Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"
статья на тему

Султангараева Лола Робертовна

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами.

Подготовила воспитатель Султангараева Л.Р.

    Процесс развития взаимодействия дошкольников со сверстниками в играх с правилами включает в себя два этапа:

1.        Ориентировочный этап. Его цель - сформировать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к взаимодействию со сверстниками, развить ориентацию на сверстника как на партнера по игре.

Задачи ориентировочного этапа:

- установление эмоционально-положительного отношения и интереса детей к взаимодействию со сверстниками в совместных играх;

- развитие умение обозначать свое эмоциональное состояние, различать его у других детей, принимать позицию партнера, адекватно реагировать на его эмоциональное состояние;

- развитие коммуникативных умений, необходимых для эффективного общения в играх с правилами.

   Данный этап осуществляется по двум направлениям: 1) эмоциональное сближение, развитие интереса к взаимодействию со сверстниками; 2) формирование коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное организационное общение в играх. Для формирования положительного общения со сверстниками используются словесные игры: «Пойми меня», «Царевна Несмеяна», «Сиамские близнецы». Игровые упражнения «Азбука настроения»,  «Угадай настроение», «Встреча с другом» развивают способность выражать свое эмоциональное состояние и распознавать эмоциональное состояние сверстников.

    По второму направлению выделяется комплекс умений, используемых на каждом этапе игрового взаимодействия:

- умение пригласить сверстника принять участие в игре

- вежливо отказаться от участия в игровом взаимодействии

- умение использовать основные способы распределения игровых функций

- согласовать игровые правила

- умение осуществлять взаимную поддержку деятельности

- умение доброжелательно указать сверстнику на его ошибку

- умение поддерживать положительный эмоциональный настрой

- умение адекватно реагировать на эмоциональное состояние сверстника

- умение разрешать спорные ситуации

- умение оценивать игровое взаимодействие.

  С целью освоения коммуникативных умений используются проблемные ситуации – инсценировки, являющиеся аналогами реальных ситуаций взаимодействия в игре.

2. Основной этап – направлен на накопление дошкольниками практического опыта взаимодействия со сверстниками в играх с правилами.

Задачи основного этапа:

- освоение типов взаимодействия в совместных играх;

- формирование практических умений взаимодействовать со сверстниками при различных формах организации участников игры;

- формирование умений, необходимых для самостоятельной организации игр с правилами.

   Работа должна быть построена на усложнении характера взаимодействия между детьми от игр, основанных на одновременном взаимодействии участников, через игры, построенные на поочередном взаимодействии, к играм предполагающим одновременно-последовательное взаимодействие участников.

    Одновременное взаимодействие формируется в играх типа «Кто быстрее», «Кто больше». В качестве игрового материала используются пазлы, «загонялки», летающие колпачки, настольный боулинг. Материал предоставляется каждому участнику игры, что обеспечивает возможность одновременных действий. Так же используется сюжетное «Лото».

       Поочередное взаимодействие организовывается по принципу очередности действий за счет предоставления одного игрового набора, используются настольно-печатные игры с фишками («Лабиринт»). При формировании схемы одновременно последовательного взаимодействия используется домино с предметным изображением, а так же «Крестики-нолики», «Морской бой».

    Целесообразно использовать нормативные способы регуляции совместной деятельности: считалки, жребий:

1)        «Угадай, в какой руке». Один из участников берет в руки по одной фишке разного цвета. Спрятав руки за спину, он предлагает угадать, в какой руке фишка красного (или любого другого) цвета. Кто угадал, тот начинает игру первым.

2)        «Сбрасывание». Каждый участник бросает кубик. У кого выпадает больше очков, тот получает право первого хода (у кого меньше очков, тот вступает в игру последним).

3)        «Кто что взял». Карточки ( в игре лото) переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Каждый участник с закрытыми глазами берет карточку.

 Основной формой организации участников являются соревнования и игровые поединки.

   Большое внимание следует уделять формированию этики взаимодействия в играх с правилами. Для этого педагог в процессе игры должен демонстрировать способы взаимной поддержки, позитивного разрешения спорных ситуаций (напоминание правила, договор, игровой фольклор). После игры педагог подключает детей к оценки игрового взаимодействия, направляя их внимание на важность соблюдения правил, доброжелательного общения в процессе игры и по ее окончании.

   Позиция педагога как носителя игровых умений и умений организационного общения в игре изменяется по мере нарастания самостоятельности детей. Важным условием самостоятельной организации игры является способность ребенка объяснять правила игры. Для формирования этого умения используется задание «Угадай игру по описанию». Так же рекомендуется провести игру «Поле чудес» (по принципу известной игры), которая основана на комбинированной форме организации участников, последовательности и взаимозависимости действий игроков, широком включении дошкольников в игру в различных позициях.

   Накопление детьми опыта взаимодействия в ситуациях индивидуального выигрыша обеспечивает возможность для освоения опыта командного взаимодействия. Вначале используются игры, в которых вклад каждого в общую победу определяется на этапе окончания игры, при этом каждый игрок имеет одинаковые шансы на успех (игра «Зообильярд»).

   Далее предлагаем игры, направленные на формирование умения согласовывать действия внутри команды: «100 одежек», «Ателье». Такие игры помогают детям оценить свой вклад в общую победу. Игра «КВН» способствует сплочению детей в команде и совместному выполнению заданий (тему игры выбирает педагог).

    Работа  посвящена выявлению особенностей взаимодействия детей среднего и старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами. Играм с правилами принадлежит особое место в жизни дошкольников.

   Для детей это реальная практика взаимодействия, где они ставятся перед необходимостью согласовывать свои действия по предметному содержанию и смыслу самой деятельности, ориентируясь на правила. Взаимодействие в играх с правилами понимается как правилообусловленная система содержательных эмоциональных, коммуникативных и действенных связей, основанных на игровых и межличностных отношениях партнеров и направленных на совместное решение игровой задачи. Взаимодействие дошкольников со сверстниками в игре строится на основе интереса детей друг к другу.

   Констатирующий эксперимент нашего исследования включал несколько этапов. Задача начального этапа состояла в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия и общения дошкольников, на следующем этапе решались задачи: 1) определить личностный статус детей 4 и 5 лет в группе ДОУ 2) изучить особенности  взаимодействия в играх с правилами детей среднего и старшего дошкольного возраста из разных статусных категорий. На завершающем этапе нашего исследования была поставлена задача: разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию позитивного взаимодействия детей среднего и старшего дошкольного возраста в играх с правилами.

   Констатирующий эксперимент позволил выделить по три подгруппы детей среднего и старшего возраста, отличающихся разным уровнем взаимодействия со сверстниками. В данные подгруппы вошли дети 1) – дети, симпатизирующие друг другу; 2) два ребенка, симпатизирующие друг другу, два – нет; 3) дети, не симпатизирующие друг другу.  Уровень взаимодействия старших дошкольников определялся на основе комплексного показателя, включающего в себя обобщенную структуру совместной игры, общение в процессе взаимодействия, а также применение модели взаимодействия адекватного игровым правилам и функциям участников.

      У детей среднего дошкольного возраста выявились следующие уровни взаимодействия в игре с правилами:

 1.Формальный уровень.  Дети проявляют недостаточный интерес к взаимодействию со сверстниками в игре с правилами. Совместные действия характеризуются предметной направленностью, отсутствием ориентации на партнера. Отсутствует взаимоконтроль за игровыми действиями.

2.Состязательно-нормативный уровень. Ориентация на взаимодействие со сверстниками в игре с правилами обусловлена стремлением детей одержать первенство. Дети владеют представлениями о правилах игрового взаимодействия, но правила доброжелательного общения в игре, способы позитивной нормативной регуляции деятельности недостаточно осознаны и конкретны.

   У детей старшего дошкольного возраста:

1.Социально-нормативный уровень. Дошкольники активно ориентированы на положительное взаимодействие со сверстниками в игре с правилами, имеют достаточный объем представлений о правилах, способах игрового взаимодействия, доброжелательного общения со сверстниками во время игры.

2.Состязательно-конфликтный уровень. Взаимодействие детей обусловлено стремлением одержать первенство в игре. Отсутствует ориентация на партнера по игре как субъекта взаимодействия.

   Общий анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.        Взаимодействие в играх с правилами имеет существенные различия у детей средней и старшей групп ДОУ. В средней группе – формальный уровень и состязательно-нормативный уровень взаимодействия; в старшей группе - социально-нормативный уровень и состязательно-конфликтный уровень взаимодействия. В средней группе, в случае, когда в игре объединяются дети, симпатизирующие друг другу и два ребенка, симпатизирующие друг другу, а два – нет, уровень взаимодействия в игре носит состязательно-нормативный характер. Данный уровень характеризуется общим смысловым полем деятельности, единством понимания правил и способов игры. Процесс взаимодействия отличается упорядоченностью, согласованностью действий. Правила выступают внутренним регулятором поведения ребенка в игре. В случае, если объединяются дети, не симпатизирующие друг другу, уровень взаимодействия в игре носит формальный характер.  Он отличается неспособностью дошкольников развернуть правилосообразное взаимодействие вследствие предметной направленности действий, отсутствием ориентации на партнера. Деятельность детей носит параллельный или подражательный характер, отличалась низкой коммуникативной насыщенностью, предметной связью между участниками.

  В старшей группе, если объединяются два ребенка, симпатизирующие друг другу, два -нет  и дети, не симпатизирующие друг другу, то уровень взаимодействия в игре носит  состязательно-конфликтный характер. Данный уровень  характеризуется личностной значимостью выигрыша, стремлением достичь его путем нарушения освоенных детьми правил и норм взаимодействия. Отсутствие самоконтроля, эпизодическое подчинение правилам игры являлся причиной частых конфликтов, способами позитивного разрешения которыми дети не владеют, что приводит к распаду игровой группы. В случае, когда в игре объединяются дети старшей группы, симпатизирующие друг другу, то выявляется  социально-нормативный уровень взаимодействия, который способствует установлению во взаимодействии особого типа отношений - игровое содружество. Дети в высокой степени  ориентированы на партнера, стремятся эмоционально поддержать сверстника,  проявить сочувствие, сопереживание,  поддерживая доброжелательную атмосферу игрового общения.

   Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

2.        Для детей среднего дошкольного возраста выбор партнеров в играх с правилами имеет меньшее значение, чем для детей  старшего дошкольного возраста. В среднем возрасте у группы детей, не симпатизирующих друг другу, уровень взаимодействия в игре носил формальный характер, а в старшем возрасте дети, не симпатизирующие друг другу взаимодействовали в игре на состязательно-конфликтном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....

методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников....

Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и преж...

Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, к...

Методические рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе игры

Методические рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе игры...