Методические рекомендации к развивающему пособию "Бизиборд "Паровоз" для детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа)

Бикеева Наталья Александровна

Бизиборд – прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей. В процессе игр дети закрепляют знания о домашних и диких животных, учатся классифицировать их, знакомятся с правилами дорожного движения, учатся ориентироваться на плоскости. Головоломки развивают пространственное мышление, логику, формируют представления об окружающем мире, знакомят с азами счёта и цифрами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drugoe_pisanie_biziborda.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИВАЮЩЕМУ ПОСОБИЮ

БИЗИБОРД «ПАРОВОЗ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                    Разработала

                                                                                    воспитатель

                                                                                    I квалификационной категории

                                                                                    Бикеева Наталья Александровна

Назначение

Пособие предназначено для игр детям среднего дошкольного возраста.

Описание

Бизиборд представляет собой развивающие стенды, выполненные в виде паровоза с тремя вагончиками из разноцветной ламинированной ДСП. На каждом вагончике и паровозе закреплены магнитные лабиринты, развивающие игры и предметы, изготовленные из металла, дерева, резины, пластика. Конструкция и красочный дизайн настенной игрушки даёт детям возможность самостоятельно осваивать её, реализовывать различные идеи для игр.

Бизиборд – прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей. У мелкой моторики есть очень важная особенность: она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связано. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка. Дети изучают каждую деталь на бизиборде: двигают дверную защёлку, завязывают шнурок, передвигают фигурки животных по специальным дорожкам, вставляют вкладыши в основу по форме животного, с помощью разноцветных резиночек создают различные фигуры на геометрическом планшете. Играя, у детей развивается мелкая моторика рук. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передаются в мозг и обогащают впечатлениями память малышей.

В процессе игр дети закрепляют знания о домашних и диких животных, учатся классифицировать их, знакомятся с правилами дорожного движения, учатся ориентироваться на плоскости. Головоломки развивают пространственное мышление, логику, формируют представления об окружающем мире, знакомят с азами счёта и цифрами. В игровом поле бизиборда предусмотрено наличие открывающихся дверей, за которыми находится тайничок, куда можно что – нибудь спрятать и наличие картинки. Дети очень рады такому сюрпризу.  Эти маленькие хитрости удивляют и веселят детей, а также способствуют развитию их мышления. Бизиборд способствует развитию у ребёнка усидчивости. Детям четырёх – пяти лет трудно долго усидеть на одном месте больше 10 – 15 минут. А вот бизиборд с этой задачей прекрасно справляется. Развитие цветовосприятия также является его неоспоримым плюсом.

Концентрированные манипуляции с мелкими предметами формируют навыки моторной и сенсорной координации. Движение маленьких рук станут более твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму.

Бизиборд стимулирует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире.

Актуальность использования пособия

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал педагог В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Многие другие ученые, изучая деятельность мозга, психику, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Таким образом, установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития у детей формируются все психические процессы – внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – игровой, продуктивной, трудовой, предметной.

Цель: развивать у детей интерес к развивающим играм.

Задачи

Обучающие:

- знакомить детей с предметами окружающего мира и их назначением;

- знакомить детей с материалами и их свойствами (металл, дерево, магнит, пластик);

- формировать познавательные способности детей во время решения разного вида задач;

- учить считать в пределах 10, сравнивать предметы по количеству;

- учить работать по предложенной схеме и самостоятельно конструировать;

- помочь детям наладить связь между живым объектом и его схематичным изображением;

- закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках;

- учить детей ориентироваться на плоскости.

Развивающие:

- развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность;

- развивать мелкую моторику;

- развивать слуховое восприятие;

- развивать у детей настойчивость при выполнении заданий и желание довести игру до конца;

- развивать внимание и усидчивость.

Воспитывающие:

- воспитывать между детьми дружеские взаимоотношения.

Рекомендации к проведению игр:

- поощряйте желание детей к исследовательской деятельности;

- предоставьте детям самостоятельно решать проблемы во время игры, не торопитесь сразу же подсказывать готовые решения;

- нельзя говорить ребёнку, что он сделал что – то неправильно: желание играть после такой оценки может пропасть;

- обязательно нужно поддерживать ребёнка во время затруднения в игре, говоря, что у него всё получится, что он умный и способный;

- пытайтесь ненавязчиво оказать ребёнку помощь в игре, если он не может найти правильное решение;

- старайтесь, чтобы во время игр между детьми не было ссор.

Дидактические игры с использованием развивающего пособия

I. «Голубой паровоз»

                                                                                                                     

1. Игра «Назови цифры»

2. Игра «Сосчитай количество кружков под цифрой»

3. Игра «Какого цвета цифры и костяшки на счётах»

4. Игра «Сколько синих и красных костяшек на одной спице?»

Цели:

- учить детей считать до 10;

- учить откладывать на спицах заданное количество костяшек;

- учить сравнивать количество костяшек на двух спицах;

- закреплять цвет предметов;

- знакомить с графическим изображением цифр;

- учить соотносить количество кружков с цифрой.

