НОД по ознакомлению с окружающим миром "Космическое путешествие", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Это занятие будет полезно для воспитателей старших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kosmicheskoe_puteshestvie.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Технологии: формирование элементарных математических представлений с элементами познавательно-исследовательской деятельности.
Форма организации: индивидуальная, групповая
Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильвой – 3 –е изд.,М: Мозайка-Синтез, 2014
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»: Методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М.:Мозайка-Синтез, 2005 г.
Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2014г.
Средства:
Визуальный ряд (раздаточный, демонстрационный ряд): палочки Кюизенера, магниты, ракеты, карточки с изображением лабиринта, плакат с солнечной системой, шлемы космонавтов, наушники, бейджы с геометрическими фигурами, презентация
Мультимедийные средства: ноутбук с колонками, проектор
Музыкальный ряд: музыкальные произведения
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: закрепление основных знаний по математике
Задачи:
Воспитательная:
- содействовать в ходе занятия воспитанию нравственных качеств дошкольников;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Развивающая:
- способствовать развитию личностных качеств: активность, эмоциональность, любознательность;
- способствовать развитию умения работать в группах;
- способствовать развитию умения работать по схеме.
Образовательная:
- закрепить знание детей о геометрических фигурах;
- способствовать формированию активного словаря и связной речи;
- закрепить умение детей конструировать согласно схеме и проводить анализ по ней;
-закреплять умения детей выполнять измерения, используя условную мерку;
- закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке, а также количественный счёт;
- закрепить умение отличать предметы по величине и местоположению;
- продолжать учить детей действовать с магнитом в ходе экспериментальной деятельности и умении анализировать проделанные действия.
Принципы воспитания и обучения.
- Традиционные: принцип наглядности; принцип доступности; принцип прочности знаний; принцип сознательности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуализации.
- Развивающего обучения: принцип деятельности; обучение в зоне ближайшего развития; интеграции (реализация в игровой, речевой, двигательной, коммуникативной, познавательной деятельности).
Методы воспитания и обучения: частично-поисковый; игровые ситуации; сюрпризный момент; развитие познавательного интереса; ситуация успеха; наглядные;
Связь НОД с другими образовательными областями: речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное.
План НОД:
1.Организационный:
- собрать внимание детей на дальнейшую деятельность.
2. Мотивационно-целевой:
- Формирование игровых, познавательных мотивов предстоящей деятельности.
3.Практический. Закрепление знаний (формирование умений):
- закрепление умение выполнять конструкцию по заданной схеме;
- закрепление счета в прямом и обратном порядке;
- закрепление порядкового счета, умения отличать предметы по величине и местоположению;
- закрепление на практике такого явления, как магнетизм.
4. Рефлексия (подведение итогов):
- анализ деятельности детей.
Предварительная работа: чтение литературы о космосе, проведение различных опытов с магнитом, рассматривание иллюстраций о космосе.
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).
Этапы деятельности | Методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
Задача: собрать внимание детей на дальнейшую деятельность. | Формирование готовности к восприятию | (До начала образовательной деятельности, дети выбирают себе геометрическую фигуру, которую воспитатель располагает на груди детей (бейдж)) Ребята сегодня я вас приглашаю в путешествие, хотите, отправится в месте со мной? | Да? | Включение детей в деятельность |
Задача: мотивировать детей на дальнейшую деятельность и сформулировать совместно с детьми цель деятельности | Выстраивание игрового, приключенческого сюжета; создание проблемной ситуации; освоения элементарных норм ведения разговора; сюрпризный момент. | - Ребята, а вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Я тоже в детстве мечтала полететь в космос. Сегодня нам представилась такая возможность, мне пришло электронное письмо на почту из центра управления полётов, в котором нас приглашают полететь в космос и помочь им выполнить очень важные задания. Для этого нам необходимо разделиться на команды, так как в одной ракете мы все не поместимся. Обратите внимание на геометрические фигуры у вас на груди, точно такие же есть и на стартовых площадках. (Звучит песня в исполнении Ольги Воронец «Я Земля) Нам нужно выбрать в каждой команде командира экипажа, он должен быть самым умным, самым смелым и уметь быстро принимать решения. | Да Дети под музыку расходятся по стартовым площадкам (Дети выбирают командира) | Принятие детьми цели предстоящей деятельности |
