Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по развитию речи "Зимний календарь"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ольга Валерьевна Плеханова

Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме Зима. Мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки зимы, формируем умение составлять расказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Методическая разработка включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Цель: Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы и её месяцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimniy_kalendar_2.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект совместной деятельности педагога и детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

ЗИМНИЙ КАЛЕНДАРЬ

Исполнитель:

Воспитатель   Плеханова О.В.

                                                           

Санкт-Петербург 2020

ЗИМНИЙ КАЛЕНДАРЬ

Цель:

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы и её месяцах.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать знания о признаках зимы, умения описывать зимнюю погоду, сравнивать признаки зимних месяцев;
  • Развитие элементарных математических представлений, сенсорных навыков, умение ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательной деятельности, усидчивость, товарищеские взаимоотношения.

Коррекционно-развивающие:

  • расширение  и активизация словаря по теме.

совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных)  и словоизменения (употребление существительных  в родительном падеже).

  • развитие связной речи.
  • развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
  • развитие графо-моторных навыков.
  • развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: Игровой набор «Дары Фребеля», карточки схемы с изображением зимних примет, календарь по зимним месяцам, елочка из фетра и к ней игрушки зверушки на липучках, песочные столы, мультимедиа, су-джоки.

Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные.

Предварительная работа:

Изучали характерные признаки зимы в неживой природе, закрепляли названия зимних месяцев, обсуждали их приметы. Рассматривали картины и репродукции о зиме, проводили экскурсии по экологической тропинке детского сада. Читали художественную литературу о зиме, слушали аудио-сказки, заучивали стихи с помощью мнемотаблиц, логоритмики, смотрели мультимедийные презентации. Играли в настольно-печатные игры «Времена года», подвижные игры.

Ход занятия

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться

Дети: 

«Доброе утро!».

Воспитатель:

Доброе утро – солнцу и птицам,

Дети:

Доброе утро – улыбчатым лицам!

Воспитатель: Ко встречи готовы? (да). Тогда за работу! Желаю удачи всем нам.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима).

- А, что зимой вам больше всего нравиться? (снег, кататься с горки на санках, лепить снеговика и т.д.).

- Ребята зима вас тоже очень любит, и в подарок для вас прислала зимний календарь (показываю).

- Ой, а календарь то наш пустой, чего в нем не хватает? (картинок).

- Что же нам делать? Кто нам поможет разукрасит календарь? (родители, волшебник, можно нарисовать картинки, зима).

- Да ребята хорошо было бы нам встретиться с самой зимой. Только как нам это сделать? (позвонить).

- Мы вызовем зиму по Скайпу, внимание на экран.

ВИДЕОЗАПИСЬ

Зима: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Что случилось? Зачем вы меня вызываете?

Воспитатель: Здравствуй гостья Зима. Вот получили твой подарок - календарь, а в нём совсем нет картинок.

Зима: Это снежная вьюга замела все картинки. Не беда – в каждом месяце есть свои приметы, открывайте волшебные конвертики там есть картинки.

Воспитатель пытается открыть конвертики, но не получается.

Зима смеётся…

Зима: Не всё так просто. Они не откроются, нужно потрудиться. Есть такая пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Что нам нужно сделать? Мы возьмёмся за любую работу. Наши ребята любят трудиться.

Зима: Всё очень просто: нужно выполнить задания и упражнения. Как только вы правильно всё сделаете. Конвертики откроются.

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем выполнить задания? (Да) 

Зима: До свидания, желаю вам удачи!

Воспитатель: И так ребята, не будем время зря терять, и календарь начнем мы  украшать.  А для начала, проведём разминку:

Физкультминутка «Карусели» используя пособие №1 набора «Дары Фрёбеля» (разноцветные вязаные шарики с верёвочкой):

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели.

(дети начинают медленно двигаться по кругу)

Всё кругом, кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом.

(двигаются быстрее, переходят на бег )

Тише. Тише не спешите,

Карусель остановите,(замедляют бег)

Раз и два. Раз и два,

Вот кончилась игра.(остановились)

Воспитатель: Итак ребята на карусели покатались, сил набрались, скажите как называется первый зимний месяц (Правильно – декабрь).

- Декабрь – это начало зимы. Что запомнилось вам в декабре больше всего? (Новый год, елочка, подарки и т.д.).

- Посмотрите, какую красивую елочку я вам приготовила. Давайте ее вместе нарядим. (Дети прикрепляют к елочке игрушки-зверушки).

- Очень красивая елочка у нас получилась. А теперь мы поиграем в игру на внимание «Чего не хватает». Закрывайте глаза. (Играем 3 раза).

- Ну что ж давайте попробуем открыть конвертик в нашем зимнем календаре с приметами декабря (Вызывает двоих детей. Дети по очереди прикрепляют картинки, и проговариваю приметы декабря).

- Первый лист календаря мы с вами украсили. А чтобы украсить следующую страничку календаря вспомните название второго зимнего месяца? (Правильно – январь).

- Январь – это середина зимы!

В январе-январе много снега во дворе,

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом,

В каждом доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

- Ребята, что же в январе вам больше всего запомнилось? (Строили горку; катались на санках, лыжах; лепили снежную бабу, снежные крепости; было очень холодно;  сильные морозы; вьюга, метели).

- Ребята, перед тем как выполнить следующее занятие предлагаю вам погулять по зимнему лесу. Готовы! (Да).

ЛОГОРИТМИКА

             Погулять пошли мы в лес

                     Полный сказочных чудес (дети идут по кругу)

            По сугробам мы шагаем

      Выше ноги поднимаем (дети шагают, высоко поднимая ноги)

                   В руки снега наберем, (дети наклоняются вниз)

 И снежки лепить начнем (дети имитируют лепку снежков)

          Кинем их вперед скорей,

          Испугаем всех зверей (показывают броски снежков)

          Нам теперь согреться нужно,

          Потрем ладошки дружно (трут ладошки друг об друга).

          Ушки, щечки, нос (показывают),

          И не страшен нам мороз!

- А сейчас присаживайтесь за столы.

- Перед каждым из вас лежит конвертик, в котором находятся две карточки (показываю детям и гостям). Карточка-окно и карточка – схема.

- Рассмотрите внимательно схему.

Что вы видите в правом верхнем углу? (снежинка). 

Что находится в правом нижнем углу? (елочка). 

Елочка, какая? (зеленая, нарядная).

Что изображено над снеговиком? (солнышко).

А, что нарисовано под солнышком? (снеговик).

- Молодцы! Вы внимательно рассмотрели карточку-схему. А теперь с помощью фигурок Фребеля выложите в своем окошке то, что нарисовано на карточке в такой же последовательности  (дети выкладывают, если затрудняются, помогаю).

Обсуждаю с детьми, из каких фигур они построили снеговика, елочку, солнышко, снежинку  и сколько их понадобилось.

- Молодцы! И с этим заданием справились. Давайте попробуем открыть конвертик в нашем зимнем календаре с приметами января (вызываю двух детей, открывают конверт и проговаривают приметы).

- Скажите, мне друзья как называется последний месяц зимы? Правильно – февраль. Ну и вновь у нас зима, поиграем дети? (да).

- Молодцы ребята! Вот и последнее задание вы выполнили. Попробуем открыть последний конвертик нашего зимнего календаря (вызываю двух детей, открывают и проговаривают приметы).

- Ребята! Вы сегодня были молодцы. Замечательно потрудились, справились со всеми заданиями и в заключении нашей встречи мы предлагаем вам превратиться в художников и изобразить свои зимние пейзажи на наших песочных столах.

Открываю столы и перед тем как рисовать, предлагаю размять пальчики  с помощью волшебных колечек  (су-джок).

Вот колечко не простое,

А колючее такое.

Каждый пальчик разомнем,

Рисовать сейчас начнем.

Дети рисуют зимние пейзажи, когда картины нарисованы, предлагаю полюбоваться ими. Включается разноцветная подсветка песочных столов с помощью пульта.

Воспитатель приглашает ребят в центр зала, показывает им законченный календарь, и спрашивает, что им понравилось на занятии больше всего.

Вот и встреча подошла – время расставаться

Ну а нам пора, в группу возвращаться.

Список использованных источников:

  1. Дары Фрёбеля, картотека игр в образовательной области, физическое развитие, познавательное развитие.
  2. Вечер поэзии «Зима не даром злится пришла ее пора».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Овощи. Огород». Звуки [п], [п\'], [б], [б\']. Буква Бб

Цель: Расширение, уточнение представлений  по теме «Овощи. Огород»Задачи:Коррекционно-образовательные. Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, ово...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Осень».

Цель: Закрепление и углубление  представлений об осени и ее приметах.Задачи:Коррекционно-образовательные.. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Осень» (осень, дож...

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по окружающему миру "Транспорт"

       Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме Транспорт. Мы знакомим детей с окружающим миром, расширяе...

Методическая разработка интегрированного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Очей очарованье…»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеАксайского района детский сад общеразвивающего вида второй категории №11«Красная шапочка»...

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по художественно эстетическому воспитанию по теме "Одежда".

Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме "Одежда". Мы развиваем у детей художественно эстетический вкус, закрепляем навыки акку...

Консультация для родителей детей разновозрастной группы компенсирующей направленности 4-8 лет "Особенности развития детей с УО и РАС"

Консультация для родителей детей разновозрастной группы компенсирующей направленности 4-8 лет "Особенности развития детей с УО и РАС"...

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Звездный теремок"

В данной разработке я хочу представить опыт работы с детьми ЗПР через сказкотепапию, которая позволяет расширить кругозор, формировать целые представления об окружающем мире, оказывать влияние на разв...