РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования экологической направленности «Росинка»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) по теме
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Росинка» представляет собой цикл образовательной деятельности по развитию экологических знаний у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Программа направлена на совершенствование интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rosinka_pravlenyy.docx | 65.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
экологической направленности
«Росинка»
Воспитатель: Думанчкук Л.В
Пояснительная записка
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.Даже если остановить все производство (что нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны квалифицированные специалисты и экологические знания у всего населения. На сегодняшний день у большого количества людей наблюдается экологическое невежество.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Следовательно, можно сделать вывод о том что, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Под экологическим воспитанием детей принято понимать прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание способствует формированию у детей умение понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, о приспособленности к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Дети, к сожалению практически не различают многообразия состояний элементов экосферы, таких как земля, воздух, живое и не живое в природе, не знают различий между видами цветов, растений, животных, птиц, деревьев. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства не наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремления глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту. Часто из-за отсутствия элементарных знаний о природе они не могут выбрать правильную линию поведения. В связи с этим мною была разработана программа дополнительного образования экологической направленности.
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Росинка» представляет собой цикл образовательной деятельности по развитию экологических знаний у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Программа направлена на совершенствование интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей. Дети устанавливают связи, зависимости, обнаруживают причины и следствия, решают проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческих способности детей.
Образовательная деятельность по Рабочей программе дополнительного образования экологической направленности «Росинка» проводится 1 раз в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПиН. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Система образовательной деятельности составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей среднего дошкольного возраста.
В основу программы «Росинка» положены принципы:
- Доступности: содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
- Наглядности: ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
- Систематичности и последовательности: образовательная деятельность строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.
-Интеграция образовательных областей, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире.
-Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
-Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Содержание деятельности по Рабочей программе дополнительного образования «Росинка» основано на личностно ориентированной технологии взаимодействия педагога с воспитанниками.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программа дополнительного дошкольного образования «Росинка» охватывает следующие образовательные области:
- познавательное развитие;
- коммуникативно-личностное развитие;
-художественное творчество.
Успешную реализацию программы дополнительного образования «Росинка» обеспечивает - использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям, при поддержке педагогом положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности (наблюдения, беседы, игры, экспериментирования, рассматривания, решения проблемных ситуаций).
Образовательный процесс построен на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития, а так же на взаимодействии с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Реализация данной программы позволяет расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, навыки грамотного поведения в природной среде.
План образовательной деятельности
по Рабочей программе «Росинка»
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь – адаптационный период и образовательная деятельность не проводятся.
Май – образовательная деятельность не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Расписание образовательной деятельности
по рабочей программе «Росинка»
День недели | Время |
четверг | 15.30 – 15.50 |
Образовательная деятельность проводится в пятницу во второй половине дня один раз в неделю, длительность 20 минут.
Задачи обучения
1. Образовательные:
- расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений,
свойствах воды, песка, глины и камня);
-формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
2. Развивающие:
-развитие познавательных интересов, эмоционально-доброжелательного отношения; наблюдательности; нравственно - эстетических чувств к родной природе.
-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
-воспитывать желание сохранять окружающий мир природы;
4. Познавательные:
-познакомить детей с окружающим растительным миром,
-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
1.Земля планета-наш дом. | 1.Путешествие в историю создания Земли | 3ч |
2.Кладовая природных ископаемых | ||
3.Спешите спасти землю | ||
2.Вода | 4.Игра-исследование «что мы знаем о воде» | 4ч |
5.Опыт волшебница вода | ||
6.Капелька путешественница | ||
7.Уроки чистой воды | ||
3.Воздух | 8.Воздух невидимка | 2ч |
9.А воздух то грязный | ||
4.Природные явления. | 10.Откуда берется ветер? | 2ч |
11.Стихийные бедствия | ||
5.Растения. | 12.Культурные и дикорастущие растения | 3ч |
13.Растения – наши доктора | ||
14. «Путешествие в мир растений» | ||
6.Деревья. | 15. Что нам деревце расскажет? | 3ч |
16.Игра «Что будет, если из леса исчезнут?..» | ||
17.Викторина «Прогулки по лесу!» | ||
7.Насекомые. | 18.КВН «Пестрый мир насекомых» | 1ч |
8.Птицы. | 19.Пернатые друзья - наши помощники | 1ч |
9.Животные. | 20.Животные-все такие разные, все такие важные | 1ч |
10.Природа родного края. | 21.Путешествие по родному краю | 1ч |
22.Водоёмы родного края | 1ч | |
11.Природа и человек. | 23.Экологическая игра «Природа-матушка» | 4ч |
24. «Природа и люди» | ||
25. Экологический КВН «Времена года» | ||
26. «Человек часть природы» | ||
12.Красная книга-сигнал опасности. | 27.»Путешествие по страницам Красной книги». | 2ч |
28. Экологическая викторина «Мы – друзья природы!» |
Содержание разделов
Раздел 1: «Земля планета – наш дом». Расширить и углубить знания детей о Вселенной. Дать элементарные знания о планете Земля, её месте в Солнечной системе, развитии жизни на земле. Познакомить с экосистемами земли: лес, луг, река, море, океан, горы. Рассказать о природных богатствах, составляющими внутреннее содержание земли - природных ископаемых их важность для жизнедеятельности людей. Знакомство с деятельностью человека, оказывающее губительное влияние на природный мир.
