Сценарий непрерывной образовательной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ярош Зоя Николаевна

Сценарий непрерывной образовательной деятельности  в  средней группе по ознакомлению с окружающим

на тему: « Храните экологию души»    (О.О. «Познавательное развитие»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hranite_ekologiyu_dushi.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

в  средней группе по ознакомлению с окружающим

на тему: « Храните экологию души»

(О.О. «Познавательное развитие»)

Разработала

Ярош Зоя Николаевна

Воспитатель первой категории

МАДОУ   «Детский сад  пос. им .К.Маркса»

Энгельсского муниципального района

Энгельс 2020г.

Возрастная группа   средняя

Тема НОД: «Храните экологию души»

Направление образования и развития   «Познавательное развитие» Окружающий мир

Цель: Создать условия для  формирования  у детей основ экологической культуры.

Задачи: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать умение  выделять признаки весны (светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки   на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые)

Расширять знания детей  о весеннем лесе, деревьях (елка, сосна, береза) ,

о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), грибах (маслята, опята, сыроежки ),

птицах (ворона, голубь, воробей ),диких животных и их  детёнышах (лисята ,зайчата ,волчата, медвежата, ёжата)

Формировать гражданское самосознание экологической культуры у детей

формировать интерес к проблеме охраны природы и  познакомить детей с правилами поведения в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе  и проявление  заботы  и внимания  человека ко всему живому.

Виды деятельности   : игровая ,коммуникативная , двигательная                                                                            Формы организации: Групповая . индивидуальная                                                                                                       Формы реализации детских видов деятельности: Игры «Угадайка», «У кого кто?», «Проворные грибники», «Насекомые». Чтение стихов о природе (Е. Шкловского ,Н. Добротаы, О. Карелина , Н. Маслей),загадывание загадок

Оборудование: Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего леса ,таинственной музыки), мультимедийный проектор , слайды :животные и их детёныши, птицы, грибы, насекомые , весенний лес, Лесовик, подснежники, кормушка  

Материал: Полянка с цветами , лейки ,  мяч  ,письмо

Предварительная работа: . Рассматривание иллюстраций  и составление описательных рассказов о весне ;деревьях , растущих в лесу ,птицах , грибах, насекомых, диких животных и их детёнышах  . Рисование дерева. рассматривание  иллюстраций  по теме «Правила поведения в лесу»,заучивание стихотворений о  природе (Е. Шкловского ,Н.Доброты ,О. Карелина, Н. Маслей) ,наблюдения в природе; загадывание  загадок о весне, диких животных ;, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1  Вводная часть (мотивация)

Воспитатель... Ребята сегодня   замечательная    погода   и поэтому  у нас такое же настроение

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, малый тополёк!

Мы живем в родном краю,

Я любовь ему дарю!

Дети стоят  полукругом возле воспитателя и произносят   приветствие

Постановка проблемы

Воспитатель... Ребята, отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

-Ребята, Какое сейчас время года? .

.Поиграем немного . Игра «Угадайка»

Что весной греет, светит, припекает?

Что с крыши свисает, капает, тает?

Что весной темнеет, тает, водой убегает ?

Что весной бежит, журчит, поёт ?

Цветок, растущий из под снега ?

Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают ?

-Назовите  признаки весны.

..Сегодня , как обычно я пришла в нашу группу первая и увидела на столе письмо, давайте прочитаем его.. : « Ребята, в  моём весеннем лесу беда! Пришел в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка.

Гришка по лесу  бродит, страх на всех наводит,

Кустики ломает, гнезда разоряет, Всех птиц распугал, Весь валежник раскидал.» Ваш друг Лесовик

. Хотите  отправиться  в гости к Лесовику ,чтобы  помочь  освободить весенний лес  от хулигана?

Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?

В лесу весной тает снег и появляются лужи и проталинки. Предлагаю надеть сапожки, чтобы не промочить ножки и произнести  слова … «покружись ,покружись   и в лесу окажись».

В путь друзья.

Предполагаемые ответы детей:

Весной .

Весна …

солнце

сосулька

снег

ручеёк

подснежник

перелётные

светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые

Предполагаемые ответы детей:

Да. .

Не шуметь, не кричать, не нарушать тишину леса. Не ломать ветки деревьев. Не бросать мусор.

Дети выполняют задание : «обувают» сапожки и произносят слова … «покружись ,покружись   и в лесу окажись».

(звучит таинственная музыка, дети оказываются в лесу)

2 Основная часть

Воспитатель : Путь к Лесовику очень долгий ,пока будем идти посмотрим каким стал весенний лес и его обитатели.

(слайд- весенний лес ) Что вы слышите?

Как много в лесу разных деревьев. Они возвышаются над всем. Назовите какие деревья вы знаете?

Какую пользу приносят деревья ?

Вы назвали много разных деревьев.

Назовите, из каких частей состоит дерево?

Посмотрите что весной появляется на деревьях ?

Значит сейчас ранняя весна …можно ли ломать ветки деревьев ? ..почему?

Правильно…Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

Отгадайте загадки и вспомните   какие животные живут в лесу:

1.Какой зверь опасный ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает
За собой все следы заметает?

2.Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.

3.Летом ходит без дороги  ,возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
4.Серый, страшный и зубастый  произвел переполох. Все зверята разбежались.  Напугал зверят тех…

5.Лежала под елками подушечка с иголками.
Лежала, лежала да побежала.

(Педагог вместе с детьми рассматривают слайды с изображением лесных животных).

Воспитатель... Это какие животные дикие или домашние?

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Весной случается чудо: у животных появляются детёныши. Поиграем в игру «У кого кто?»

Посмотрите на экран и назовите у кого кто появился. (слайд детёныши животных)

-Чем питаются весной животные?

-Что ещё происходит с природой?

Воспитатель... Что в лесу любят собирать люди?

Как  этих людей называют?

Какие грибы вы знаете?

Поиграем в игру «Проворные грибники»

(Грибы расставлены на полу, их меньше, чем участников игры.)

Грибок на пол положи ,себя в танце покажи.Кончит музыка играть, гриб быстрее надо взять.

Можно ли на растущие  грибы наступать ногами ?

Воспитатель...Вот мы дошли до  полянки с первыми весенними цветами- подснежниками  Ребята , вы  знаете стихи про подснежники давайте ,немного отдохнём и послушаем…

Молодцы, замечательные стихи.

А ещё кого можно встретить в лесу (слайд «Насекомые»)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Насекомые».

-Ты увидишь насекомых  на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий ,и пустой

Воспитатель: Кормушка для птиц  пуста .Почему сегодня мы не видим здесь птиц?(слайд Кормушка)

Как вы думаете, чем сейчас, весной, питаются птицы?

Теперь посмотрите, что это за домик на дереве?

Правильно, это скворечник.(слайд скворечник)

А кто живет в этом домике?

Как вы думаете, почему скворечник

располагаю так высоко на дереве?

Скворечники и гнезда птиц нужно

особенно оберегать, т.к. там весной   выводятся из яиц маленькие птенчики.

Каких птиц   ещё вы знаете?

Можно ли трогать гнёзда или птенцов?

-Не разоряйте птичьи гнёзда.

Дети запомнить должны и понять ,гнёзда у птичек нельзя разорять, если услышали крики птенцов не приближайтесь ,не лезьте туда и не тревожьте  ни птиц ,ни гнезда

Воспитатель : Дорога длинная была давайте отдохнём немного.

Дети подходят к экрану и  слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса

Предполагаемые ответы детей:

Течёт ручеёк, пение птиц..

Дуб, рябина ,береза ,клен , ель

очищают воздух,  их плодами питаются звери и птицы

корень; ствол, ветки и листья – крона

Почки

Нельзя ломать, а то  будет вытекать сок и дерево засохнет.

Предполагаемые ответы детей:

(дети садятся на скамейки-пеньки )

лиса

заяц

Медведь

Волк

ёж

дикие

дикие животные сами добывают себе еду , у них нет хозяина ,а о домашних

животных  заботиться хозяин

у лисы лисята, у белки бельчата, у зайца зайчата, у волка волчата , у ежа ежата , у зайца зайчата

Предполагаемые ответы детей:

Весной,  животные раскапывают корешки и едят их, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Появляются почки ,а потом  листья на деревьях ,трава на земле ,первые цветы ..

Грибы.

Грибники.

Маслята, опята, сыроежки..

Дети танцуют под музыку. Когда музыка заканчивается, каждый игрок спешит «сорвать» гриб. Кто остался без грибка, выходит из игры.(садятся на пеньки)

Нельзя…

Любой грибник обязан знать:
Нельзя их с корнем вырывать,
Иначе на его пути
Грибам съедобным не расти!

Дети читают стихи:

1. Расцвел подснежник. Он хорош. Нигде такого не найдешь! Он так красив, душист, приятен. Он манит запахом своим. И у кого душа без пятен, Он в руки сам дается им.   (Н.Доброта)
2.Из-под снега, на проталинке, Самый первый, самый маленький, Мокролюб, цветочек-вешник — Распустил бутон подснежник.( О. Карелин)
3.Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник. (Н. Маслей)

Предполагаемые ответы детей:

Насекомых

Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д.

Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве

(насекомые, трава, и т.д.)

скворечник.

Скворцы

чтобы никто не смог

напугать птиц, ни кошка, ни собака..

Ворона, голубь, воробей

Нет

Дети выходят на ковёр-поляну

Физкультминутка «Весенняя капель»

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки. Их попробуй, догони!

руки вверх, потянулись

кулачки стучат

руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх

хлопают в ладошки
бег на месте

Воспитатель : Посмотрите , нас встречает хозяин леса   ( слайд  -Лесовик) 
Лесовик: Я живу в лесу дремучем.

Сплю под ёлкою колючей.

Лесовиком меня зовут

Берегу лесной уют.

Здравствуйте,  лесные гости

Ой, у нас в лесу беда! Пришел в лес злой мальчишка, Хулиган по имени Гришка.

Гришка по лесу  бродит, Страх на всех наводит,

Кустики ломает, гнезда разоряет, Всех птиц распугал, Весь валежник раскидал…Слышите   ? (шум ,стук ,свист)

Гришка зашёл в группу: Я пришел в лес гулять,

Буду всех в лесу пугать, Ёлки поломаю, птичек разгоняю. (стучит, пинает, свистит)

Воспитатель. Ребята давайте испугаем хулигана и не громко  зарычим и закричим как лесные звери

Гришка : мне в лесу страшно.

Лесовик: Если в лес с добром придешь,

Много здесь друзей найдешь. Видишь, вот наши друзья!( слайд с лесными жителями ) - Ты подружишься с ними?

Гришка. Да

Лесовик: Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать

Воспитатель :Тебе (говорит хулигану) поможем поучиться, как надо вести себя в лесу и расскажем «Правила поведения в лесу»:

Гришка. Я  понял….. , можно хоть в лесу цветочков наберу ?

Цветами я  украшу дом,  так красиво будет в нем. 
Все цветы поставлю в вазу , так уютно будет сразу, 
А завянут не беда,  выкину их без труда. 
Ведь цветы растут везде,  хватит всем – тебе и мне.

Гришка. Наконец то понял , я и лес теперь друзья. Спасибо , ребята.

Мне  пора возвращаться домой..(прощается)


Лесовик: Спасибо ребята ,что рассказали о правилах поведения в природе и  помогли Грише стать другим , полюбить природу и жителей леса.

Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!....До  новых встреч.

Воспитатель : Нам с вами тоже пора возвращаться из весеннего леса давайте попрощаемся с Лесовиком и  с лесными жителями…покружись ,покружись  в детский сад скорей вернись..

Снимайте, ребята, свои резиновые сапожки , ноги остались сухими.

Дети остаются на ковре ,смотрят на экран.

Предполагаемые ответы детей:

Дети здороваются с Лесовиком

Слышим , что кто то  шумит и свистит

Дети  не громко имитируют звуки лесных животных

Предполагаемые ответы детей:

Не разводи в лесу костер!

Не обижай в лесу зверей!

Вести себя достойно просим

В лесу , запомни, мы лишь гости ! Много правил есть в природе, Знать их надо наизусть.

Дети

1.Что вы, Гриша , погодите. 
И цветы, прошу, не рвите, 
Как не стыдно вам, они друзья
Вы послушайте меня, 
2.Надо ведь беречь природу
Нам в любое время года-
Охранять, оберегать
И в обиду не давать. 
Лучше лейки мы возьмем
И цветочки все польем

Дети берут лейки ,подходят к полянке с цветами и имитируют полив цветов

(дети прощаются с гостем)

Дети произносят слова.. покружись ,покружись  в детский сад скорей вернись

Дети «снимают» сапожки

Заключительная часть (рефлексия)

Понравилась наша прогулка   в весенний лес?

Что больше всего вам понравилось ?

Молодцы  ребята , занятие окончено !

Предполагаемые  ответы детей .

Да…играть в игры ,поливать цветы, рассказывать стихи

Помогать Лесовику

Понравилось как мы  помогли  стать хулигану другим человеком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» для детей подготовительного возраста Тема: «Зарисовка веточки тополя с натуры»

Цель: развивать творческие способности детейЗадачи:Образовательные:1.     Уточнять и углублять представления детей о частях деревьев и их отличительных признаках2....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей 2-ой ясельной группы

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей 2-ой ясельной группы. Тема: « Морковка для зайчика»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 2-ой ясельной группы

Тема: «Мишка пьет горячий чай» Используемые технологии: (проблемная,  игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, использование ЭОР) ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей 2-ой ясельной группы

Тема: « Собираем мячики» Используемые технологии: (проблемная,  игровая, здоровьесберегающая, использование ЭОР) ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 1-ой ясельной группы Тема: « Машины»

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 1-ой ясельной группы Тема: « Машины»Используемые технологии: (...