II. «Зелёный вагончик»

1. Игра «Деревянный лабиринт» 

2. Игра «Деревянный лабиринт»

Описание: лабиринты представляют собой прямоугольную подставку, к которой крепится изогнутая металлическая проволока. На проволоку нанизаны маленькие деревянные элементы разной формы и

цвета, которые можно передвигать по проволоке.

Цели:

- закреплять знания о сенсорных эталонах (цвет, форма);

- укреплять мелкую моторику;

- развивать быстроту реакции («Кто быстрее передвинет элемент?»).

3. Игра «Мини – бизиборд «Солнечный день»

Описание: мини – бизиборд представляет собой игровое поле с множеством игровых модулей. Ребёнок следует по определённому маршруту, который пролегает от дома к садику. На его пути встречается дорога для автомобилей, железнодорожный переезд, парковая зона. Автомобиль оснащён вращающимися колёсами, есть лабиринт, у девочки – платье – шнуровка. Окна и двери домов открываются.

Цели:

- учить детей завязывать шнурок;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать память, сообразительность, речь;

- закреплять основные цвета спектра и их оттенки;

- знакомить с предметами и их назначением.

4. Игра «Спинер»

5. Игра «Массажёр»  

Цели:

- развивать мелкую моторику рук;

- помочь детям сосредоточиться, успокоиться и весело провести время.

III. «Красный вагончик»

1. Игра «Домашние животные»

2. Игра «Зоопарк»

Описание: красочные деревянные пазлы с изображением домашних и диких животных.

Цели:

- учить детей правильно передвигать фигурки животных в соответствии с картинками на неподвижной части пазла;

- развивать логическое мышление и моторные навыки.

3. Игра «Дорожное движение»

Описание: игра представляет собой основу – лабиринт с изображёнными на ней проезжей частью с различными видами дорожных знаков и разметки. В основе проделаны специальные дорожки с подвижными деревянными элементами, на которых изображены забавные человечки и животные, перемещающиеся по городу.

Цели:

- развивать логическое мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

- знакомить детей с правилами дорожного движения.

4. Игра – вкладыш «Насекомые»

Описание: восемь вкладышей с ручками, основа по форме насекомого.

Цели:

- развивать сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук;

- учить классификации (бабочка, пчела, божья коровка – насекомые);

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать пространственное мышление;

- развивать целостное восприятие, любознательность, познавательный интерес;

- учить обводить вкладыши, закрашивать изображение, не выходя за пределы контура.

IV. «Жёлтый вагончик»

1. Игра «Магнитный лабиринт «Яблоко»

Дидактическая задача: учить доводить цветные шарики в конечную точку маршрута с помощью специальной магнитной ручки.

Цели:

- развивать пространственное и логическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

- формировать представление об окружающем мире.

2. Игра – лабиринт с шариком «Дерево – учись считать»

Дидактическая задача: нужно довести цветные шарики в конечную точку маршрута с помощью специальных ручек на шнурках. Каждый пункт подписан цифрой, обозначающей количество элементов, которые нужно к ней прикатить.

Цели:

- развивать пространственное мышление и логику;

- развивать мелкую моторику;

- знакомить детей с азами счёта;

- формировать представление об окружающем мире.

3. Игра – лабиринт с шариком «Аэропорт»

Дидактическая задача: нужно закатить шарик из ниши на позиции «Старт» в нишу на позиции «Финиш».

Цели:

- развивать логическое мышление;

- развивать ориентацию на плоскости и координацию движений.

4. Игра – вкладыш «Гусеница»

Цель: закрепить знание основных цветов и их оттенков.

5. Геометрический планшет «Геоборд»

Описание: планшет представляет собой доску с силовыми кнопками, расположенными на игровом поле равноудалённо друг от друга по горизонтали и верти-

кали, за которые можно цеплять резинки. Игровой материал позволяет ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).

Цели:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фантазию и творческий потенциал ребёнка;

- развивать пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память;

- помочь ребёнку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии (фигура, площадь);

- учить действовать по образцу и самостоятельно конструировать.

Результативность использования пособия

В процессе игр с бизибордом дети показали следующие результаты:

- укрепили мелкую мускулатуру рук;

- познакомились с предметами и их назначением;

- научились отсчитывать заданное количество предметов в пределах 10;

- закрепили основные цвета спектра и их оттенки;

- научились завязывать шнурки;

- научились различать домашних и диких животных, называть места их обитания;

- научились различать проезжую часть дороги, дорожные знаки;

- научились классифицировать животных и насекомых;

- научились обводить вкладыши, закрашивать полученное изображение, не выходя за пределы контура;

- научились самостоятельно конструировать несложные фигуры на геометрическом планшете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

В моей работе, представлена  классификация пальчиковых игр,  группы игровых упражнений, а также  рекомендации и этапы разучивания игр....

Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...

Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...

методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников....