Программа кружка «Юный эколог» по окружающему миру для детей средего дошкольного возраста 4- 5 лет
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Шарловский детский саД
Рабочая программа
кружка «Юный эколог» на 2014-2015 учебный год
для детей среднего
дошкольного возраста.
Руководитель кружка:
воспитатель Гендерова И.В.
Пояснительная записка
« Мир, окружающий ребенка – прежде всего мир
природы, с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума».
В.Сухомлинский.
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы характер в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, т.к. в этом возрасте легче всего приобщать детей к природе, научить любить ее и охранять. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление (образное и конкретное); зрительная и слуховая память; речь; внимание, восприятие. В основу содержания кружка легла программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям, к объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Основная цель работы кружка:
- формировать у детей элементы экологического сознания
- способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Юный эколог» призвана решать следующие задачи.
1. Показать зависимость состояния природы от поступков человека, подвести к понятию, что взрослые и дети – это тоже часть природы.
2. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека.
3. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
4. Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству, и сохранению природной среды.
Методы используемые для реализации работы кружка:
1. наглядные методы:
- целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
2. словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр-драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
- проведение викторин, тематических вечеров.
4. практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян плодов;
- постановка сказок, открыток литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Расписание работы. Кружок работает в течение учебного года (октябрь-май включительно), один раз в неделю – понедельник, 2-ая пол. дня. Продолжительность – 20 минут. План кружка рассчитан на год. Количество детей, посещающих кружок «Юный эколог» - 12человек.
Список детей.
1 Быстрова Яна.
2 Давыдов Максим.
3 Емельянов Никита.
4 Касаткин Данил.
5 Касаткина Даша.
6 Комлева Алиса.
7 Негин Илья.
8 Соловов Артем.
9 Ховрин Миша.
10 Шиянова Арина.
11 Юсупова Кира.
12 Якимов Павел.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.
1 Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).
2 Проявлять интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам.
3 Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество
.
Совместная деятельность родителей и детей.
Октябрь– выставка «Дары Осени» (поделки из овощей).
Ноябрь – акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек)
Декабрь – конкурс «Парад Снеговиков».
Январь – организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.
Февраль – дом/задание: Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». (С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Принести и повесить их на участке д/сада, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс). Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
Март – дом/задание: рисование – эксперимент. (ребенок с помощью трубочек для коктейля и гуаши разных цветов выдувают кляксы разных форм на бумагу, а затем рассказывает, на что похожа клякса).
Апрель –дом/задание: ОПЫТ (переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в таз. Стакан держите очень ровно. Что получилось?, Попадает ли вода в стакан?, Почему нет?. ВЫВОД: ………. (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Май – дом/задание: детское экспериментирование « Тонет – не тонет».
Перспективный план экологического кружка «Юный эколог».
Срок | Вид деятельности | Тема | Литература, материал |
Октябрь 1 неделя | Трудовой десант: Уборка территории участка. Наблюдение за изменением цветников. Удаление завядших растений. Сбор природного материала. | «Маленькие помощники природы». | Коробочки, конверты длясбора природного материала. |
2 неделя | Беседа | «Изменение жизненного цикла насекомых и растений». | См. конспект. |
3 неделя | Конструирование из природного материала | «Ежики в траве». | Цв.бумага,пластилин, семечки или еловые иголки. |
4 неделя | Аппликация | «Золотая осень» | Картон белый, бум. Цв. Ножницы, клей ПВА. |
Ноябрь 1 неделя | Операция (вывешивание кормушек) | «Поможем птицам» | Кормушки для птиц. |
2 неделя | Беседа | «Лекарственные растения»(одуванчик, крапива). | См. конспект. |
3 неделя | Детское экспериментирование | «Знакомство с понятием «воздух». | См.конспект «Поможем Винни-Пуху». |
4 неделя | Рисование(оттиск комканой бумагой) | «Первый снег». | Синий лист, белая гуашь. |
Срок | Вид деятельности | Тема | Литература, материал |
Декабрь 1 неделя | Трудовой десант: утепление деревьев и кустарников снегом. | «Маленькие помощники природы». | Лопата(в соответствии с возрастом ребенка) |
2 неделя | Опытническая деятельность | «В гостях у Архимеда». | Д/П №10 декабрь, 2012. |
3 неделя | Беседа | «Где живут витамины?» | См. конспект |
4 неделя | Конструирование из бумаги в технике «Оригами» | «Снежинка» | Белая бумага, ножницы. |
Январь 1 неделя | Игра-драматизация | р.н.с. «Теремок». | Атрибуты, |
2 неделя | Опытническая деятельность | «Знакомство со свойствами снега» | «Организация деятельности детей на прогулке» стр.121. |
3 неделя | Пластилинография | «Снеговик». | Картон синий, пластилин, стека. |
4 неделя | Беседа | «Условия обитания диких зверей зимой». | См.конспект. |
Срок | Вид деятельности | Тема | Литература, материал |
Февраль 1 неделя | Рассматривание иллюстраций | «Деревья и кустарники» | Наглядное пособие |
2 неделя | Детское экспериментирование | «Волшебница – вода» | Д/П,№10, декабрь,2012г. |
3 неделя | Чтение художественной литературы | «Лев и собачка» | Хрестоматия детской литературы. |
4 неделя | Пластилинография | «Птичка» | Пластилин корич.цвета. картон, стека. |
Март 1 неделя | Беседа | «Кожа и ее свойства» | См.конспект. |
2 неделя | Опытническая деятельность | «Буря», «Воздух невидим» | «Организация деятельности детей на прогулке» стр.21,23 |
3 неделя | Беседа | «Что нужно растениям для роста?» (на примере лука). | Лейка с водой. |
4 неделя | Рисование | «Уж тает снег, бегут ручьи» | Цв.карандаши |
Срок | Вид деятельности | Тема | Литература, материал |
Апрель 1 неделя | Дидактические игры | 1.«Кто чей малыш?»,2.«4 времени года». | Пособие |
2 неделя | Операция | «Цветочная рассада» | Семена цветов.рассадник с землей (пластиковые бутылки). |
3 неделя | Аппликация | «Яблоневый сад» | Цветная и мятая бумага, ножницы,клей ПВА |
4 неделя | Опытническая деятельность | «Волшебный воздух». | Д/П №10 декабрь 2012г. |
Май 1 неделя | Трудовой десант | «Озеленение участка» | Рассада с цветами, садовый инструмент |
2 неделя | Беседа | «Лекарственные растения» (мать – и мачеха) | См. конспект. |
3 неделя | Опытническая деятельность на участке | «Растениям легче дышится, если почву полить или взрыхлить» | «Организация деятельности детей на прогулке» стр.32 |
4 неделя | Конструирование из природного материала | «Стрекоза» | Пластилин, листья акации. |
Срок реализации программы 1 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с презентацией "Семья солнца"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром...
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"
о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...
Конспект образовательной ситуации по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Есть такая профессия Эколог».
Цель:Формирование представления о профессии Эколог.Задачи:Познакомить с профессией Эколог.Рассказать о том, что профессия Эколога затрагивает все сферы жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированн...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста интегрированное (познание окружающего мира + развитие речи + изобразительная деятельность) «Зачем людям заборы?»
ПРОБЛЕМА «Зачем людям заборы?» Киноактёр Михаил Ножкин утверждал: «…Заборы мешают людям»...
Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка:Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожног...