Методические рекомендации к развивающему пособию "Бизиборд "Паровоз" для детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа)
Бизиборд – прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей. В процессе игр дети закрепляют знания о домашних и диких животных, учатся классифицировать их, знакомятся с правилами дорожного движения, учатся ориентироваться на плоскости. Головоломки развивают пространственное мышление, логику, формируют представления об окружающем мире, знакомят с азами счёта и цифрами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drugoe_pisanie_biziborda.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИВАЮЩЕМУ ПОСОБИЮ
БИЗИБОРД «ПАРОВОЗ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала
воспитатель
I квалификационной категории
Бикеева Наталья Александровна
Назначение
Пособие предназначено для игр детям среднего дошкольного возраста.
Описание
Бизиборд представляет собой развивающие стенды, выполненные в виде паровоза с тремя вагончиками из разноцветной ламинированной ДСП. На каждом вагончике и паровозе закреплены магнитные лабиринты, развивающие игры и предметы, изготовленные из металла, дерева, резины, пластика. Конструкция и красочный дизайн настенной игрушки даёт детям возможность самостоятельно осваивать её, реализовывать различные идеи для игр.
Бизиборд – прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей. У мелкой моторики есть очень важная особенность: она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связано. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка. Дети изучают каждую деталь на бизиборде: двигают дверную защёлку, завязывают шнурок, передвигают фигурки животных по специальным дорожкам, вставляют вкладыши в основу по форме животного, с помощью разноцветных резиночек создают различные фигуры на геометрическом планшете. Играя, у детей развивается мелкая моторика рук. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передаются в мозг и обогащают впечатлениями память малышей.
В процессе игр дети закрепляют знания о домашних и диких животных, учатся классифицировать их, знакомятся с правилами дорожного движения, учатся ориентироваться на плоскости. Головоломки развивают пространственное мышление, логику, формируют представления об окружающем мире, знакомят с азами счёта и цифрами. В игровом поле бизиборда предусмотрено наличие открывающихся дверей, за которыми находится тайничок, куда можно что – нибудь спрятать и наличие картинки. Дети очень рады такому сюрпризу. Эти маленькие хитрости удивляют и веселят детей, а также способствуют развитию их мышления. Бизиборд способствует развитию у ребёнка усидчивости. Детям четырёх – пяти лет трудно долго усидеть на одном месте больше 10 – 15 минут. А вот бизиборд с этой задачей прекрасно справляется. Развитие цветовосприятия также является его неоспоримым плюсом.
Концентрированные манипуляции с мелкими предметами формируют навыки моторной и сенсорной координации. Движение маленьких рук станут более твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму.
Бизиборд стимулирует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире.
Актуальность использования пособия
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал педагог В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Многие другие ученые, изучая деятельность мозга, психику, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Таким образом, установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития у детей формируются все психические процессы – внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – игровой, продуктивной, трудовой, предметной.
Цель: развивать у детей интерес к развивающим играм.
Задачи
Обучающие:
- знакомить детей с предметами окружающего мира и их назначением;
- знакомить детей с материалами и их свойствами (металл, дерево, магнит, пластик);
- формировать познавательные способности детей во время решения разного вида задач;
- учить считать в пределах 10, сравнивать предметы по количеству;
- учить работать по предложенной схеме и самостоятельно конструировать;
- помочь детям наладить связь между живым объектом и его схематичным изображением;
- закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках;
- учить детей ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
- развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать у детей настойчивость при выполнении заданий и желание довести игру до конца;
- развивать внимание и усидчивость.
Воспитывающие:
- воспитывать между детьми дружеские взаимоотношения.
Рекомендации к проведению игр:
- поощряйте желание детей к исследовательской деятельности;
- предоставьте детям самостоятельно решать проблемы во время игры, не торопитесь сразу же подсказывать готовые решения;
- нельзя говорить ребёнку, что он сделал что – то неправильно: желание играть после такой оценки может пропасть;
- обязательно нужно поддерживать ребёнка во время затруднения в игре, говоря, что у него всё получится, что он умный и способный;
- пытайтесь ненавязчиво оказать ребёнку помощь в игре, если он не может найти правильное решение;
- старайтесь, чтобы во время игр между детьми не было ссор.
Дидактические игры с использованием развивающего пособия
I. «Голубой паровоз»
1. Игра «Назови цифры»
2. Игра «Сосчитай количество кружков под цифрой»
3. Игра «Какого цвета цифры и костяшки на счётах»
4. Игра «Сколько синих и красных костяшек на одной спице?»
Цели:
- учить детей считать до 10;
- учить откладывать на спицах заданное количество костяшек;
- учить сравнивать количество костяшек на двух спицах;
- закреплять цвет предметов;
- знакомить с графическим изображением цифр;
- учить соотносить количество кружков с цифрой.