Раздел 2: «Вода». Познакомить со структурой состава, некоторыми свойствами воды. Дать представления о значимости и роли воды для всего живого на земле;о круговороте воды в природе. Показать присутствие воды во всех сферах жизнедеятельности на земле, необходимость экономичного использования воды, как важного природного ресурса.
Раздел 3: «Воздух». Дать первоначальные представления о том «Что такое воздух», познакомить со способами его обнаружения. Познакомить детей с источниками загрязнения воздуха, роли чистого воздуха для всего живого.
Раздел 4: «Природные явления». Продолжать знакомить с природным явлением-ветер, причинами его возникновения. Показать природные ситуации, которые можно назвать «чрезвычайными», закреплять правила поведения при ЧС.
Раздел 5: «Растения». Продолжать знакомить с многообразием трав, целебными свойствами некоторых из них. Расширять и углублять представления детей о необходимых условиях для роста и развития растений.
Раздел 6: «Деревья». Выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников. Уточнить и закрепить знания детей о лесе и его обитателях, правилах поведения в лесу. Формировать знания о последствиях исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев методом решения проблемных ситуаций.
Раздел 7: «Насекомые». Расширить и закрепить знания детей о насекомых, особенностях их внешнего вида; пользе и вреде, приносимой человеку, растительному и животному миру.
Раздел 8: «Птицы». Закрепить знания детей о птицах. Развивать интерес к жизни птиц.
Раздел 9: «Животные». Продолжать знакомить с миром «диких животных», образом жизни и способах их самозащиты от врагов. Закреплять знания о месте обитания, важности каждого дикого животного для «животного мира природы» и человека.
Раздел 10: «Природа родного края». Показать красоту и необычность природы, продолжать знакомить с животным и растительным миром родного края.
Раздел 11: «Природа и человек». Закрепить знания детей о растениях и животных; правилах экологической культуры, поведения в природе. Продолжать знакомить с деятельностью человека, оказывающее положительное и отрицательное влияние на природный мир.Формировать представления у детей о неразрывной связи человека и природы; показать роль органов чувств, в восприятии окружающего мира. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Раздел 12: «Красная книга-сигнал опасности». Познакомить детей с «Красной книгой» дать элементарные представления о том, для чего она предназначена, почему имеет такое название. Рассказать об исчезающих представителях животного и растительного мира природы.
Формы контроля за усвоением содержания
Формы проведения | Задачи |
в конце изучения курса | -представления о сезонных изменениях в природе. - представления о диких, домашних животных - знания деревьев и кустарников. -знание насекомых, птиц. - знания об особенностях родного края - знание свойств и качеств предметов неживой природы. -представления у детей о бережном отношении к природе, экологической воспитанности. |
К концу года дети должны:
Иметь представления:
- о создании планеты Земля;
- о природных ресурсах земли - вода, песок, полезные ископаемые;
- о роли воды в жизни человека, растений и животных;
- О круговороте воды в природе;
- «Что такое воздух?»
Знать:
- основные экосистемы планеты: лес, луг, река, море, океан, горы;
- правила экономного использования природных ресурсов земли: вода, природные ископаемые;
- элементы деятельности положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- свойства воды, воздуха, почвы, камней;
- значение чистого воздуха для нашего здоровья, источник загрязнения воздуха.
- «Стихийные бедствия природного характера», правила поведения при ЧС;
- некоторые виды травянистых растений;
- некоторые виды лекарственных растений;
- необходимые условия для жизни, роста и развития растений;
- правила поведения в лесу;
- различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица);
- знать зимующих и перелётных птиц;
- различать птиц по внешнему виду, различать по голосам;
- домашних и диких животных, проживающих на территории Самарской области;
- повадки и способы самозащиты диких животных от врагов;
- сезонные явления в природе;
- породы хвойных, лиственных деревьев, кустарников;
- представителей растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу;
- правила экологической культуры, поведения в природе.
Уметь:
- обнаруживать воздух некоторыми способами;
- выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников;
- делиться своими познаниями об окружающем мире;
- объяснять экологические зависимости;
- делать выводы из наблюдений;
- устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- бережно относиться к природе, не вредить ей.
Владеть:
- навыками элементарной опытно-исследовательской деятельности;
- навыками безопасного поведения в природной среде;
Методическое обеспечение
- Формы проведения образовательной деятельности
Формы проведения | Виды деятельности |
Коллективные |
Проблемная ситуация |
2 Методы и приёмы
Методы | Приёмы |
1. Наглядный метод |
|
2. Исследовательский метод |
|
3. Практический метод |
|
4. Словесный метод |
|
5. Игровой метод |
|
5. Эвристический метод |
|
3.Материал
Вид | Тематика |
1.Презентации | «Как создавалась Земля»; «Планета земля в опасности»;«Вода везде и для всех»; «Польза и вред транспорта»; «Стихийные бедствия природного характера»; «Деревья, какие они?»; «Мы из Красной книги» |
2.Кроссворды | «Кроссворд ЧС»; «Растения леса»; «Жители леса»; «Птицы» |
3.Предметные картинки | «Деревья»; «Кустарники»; «Птицы»; «Дикие животные», «Растения и животные Самарской области»; «Дикорастущие и культурные растения»; «обитатели водоемов»; иллюстрации водоемов; карта Самарской области; картинки с изображением ветреной и безветренной погоды; иллюстрации с изображением ветряной мельницы, воздушного шара, парусника; альбом открыток «Лекарственные травы»; схема движения воздуха в комнате; |
4.Научная и художественная литература | А. С Пушкин «Сказка о царе Салтане» Д. Галенс; Н. Пир «Книга ответов для почемучки»; П.А. Синявский «Сказка,про лекарственные растения» |
5. Дидактические игры | «Хорошо-плохо»; «Найди воду»; «Определи погоду»; «Собери части растения»; «Игра в слова»; «Угадай какая птица спрятана»; «Угадай по голосу»; «Что за зверь?»; «Кто где живёт?»; «Времена года»; Д/И с мячом «Бывает-не бывает»; «Полезно -неполезно»; «Береги природу»; «Кто это потерял?» |
6. Подвижные игры | «Найди дерево»; «Птица и птенчики» |
7.Технические средства | -Магнитофон, проектор - DVD - аудио запись «шум воды» «голоса птиц»; «звуки леса»; - мультфильмы «Водный мир» «Правила поведения при землетрясениях»; «День рождения капельки/Мир в одной капле» |
8.Компьютерные программы и информационные ресурсы | http://vscolu.ru/articles/didakticheskie-igry-po-ekologii-dlya-doshkolnikov.html |
9.Инструменты и приспособления | Карандаши; бумага; коллекция камней «Природные минералы»; прозрачные колбы; песок; вода; глина; стаканчики, чайные ложки, мисочки; салфетки; микроскоп; лупы; разноцветные вертушки; свечки; полоски бумаги; пластилин, семена (подсолнечник, тыква, арбуз). |
Перспективно – тематический план работы по программе
«Росинка»
Тема НОД | Задачи | Содержание |
1.Путешествие в историю создания Земли. | Познакомить с историей создания планеты Земля. Формировать представления у детей о существовании экосистем: лес, луг, река, море, океан, горы. | Рассказ педагога с показом презентации «Как создавалась Земля» Рисование: «Земля глазами детей» |
2. Игра – путешествие «Кладовая природных ископаемых». | Продолжать формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли. Развиватьинтерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам. | Беседа. Рассматривание коллекции камней. Опыты и практические задания(песок, вода, глина). |
3.Дидактическая игра «Спешите спасти землю». | Показать губительное влияние деятельности человека на природу; вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой. | Просмотр презентации «Планета земля в опасности» Дидактическая игра «Хорошо-плохо» Экологические задания «Выбери правильный ответ» |
| Показать красоту водного мира, присутствие воды во всех сферах жизни. Познакомить с составом воды. | Просмотр мультимедийного ролика на тему «Водный мир» Проведение опыта с водой (выявление состава воды) |
5.Опыт «Волшебница вода». | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить экономно использовать воду и беречь её. | Проведение серии опытов с водой. Просмотр мультфильма «День рождения капельки/Мир в одной капле» |
6. Игра- путешествие «Капелька путешественница» | Формировать представления о круговороте воды в природе, закрепить знания о свойствах воды. | Беседа о воде Просмотр презентации «Вода везде и для всех» Дидактическая игра «Найди воду» |
7.Решение проблемной ситуации «Чистая вода! | Формировать представления о необходимости экономно использовать воду, понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу. | Загадки (свойства воды) Решение проблемной ситуации «Что было бы, если вода везде будет грязной? Беседа «Кому нужна чистая вода» |
8. Серия опытов «Воздух невидимка». | Дать представление о том, ,что воздух есть вокруг нас, что ветер –это движение воздуха; Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; | Беседа «Воздух, какой он?» Серия опытов (на обнаружение воздуха, выявление его свойств) Игра «Кораблики» |
9.Проблемная ситуация «А воздух то грязный» | Дать элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. | Просмотр презентации «Польза и вред транспорта» Беседа «Зачем нам нужен чистый воздух» |
10.Экспериментальная деятельность «Откуда берется ветер?» | Дать знания о причинах возникновения природного явления – ветер. | Опыт 1-2 (причины) возникновения воздуха Игра «Определи погоду» |
11.Кросворд «Стихийные бедствия». | Расширить представления о природных ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными» Познакомить с правилами поведения при ЧС. | Просмотр фильма «Стихийные бедствия природного характера». Кроссворд ЧС. Просмотр мультфильма «Правила поведения при землетрясениях» |
12. Беседа «Культурные и дикорастущие растения». | Дать элементарные представления о дикорастущих и культурных растениях, их пользе и вреде для человека и животных. Закрепить | Рассматривание предметных картинок «Культурные растения и дикорастущие растения» Беседа «Растения которые нас кормят» Дидактическая игра «Собери части растения». |
13.Показ презентации «Растения - наши доктора». | Дать знания о многообразии трав, о целебных свойствах некоторых из них. | Беседа с показом презентации «Лекарственные растения» |
14.Игра- путешествие «В мир растений» | Расширять представления детей о росте и развитии, растений. Воспитывать заботливое отношение к растущим растениям. | Разгадывание загадок (о деревьях, семенах, плодах, листьях) Рассказ воспитателя ( о размножении растений), с демонстрацией сюжетных картинок «Жило-было семечко» Творческая работа: аппликация «необычный цветок» (семена арбуза, подсолнечник, тыква, пластилин) |
15. Дидактическая игра «Что нам деревце расскажет?» | Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много). | Рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/И: «Деревья и кустарники»; П/И: «Найди дерево (куст)». |
16.Игра «Что будет, если из леса исчезнут …» | Формировать у детей знания о последствиях исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев, закрепить знания об обитателях леса. | Решение проблемной ситуации «Что будет, если из леса исчезнут…»(птицы, деревья, ягоды) |
17.Викторина «Прогулки по лесу!» | Уточнить и закрепить знания детей о лесе и его обитателях, о бережном и заботливом отношении к природе. | Кроссворд «Жители леса» Экологические задания:(загадки «времена года»; «правила поведения в лесу»; как бы ты поступил»; «занимательные вопросы» |
18. Решение проблемных ситуаций «Пестрый мир насекомых» | Расширить знания и представления детей о насекомых, особенностях их внешнего вида. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.Уточнить представления о пользе насекомых. | Загадки «Насекомые» Проблемная ситуация « А что будет, если исчезнут насекомые?» Д/ «Игра в слова» (определить насекомое по набору слов) |
19.Игровое упражнение «Пернатые друзья» | Расширить знания детей о птицах. Развивать интерес к жизни птиц.Закрепить умение различать птиц по внешнему виду, различать по голосам. | Рассматривание предметных картинок« Птицы»; Д/И «Угадай, какая птица спрятана» Д/И «Угадай по голосу» П/И «Птица и птенчики» |
20. КВН «Животные-все такие разные, все такие важные». | Уточнить и расширить представления детей об образе жизни « диких животных», способах их самозащиты от врагов, воспитывать добрые чувства к животным. Закреплять знания о важности каждого из них для мира животных и человека. | Рассматривание предметных картинок «Дикие животные», беседа «Эти удивительные животные» Д/И «Что за зверь» (складывание картинок из частей), Д/И «Кто-где живёт», загадки о животных. |
21. Путешествие по родному краю | Вызвать интерес к природе родного края, показать его красоту и необычность. Познакомить детей с растительным и животным миром Самарской области. | Рассматривание иллюстраций о Самарской Луке. Просмотр фотоальбома «Растения и животные » Самарской области |
22. Водоёмы родного края. | Дать элементарные знания о том, как обозначаются на карте водоёмы; познакомить с водоёмами родного края и его обитателями. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе. | Рассматривание карты области, работа с картой. Рассматривание иллюстраций водоёмов, «Обитатели водоёмов» Д/И «Кто это потерял?» |
23. Экологическая игра «Природа – матушка» | Закрепить знания детей о растениях и животных; правилах экологической культуры, поведения в природе. | Игра-путешествие по станциям: «Что можно услышать в лесу?»; «В гости к Айболиту»; «Лесные загадки», кроссворд «Растения леса», «Что можно, и чего нельзя» |
24. Дидактическая игра «Природа и люди» | Воспитывать бережное отношение к природе; Расширять представления о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. | Рассматривание серии сюжетных картинок с изображением положительного и отрицательного влияния человека на природу и наоборот. Д/игра «Береги природу» |
25. Экологический КВН «Времена года» | Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам. | 1конкурс вопросов: «В какое время года бывает?» 2 конкурс: «Назови художника» 3конкурс: Д/И «Времена года» 4 конкурс: игра с мячом «Д/И «Бывает-не бывает» 5 конкурс: «Что перепутал художник» |
26. «Человек часть природы» | Формировать представления у детей о неразрывной связи человека и природы; показать роль органов чувств,в восприятии окружающего мира. | Беседа «Органы зрения» -Гимнастика для глаз. «Органы слуха» -опыт (положить в уши вату) «Зубы» -Д/игра «Полезные - неполезные» (различение полезных и неполезных продуктов питания созданных природой и человеком) |
27. «Путешествие по страницам Красной книги» | Дать детям представление о «Красной книге», расширить и углубить знания детей о том,как люди заботятся о сохранении редких и исчезающих животных и растениях, как охраняют природу. | Беседа о «Красной книге» Рисование «Редкие животные, растения» для создания своей «Красной книги» в группе. |
28. Экологическая викторина «Мы – друзья природы!» | Закрепить знания детей о редких и лекарственных растениях, диких, домашних животных, птицах, насекомых, правилах поведения в природе; | 1конкурс: «Кто больше назовёт диких, домашних животных» 2 конкурс: «Конкурс загадай загадку» (птицы, насекомые) 3 конкурс: «Выбери, что к чему относится» (закрепление знаний о лекарственных растениях, редких растениях Красной книги) 4 конкурс: «Назови правила друзей природы» |
Литература
Белавина И.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас, М, 2005
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Воронеж, 2002
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой, М, 1998
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, СПб, 2005
Гирусов А.В. Природные основы экологической культуры, М, 1999
Грязнова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, М, 2001
Данилова М.Н. Живой мир, Екатеринбург, 2002
Дерябо С.Д., Экологическая педагогика и психология, РД, 1996
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М, 2003
Игнатова Т.В. Времена года, М, Просвещение, 2006
Кирикэ Г.В. Экологическое воспитание детей шестого года жизни, автореферат, М, 1999
Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности, СПб, 2001
Колтунова И.Р. Постижение природы, Екатеринбург, 2002
Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического воспитания детей, СПб, 2002
Корепанова М.В. Актуальные проблемы эколого-оздоровительной работы с детьми, Волгоград, 2004
Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми, М, 1996
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, М, 2001
Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, М, 2001
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
Попова Т.И. Мир вокруг нас, М, 1998
Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования, автореферат, Екатеринбург, 1998
Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников, М, 1998
Рыжова Н.А. Я и природа, М, 2002
Симонова Л.П. Ключи от природы или этические беседы по экологии, М, 1998
Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду, М , 2003
Староверов А.В. Дом, в котором мы живем. Для занятий по экологическому воспитанию, Рязань, 2002
Федорова Т.А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой, автореферат, М, 2000
Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников, Пермь, 2002
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей, М, 2004
Шпотова Т.В. «Времена года», М, 2006г.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.- Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
Новый законоб образовании....
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...