку загадывать, а вы отгадку будете вокруг себя искать и кто найдет отгадку должен рассказать об этом предмете.
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают глотают (Печь)
Не бык, а рогат,
Не ест, а еду хватает,
Что хватает-отдает,
Сам в угол встает. (Ухват)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А978888 посередине-
Огонь и вода. (Самовар)
Сколько ни мучь,
Ни кипяти,
А белее не сделаешь. (Чугунок)
Эту обувь не забыли, хоть давным- давно носили.
Влезут дети на полати, у печи оставят …. (Лапти)
В комнате у бабушки
Словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной
Много нужного хранит.
Там одежда, сладости,
Куча ценного добра.
Для ребячей радости
Достают из …….. (сундука)
Молодцы, проходите садитесь на скамеечки.
А хотите дети увидеть, настоящую деревню? ( ответы детей). Как ласково свою Родину называли русские люди? (Русь матушка)
В. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку всю Россию увидим. (включить музыку) «Катись, катись, яблочко по блюдечку, покажи нам Русь –матушку! (просмотр слайдов –фрагменты деревенского быта )
1слайд –Вот такие были раньше были дома, в которых жили люди.
2слайд- Люди, которые живут в деревне, работаю на земле: пашут и сеют, собираю урожай. С помощью техники….
3 слайд- И конечно люди, которые хранят наши песни и сказки.
В. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами да пряниками. А я вам приготовила подарки – пряники да баранки. Вот в корзинку сложила. Придете в группу, покушаете и друзей угостите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по освоению образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» - ФЭМП, для детей 2...
Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по социально-коммуникативному развитию «Виртуальный тур в Город Мастеров»
Конспект открытого занятия «Виртуальный тур в город Мастеров» для детей старшего возраста с ТНРЦель: уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.Задачи:ü Коррекционно – образоват...
Непрерывная образовательная деятельность «Пернатые друзья» С детьми старшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (с использованием ИКТ)
Конспект НОД в старшей группе "Пернатые друзья" (Развитие речи,познание).Цель:уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих н...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста и родителями общеразвивающей направленности по социально-коммуникативному развитию квест-игра "Спасем Светофорию"
Конспект НОД с родителями в форме квеста заинтересует не только деток, но и мам, пап, бабушек и дедушек....
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием ИКТ)
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познават...
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...
Технологическая карта игровой развивающей ситуации (НОД) по ОО «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие» с детьми подготовительной группы. Тема «Знатоки правил безопасности» 24.03.2022г
Очень часто мы страдаем из-за собственной неосторожности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия свих необдуманных поступков. Наименее защищенными и подготовленными к дейс...