II. «Зелёный вагончик»
1. Игра «Деревянный лабиринт»
2. Игра «Деревянный лабиринт»
Описание: лабиринты представляют собой прямоугольную подставку, к которой крепится изогнутая металлическая проволока. На проволоку нанизаны маленькие деревянные элементы разной формы и
цвета, которые можно передвигать по проволоке.
Цели:
- закреплять знания о сенсорных эталонах (цвет, форма);
- укреплять мелкую моторику;
- развивать быстроту реакции («Кто быстрее передвинет элемент?»).
3. Игра «Мини – бизиборд «Солнечный день»
Описание: мини – бизиборд представляет собой игровое поле с множеством игровых модулей. Ребёнок следует по определённому маршруту, который пролегает от дома к садику. На его пути встречается дорога для автомобилей, железнодорожный переезд, парковая зона. Автомобиль оснащён вращающимися колёсами, есть лабиринт, у девочки – платье – шнуровка. Окна и двери домов открываются.
Цели:
- учить детей завязывать шнурок;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать память, сообразительность, речь;
- закреплять основные цвета спектра и их оттенки;
- знакомить с предметами и их назначением.
4. Игра «Спинер»
5. Игра «Массажёр»
Цели:
- развивать мелкую моторику рук;
- помочь детям сосредоточиться, успокоиться и весело провести время.
III. «Красный вагончик»
1. Игра «Домашние животные»
2. Игра «Зоопарк»
Описание: красочные деревянные пазлы с изображением домашних и диких животных.
Цели:
- учить детей правильно передвигать фигурки животных в соответствии с картинками на неподвижной части пазла;
- развивать логическое мышление и моторные навыки.
3. Игра «Дорожное движение»
Описание: игра представляет собой основу – лабиринт с изображёнными на ней проезжей частью с различными видами дорожных знаков и разметки. В основе проделаны специальные дорожки с подвижными деревянными элементами, на которых изображены забавные человечки и животные, перемещающиеся по городу.
Цели:
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- знакомить детей с правилами дорожного движения.
4. Игра – вкладыш «Насекомые»
Описание: восемь вкладышей с ручками, основа по форме насекомого.
Цели:
- развивать сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук;
- учить классификации (бабочка, пчела, божья коровка – насекомые);
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать пространственное мышление;
- развивать целостное восприятие, любознательность, познавательный интерес;
- учить обводить вкладыши, закрашивать изображение, не выходя за пределы контура.
IV. «Жёлтый вагончик»
1. Игра «Магнитный лабиринт «Яблоко»
Дидактическая задача: учить доводить цветные шарики в конечную точку маршрута с помощью специальной магнитной ручки.
Цели:
- развивать пространственное и логическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- формировать представление об окружающем мире.
2. Игра – лабиринт с шариком «Дерево – учись считать»
Дидактическая задача: нужно довести цветные шарики в конечную точку маршрута с помощью специальных ручек на шнурках. Каждый пункт подписан цифрой, обозначающей количество элементов, которые нужно к ней прикатить.
Цели:
- развивать пространственное мышление и логику;
- развивать мелкую моторику;
- знакомить детей с азами счёта;
- формировать представление об окружающем мире.
3. Игра – лабиринт с шариком «Аэропорт»
Дидактическая задача: нужно закатить шарик из ниши на позиции «Старт» в нишу на позиции «Финиш».
Цели:
- развивать логическое мышление;
- развивать ориентацию на плоскости и координацию движений.
4. Игра – вкладыш «Гусеница»
Цель: закрепить знание основных цветов и их оттенков.
5. Геометрический планшет «Геоборд»
Описание: планшет представляет собой доску с силовыми кнопками, расположенными на игровом поле равноудалённо друг от друга по горизонтали и верти-
кали, за которые можно цеплять резинки. Игровой материал позволяет ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).
Цели:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать фантазию и творческий потенциал ребёнка;
- развивать пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память;
- помочь ребёнку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии (фигура, площадь);
- учить действовать по образцу и самостоятельно конструировать.
Результативность использования пособия
В процессе игр с бизибордом дети показали следующие результаты:
- укрепили мелкую мускулатуру рук;
- познакомились с предметами и их назначением;
- научились отсчитывать заданное количество предметов в пределах 10;
- закрепили основные цвета спектра и их оттенки;
- научились завязывать шнурки;
- научились различать домашних и диких животных, называть места их обитания;
- научились различать проезжую часть дороги, дорожные знаки;
- научились классифицировать животных и насекомых;
- научились обводить вкладыши, закрашивать полученное изображение, не выходя за пределы контура;
- научились самостоятельно конструировать несложные фигуры на геометрическом планшете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации: Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.
В моей работе, представлена классификация пальчиковых игр, группы игровых упражнений, а также рекомендации и этапы разучивания игр....
Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.
Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...
Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста
В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....
Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"
Методическая разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...
Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...
методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста
Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников....