РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Экологическое образование»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Экологическое образование как отдельное направление развития ребенка дошкольника нашло свое место в образовательной области «Познание» программы «Радуга».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Экологическое образование»
2 Младшая группа
Объем программы 18 часов 00 минут
Разработчик: Силиченко Н. В.
г. Калининград
2012г.
1. Пояснительная записка
В основу настоящей программы положен соответствующий раздел обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы «Радуга» Т. И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е. В. Соловьевой и С.Г. Якобсон, приведенной в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.
Экологическое образование как отдельное направление развития ребенка дошкольника нашло свое место в образовательной области «Познание» программы «Радуга».
Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и формированию его экологического сознания, поведения в природе, правильного отношения к ней.
Основная форма реализации данной программы – 15 минут в процессе непосредственной образовательной деятельности, осуществляемой один раз в неделю, 15 минут в режимных моментах.
Содержание данной программы составлено с учетом следующих принципов:
- Принцип развивающего образования;
- Принцип сочетания научности, и практической применимости;
- Принцип интеграции образовательных областей;
- Комплексно – тематический принцип.
Методы:
Наглядные: наблюдения, использование иллюстративно – наглядного материала.
Словесные: рассказ педагога, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: обследовательские действия, игры – экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками, элементарные опыты с объектами неживой природы, игровые ситуации, посильный труд в природе, продуктивная деятельность (рисование, аппликация), дидактические и сюжетно – ролевые игры.
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: воспитание ценностного отношения к природе, достижение экологической воспитанности дошкольников.
2.2. Задачи:
- Обращать внимание детей на красоту природы и создавать благоприятные условия для ее созерцания;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие ребенка;
- Накопление ребенком ярких впечатлений о природе, обогащение представлений о растениях, животных, человеке, объектах не живой природы;
- Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов не живой природы;
- Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе общения с природой (доброжелательность, любование красотой природы, любопытство и удивление при встрече с объектами, сопереживание).
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание образовательной области «Познания» интегрируется с образовательными областями «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», в которых на основе представлений о природе происходит развитие эмоций, умений отражать природу в рисунке, навыков безопасного поведения и др.
В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формируется познание детьми своих возможностей.
3. Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы достижения ребенка выражаются в следующем:
- Ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явление природы, эмоционально реагирует на них;
- Любопытен, многократно задает вопросы, использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы;
- Активно действует по отношению к окружающей предметной среде;
- Начинает устанавливать первые связи и зависимости, осознавать роль и значение предметов в жизни человека;
3.1. Условия для успешной реализации данной программы
- Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения содержания;
- Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;
- Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- Активное участие родителей в воспитательном процессе;
4. Объем программы и виды образовательной работы
Объем программы составляет 9 часов 00 минут и включает в себя три образовательных компонента:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Диагностическая часть
Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То, о чем узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами природы. При этом используется наглядность.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме поисковой, опытно – экспериментальной и художественно – продуктивной деятельности, моделирования, игровых и трудовых действий, двигательных минуток, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений подводит итоги освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.
Таблица 1.
№ п/п | Наименование и № разделов | В том числе объем (час, мин.) | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Раздел 1 | 237 мин. (3 час 57 мин) | 106 мин. (1час 46 мин) | 131 мин. (2 час 11мин) |
2 | Раздел 2 | 717 мин. (11 час 57мин) | 324 мин. (5час 24 мин) | 393 мин. (6час 33мин) |
3 | Раздел 3 диагностика | 126 минут (2 час 06 мин) | 50 мин. (0час 50 мин) | 76 мин. (1час 16 мин) |
4 | итого | 1080 мин (18час 00 мин) | 480 мин (8час 00 мин) | 600 мин (10час 00мин) |
5. Содержание программы
5.1. Разделы, темы и виды НОД (непосредственно образовательной деятельности)
Таблица 2.
№ п/п | Наименование разделов | № темы | Объем программы (час, мин.) | ||
всего | теоретические | практические | |||
1 | Раздел 1 «Мир человека» | Тема 1 | 237 мин | 106 мин | 131 мин |
2 | Раздел 2 «Мир природы» | Тема 2 | 239 мин | 105 мин | 134мин |
Тема 3 | 239 мин | 112 мин | 127мин | ||
Тема 4 | 239 мин | 107 мин | 132мин | ||
3 | Раздел 3 диагностика | диагностика | 126мин | 50 мин | 76 мин |
ИТОГО | 1080 мин | 480 мин | 600 мин |
5.2. Содержание разделов образовательной программы
Раздел 1. Мир человека
Тема 1. Предметы вокруг нас.
Раздел 2. Мир природы
Тема 2. Птицы зимой.
Тема 3. Растения.
Тема 4. Весна и лето.
Раздел 3 Диагностика.
5.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований: беседа, обсуждение, дидактические игры, задания, продуктивная деятельность, использование иллюстративно – наглядного материала.
Предметом диагностики являются:
- Экологические представления детей
- умения детей в познавательной и практической деятельности,
- особенности отношения ребёнка к природе.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
- Слабо выраженные положительные эмоциональные реакции ребенка в общении с природой.
- Ребенок равнодушен к природным объектам.
- Эпизодически, без интереса принимает участие в наблюдении и уходе за растениями и животными.
- Часто проявляет стремление сорвать и выбросить растение, раздавить насекомое, улитку, паука.
- Речевая активность снижена.
- Недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.
Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.
Методы диагностических исследований:
- Индивидуальные беседы по вопросам и картинкам;
- Наблюдение за практическими действиями;
- Наблюдение за отношением ребенка к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий;
- Дидактические игры.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных случаях – самый высокий уровни освоения программы.
5.4. Подготовка к НОД
В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.
Теоретическая образовательная деятельность позволяет раскрыть сущность, виды и характеристики рассматриваемых явлений; сформировать основы экологических представлений.
Основной целью практической непосредственной образовательной деятельности выступает формирование у детей первичных умений в познавательной и практической деятельности.
Диагностика освоения программного материала осуществляется опросным, поисковым игровым методами, а также методом выполнения практических заданий.
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Таблица 3.
№ п/п | Автор (ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Якобсон С.Г. | «Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» | Москва, «Просвещение», 2011 год, 111 стр. | Программа | 1 |
2. | 1 |
6.1.2. Дополнительная литература
Таблица 4.
№ п/п | Автор (ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Шапошникова С.В. | Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга» Вторая младшая группа | Волгоград, «Учитель», 2010 год, 123 стр. | Методическое пособие | 1 |
2. | Дьяченко О.М. Агеева Е.Л. | «Чего на свете не бывает». | Москва «Просвещение» 2005год | Методическое пособие | 1 |
3. | Куликовская И.Э. Совгир Н.И. | Детское экспериментирование. | Москва Пед. Общество России 2005 год | Методическое пособие | 1 |
4. | Одинцова Л.И. | Экспериментальная деятельность в ДОУ | Москва 2012 год. | Методическое пособие | 1 |
6.2. Средства обеспечения для освоения программы
6.2.1. Аудио - и видео - пособия
Таблица 5.
Видео – аудио пособия | ||||
видеофильм | кинофильм | слайды | аудио- пособие | |
6.2.2. Наглядный материал
Таблица 6.
Картины, предметные картинки,
| Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
7. Материально-техническое обеспечение
7.1. Специализированные учебные помещения и участки
Таблица 7.
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (КВ.м.) | Количество мест |
1. | |||
2. |
7.2. Основное учебное оборудование
Таблица 8.
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | ||
2. |
Приложения
Конспекты занятий
дата | тема | Программное содержание | Методы приемы |
сентябрь | Как я провел лето | Выяснить, какими новыми впечатлениями обогатились дети во время летнего отдыха; учить наблюдать за изменениями в погоде. | Беседа по вопросам; Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Знакомство с группой | Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям в группе; показать расположение отдельных предметов и объектов; выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов; | Знакомство детей с групповыми помещениями; Дидактическая игра «составь комнату» Рассматривание иллюстраций, альбомов; | |
Знакомство с участком группы | Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям на участке; показать расположение отдельных предметов и объектов; выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов; закрепить представление об осени; учить детей рассматривать растения на территории детского сада и беседовать о них; | Прогулка на участке, рассматривание цветов на клумбе детского сада; Игра – задание «Кто на нашем участке живет?»; Подвижная игра «найди свой домик»; Создание копилки «Подарки осени»; | |
Наша группа (Наш участок) | Обобщить и закрепить полученные детьми представления о своей группе (участке); учить наблюдать за повадками птиц; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; | Словесная игра «покажи, кто, где живет?»; чтение русских народных небылиц и потешек; кормление птиц, наблюдение; | |
октябрь | Рыбы | Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания; учить наблюдать и сравнивать; развивать внимание; формировать интерес к росту и развитию растений; | Игра «загадки – движения»; Подвижная игра «море волнуется»; чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?» |
Аквариум | Продемонстрировать модель подводного мира (аквариума); выяснить, что необходимо иметь для создания аквариума; учить внимательно, рассматривать окружающие предметы и отмечать их особенности; воспитывать интерес к познавательным рассказам и беседам; | Рассматривание иллюстраций подводного мира (аквариума); Экскурсия, рассматривание аквариума и рыбок; Рассматривание осеннего дерева; Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»; | |
Кто-кто в водяном домике живет? | Расширить и уточнить некоторые представления детей о среде подводного мира; закрепить представления детей о внешних особенностях рыб и их среде обитания; учить наблюдать и отвечать на вопросы после наблюдения; | Наблюдение за рыбками в аквариуме; Самостоятельное экспериментирование детей с пластилином. | |
дата | тема | Программное содержание | Методы приемы |
ноябрь | Предметы вокруг нас (игрушки) | Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов (игрушек); закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); | Рассматривание игрушек разных видов и назначений. Чтение стихотворений из цикла «Мои любимые игрушки». |
Новая игрушка | закрепить представление детей о нормах взаимоотношениях с другими людьми (опосредованно через игрушки); | Дидактическая игра «Чудесный мешочек»; Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка», «Лошадка». | |
Подарки осени | На основе ярких впечатлений детей закрепить их представление об осени; учить наблюдать за природными явлениями и отвечать на вопросы после наблюдения; закрепить видовые и родовые понятия; | Дидактическая игра «Назовем, что видим»; Рассматривание иллюстраций на тему «Осень – дивная пора»; дидактическая игра «составь букет»; | |
декабрь | Птицы зимой | Дать элементарные представления о жизни птиц; формировать интерес к различным явлениям природы; дать представления о месте жительства домашних и диких животных; развивать зрительное и осязательное восприятия; | Игровые действия с птичками рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц; Подкормка птиц; |
Изготовление кормушек | Расширить кругозор и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц (питании); формировать у детей бережное отношение к живой природе (птицам); продемонстрировать способы изготовления кормушек; | Наблюдение за птицами у кормушек; подвижная игра «Коршун и наседка»; Рассматривание морозных узоров на окне; Чтение познавательной сказки «Первый снег»; | |
Елочные украшения | Закрепить представления детей о качествах и свойствах различных елочных украшений, об их целевом назначении и о функции; создать у детей радостное настроение и приятное ожидание праздника; | Наблюдение за свежевыпавшим снегом; Украшение елки и группы, рассматривание новогодних украшений; |
дата | тема | Программное содержание | Методы приемы |
январь | Экскурсия в методический кабинет (книги) | Расширить кругозор детей, знакомить их с новыми помещениями детского сада, с методическим кабинетом (книгами); учить наблюдать, рассматривать и отвечать на вопросы после наблюдения; | Чтение стихотворения М. Яснова «Чучело – мяучело»; Дидактическая игра «Чепуха»; |
Предметы вокруг нас (посуда) | Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); учить наблюдать и отвечать на вопросы после наблюдения; | Рассказ педагога о происхождении и назначении различных предметов посуды; Игра – путешествие «Прошлое посуды»; | |
Наш новый зеленый друг | Внести в группу новое комнатное растение; познакомить детей (на эмоциональном уровне) с условиями содержания нового растения; формировать теплые чувства к зеленым друзьям; развивать внимание, восприятие детей; | Наблюдение за комнатными растениями группы; Знакомство с новым комнатными растениями группы; Дидактическая игра «Что изменилось?»; | |
февраль | Экскурсия на кухню. | расширить кругозор детей, закрепить их представление о предметах-помощниках на кухне; показать детям некоторые профессиональные действия; учить отгадывать загадки; | Знакомство детей с печкой; Знакомство детей с самоваром; Сюжетная игра «Напоим куклу чаем»; |
Предметы вокруг нас (мебель) | Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); учить детей наблюдать и беседовать во время наблюдения; | Настольно – печатная игра – лото «В мире предметов»; Игра – путешествие «Прошлое стула»; | |
Подарки зимы | На основе ярких впечатлений детей закрепить их представление о зиме; учить наблюдать за природными явлениями и отвечать на вопросы после наблюдения; расширить кругозор детей посредством бесед, наблюдений; | Подвижная игра «Кто дальше бросит снежок?»; Наблюдение за свойствами снега; Наблюдение за зимующими птицами; | |
март | Предметы вокруг нас (инструменты) | Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов, помогающих в саду и огороде; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); | Дидактическая игра «Назовем, что видим»; Наблюдение за работой дворника; |
Предметы вокруг нас (помощники шитья) | Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов шитья; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); | Игра «Намотай нитку на катушку»; Игра «Ниточка – иголочка»; |
дата | тема | Программное содержание | Методы приемы |
март | Экскурсия в методический кабинет (картины) | Расширить кругозор детей, знакомить их с методическим кабинетом (картинами); учить наблюдать, рассматривать и отвечать на вопросы после наблюдения; воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу; закрепить представление о весне; | Знакомство с произведениями живописи, в которых переданы отношения «мать и дитя»; Игра «Подарки»; Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулки; |
апрель | Предметы вокруг нас (одежда) | Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения); учить наблюдать и беседовать во время наблюдения; расширять кругозор детей; | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»; Прогулка по окрестностям детского сада, наблюдение «Как одеты прохожие?»; |
Помоги зеленым друзьям | Формировать внимательное и бережное отношение детей к комнатным растениям; расширить кругозор детей, продемонстрировав пересадку растений; учить наблюдать за растениями, насекомыми; воспитывать интерес к познавательным беседам; | Наблюдение за комнатными растениями, выращенными в группе; Прогулка по территории, поиск природных материалов для пополнения копилки «Подарки весны»; | |
Зеленый детский сад | Формировать бережное отношение детей к растениям; закреплять представления детей об уходе за растениями; учить наблюдать за живой природой; воспитывать интерес к созданию иллюстративного материала для группы; | Прогулка на участке, наблюдение за приметами весны; Создание книги с иллюстрациями животных и растений; | |
май | Подарки весны | Закрепить у детей представления о весне; учить наблюдать за природными явлениями, погодными изменениями; развивать внимание, воображение детей; | Наблюдение за природой; Игра с песком «Маленькие фантазеры»; |
Что дарит лето нам | Расширить кругозор детей, дать представления об изменении людей с наступлением летнего сезона; предложить поискать приметы лета в мае; нацелить детей на ожидание лета; | Беседа на тему «Что подарит лето нам»; Дидактическая игра «Как одеваться летом, зимой?»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования экологической направленности «Росинка»
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Росинка» представляет собой цикл образовательной деятельности по развитию экологических знаний у детей 4-5...
Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...
Рабочая программа по экологическому образованию дошкольников
Представленая рабочая программа по экологическому образованию дошкольников стала победителем на Всероссийскомом конкурсе «ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ» оригинальных замыслов, пе...
Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"
Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период в жизни ребёнка характеризуется особым, ...
Рабочая программа по экологическому образованию дошкольников МКДОУ д/с №33 "Наш дом - природа"
Рабочая программа по экологическому образованию дошкольников МКДОУ д/с №33 "Наш дом - природа"...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".
Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...
Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС ДО по экологическому образованию "КАПИТОШКА"
В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...