Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Водные ресурсы Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель:  расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: ручьи, родники, реки, моря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_resursy_zemli.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Водные ресурсы Земли»

Цель:  расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря.

Ход занятия:

Воспитатель:  (Показывает  глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли).  Посмотрите на него.  Как изображена вода на глобусе? (Ответы детей) Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие – моря и океаны.

Воспитатель: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде  и водоемах).  Что вы знаете о воде? (ответы детей). Как мы  можем узнать больше?

Воспитатель:  Отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)

Воспитатель:  Откуда же берет начало ручей? (Ответы детей) Правильно, из родника.   Вы знаете, откуда берёт своё начало родник? Он бьёт из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная её можно пить.

И вот бежит, торопится ручеёк. Чем же хорош ручей в лесу?

А вот и наш знакомый  ручеек бежит на встречу со своими друзьями.  И во что  они превращаются ?

Послушайте о чем так говорят :

Течёт - течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит.

Так говорят про реки. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей) Река – это водный поток, также достаточно значительных размеров, который течет по руслу. Река питается за счет подземных, а также поверхностных  вод. Множество различных рек впадают в одно море.

 Горные реки имеют более низкую температуру воды, большую скорость потока и, как правило, протекают в узких долинах. Равнинные же реки неспешные, глубокие и широкие. Различаются реки и дном: горные имеют дно подвижное, каменистое дно; у равнинных оно песчаное.

Реки играют  большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции).

В реках много разной рыбы: карась, сом, сазан (он же карп), лещ, пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.

Внешний вид и поведение рыб зависят от условий их жизни.

У всех хищных рыб крупные головы с большими ртами, вооружёнными острыми зубами. Нехищные рыбы питаются червяками, рачками, водорослями, у них маленький рот — им не надо глотать других рыбок.

Сом — хищная рыба, плавает у самого дна, выискивая пищу.

Щука  тоже хищная рыба, у неё крупная голова, большой рот и острые зубы

Воспитатель: отгадайте еще одну загадку':
Кругом вода,
А с питьем беда!
(Море)
 Физкультминутка

Воспитатель. Давайте, покажем какое море:

Море очень широко,   (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.  (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.  (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Воспитатель: «Чем отличается река от моря?» Моря это достаточно большие водные пространства, которые ограничены с нескольких сторон сушей.  В морях вода соленая, а реках пресная;

- в реках вода течет по руслу, а в морях волны;

- в море берега не видно, а у рек – видно. 

     Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха.  

Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством.

      В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. Вы слышите, как оно спокойно шумит? Давайте закроем глаза. Какие картины рисует ваше воображение?

     Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны.

     В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно, опасно море во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли. Давайте закроем ещё раз глаза. Какие картины сейчас рисует ваше воображение?

Проводится игра «Море волнуется раз!».

Воспитатель: моря населяет огромное множество рыб и животных. Отгадайте некоторых из них:

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть. (Дельфин)

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете. (Кит)

Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (Акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей. (Краб)

На лошадку так похоже,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской. (Конёк)

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо …(Осьминог)

Воспитатель: Скажите, какие же свойства воды мы знаем? (Прозрачная, бесцветная, растворимая, изменяет при нагревании и охлаждении свою структуру)

Как человек использует воду? (Ответы детей) Вода используется для мытья и питья. Водой орошают поля, сады. Любое производство без воды невозможно. Поэтому воду нужно беречь.

Не умыться,  не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда,

Всем везде нужна вода!


Опыт:

  В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее  бензин, масло. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой,  салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?

   В  наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её. 

Водоемы нужно охранять, оберегать.

Рефлексия:  

 Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу.

 - Вам понравилось? Что вам понравилось? (Ответы детей) .

- Ребята, о  чем мы сегодня с вами  говорили?

- Что нового узнали?

- Какой вывод мы сегодня сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Водные ресурсы Земли"

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Варениковское - частица земли Ставропольской»

Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением (дом, двор, детский сад) и достопримечательностями села.Познакомить с историей возникновения села. Показать распо...

Презентация в старшей группе "Водные ресурсы земли"

Презентация к ООД "Ознакомление с окружающим"...

Конспект НОД в старшей группе "Водные ресурсы Земли"

Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Международный День Земли»

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе «Международный День Земли»...

НОД по экологии в старшей группе "Водные ресурсы Земли"

Цель: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Задачи: Расширять ...