3.Практический. Закрепление знаний (формирование умений). Задача: организация деятельности детей по применению изученных знаний в деятельности | Создание ситуации успеха; работа в группах; создание ситуаций совместных переживаний; создание проблемной ситуации; минутка расслабления; физкультминутка; творческое задание; оперативный контроль | Вот вы заняли каждый свою взлётную площадку и выбрали командиров. Ребята подскажите, как называют людей, которые летают в космос, а то я что-то позабыла? Точно космонавты! Теперь и вы стали космонавтами, а я тогда буду руководителем полёта, и нахожусь на связи с «Центром управления полётов». А на каком транспорте космонавты летают в космос? Ребята, а где наши ракеты? Тогда, подумайте, из чего мы их можем изготовить? Все ваши идеи очень интересные, я хочу вам предложить изготовить ракеты, используя палочки Кюизенера и схему, которую нам выслали из центра, а я её для вас распечатала. Для изготовления корпуса ракеты необходимо взять ту палочку размер, которой равен 8 условным меркам, , таких палочек должно быть 4, за мерку будем использовать белую палочку Для изготовления сопла нужны 4 палочки размер, которых равен 5-ти меркам и 2 палочки, размер которых равен 4 меркам, кроме того еще 2 точно таких же для украшения корпуса ракеты. Вот у вас и получились ракеты, и мы можем, отправиться в космическое путешествие. Но чтобы ракеты взлетели, необходим обратный отсчёт. Мне нужны по 3 участника из каждой космической команды. У меня есть волшебные цифры для обратного отсчета, выберите каждый по одной и встаньте в ряд по порядку. А вы проверьте, правильно, ли выстроились ребята. Посчитайте, а теперь в обратном порядке Смотрите, на экране тоже сейчас появится обратный отсчет, занимайте свои места в ракете. (На экране слайд с обратным отсчетом, дети вместе считают) Пуск! Посмотрите на экран, мы взлетаем вместе с первым космонавтом Юрием Гагариным (Поехали!) Поехали! Закройте глаза и не открывайте их, до окончания полёта, представьте, как мы летим в космосе. Вот и стало видно в иллюминатор нашу планету, планету Земля, какая она красивая, зелено-голубая, где-то белая. Приближаемся к спутнику Земли Луне, сколько на ней много кратеров. (Раздается звуковой сигнал. На экране сообщение) Ребята, это сообщение из «Центра управления полётов». (Воспитатель читает сообщение) «Центр космонавтам. Изучите карту солнечной системы» (сообщение изображается на слайде) К нему прилагается карта солнечной системы. А космонавтам пришло время для космической разминки, для этого всем кораблям необходимо состыковаться, пройдемте на стыковочную площадку, и выполняют разминку. Ты сегодня космонавт Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким Три, два, один….. Летим. В невесомости плывем Мы над самым потолком К планетам путь был очень длинным Стоп! Выходим из кабины Мы с разминки возвратились И Мы на пол опустились Смотрите, на нашей стыковочной площадке есть карта солнечной системы похожая на ту, что выслал штаб. В задании из штаба было сказано, что нам нужно долететь до 5-ой планеты от солнца. Давайте отсчитаем её по карте Как называют эту планету, кто знает? Да это планета Юпитер? Скажите мне, какая это планета по величине и по отношению к другим планетам? Ребята, а Юпитер где находится по отношению к солнцу? (Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы) Дальше или ближе к солнцу? Меркурий находится ближе к солнцу, а Юпитер? По отношению ряда планет Юпитер находится в начале, в середине или в конце? Молодцы вы правильно определи местоположения Юпитера, теперь мы можем до него долететь. Занимайте свои места в ракетах. Ракеты ваши прошли расстыковку. Закрывайте глаза, наш полёт продолжается. Вот и в иллюминаторе виден Марс, красная планета, какая она необычная. Вот и приближаемся к Юпитеру. (На экране изображение Юпитера) Посмотрите вот он Юпитер. (Раздается сигнал и появляется сообщение) Ребята, сообщение из центра. Мне передают, что нам необходимо срочно вернутся на Землю. Для этого нам центр выслал карту-лабиринт, при помощи магнита надо помочь ракете добраться до Земли. А подскажите, из какого материала изготовлены ракеты? Правильно, из металла? А магнит что делает? А как называется это явление? Какие умные космонавты! Вот вам планшеты с картой-лабиринтом и магниты.(раздаются каждой команде по планшету) Магниты ставьте под планшет и ведите ракету. Все справились с этим заданием. Теперь ваши ракеты могут долететь до Земли. Закрывайте глаза, полетели домой на Землю в детский сад. Вот и Земля. Вот и детский сад. | Космонавты Космонавты летают в космос на ракете. У нас нет ракет. Я думаю можно изготовить из бумаги, железа, конструктора лего, палочек и т.д. Дети изучают схемы для конструирования ракеты. Дети слушают указания воспитателя и следуют им, работая совместно в подгруппах. Дети выходят к воспитателю Дети строятся по порядку. Дети вслух считают по порядку начиная с одного и до 10, и обратно. Дети занимают свои места Дети закрывают глаза и представляют полёт. Дети проходят за воспитателем на ковёр Дети отсчитывают планету. (Первая, вторая, третья, четвертая, пятая) Юпитер Юпитер самая большая планета. Юпитер находится дальше от солнца. Юпитер по отношению ряда планет находится по средине Дети занимают свои места. Дети закрывают глаза. Дети открывают глаза Рассматривают изображение Ракеты изготовлены из металла. Магнит притягивает металл. Магнитизм. Дети проводят ракету по лабиринту. Дети закрывают глаза Дети открывают глаза. | Дети умеют применять ранее полученные знания на практике. |
4.Рефлексия (заключение) Задача: анализ овладения детьми знаниями и способами деятельности | Анализ продуктов детской деятельности; сюрпризный момент; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма | Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось летать в космос? Центр Управления полетом благодарит вас за помощь и в подарок оставляет вам волшебные планшеты, при помощи них вы можете путешествовать в космос и обратно на Землю когда захотите. Скажите, что вам больше всего понравилось в путешествии, а что у вас вызвало затруднения? Хотелось бы вам еще повторить путешествие в космос? Мы обязательно повторим это путешествие и изучим новые планеты. Предлагаю вам пройти в спальню и поиграть с подарками от «Центра управления полётов». | Да. Дети высказывают свое мнение, что им понравилось, а что у них вызвало затруднения. Да мы еще хотим полететь в космос | Выделение позитивных моментов в овладении детьми знаниями и способами деятельности. Проявление детьми положительных эмоций. |
Составитель: Костромина Марина Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»
Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление с окружающим миромТема: «Нео...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре". На занятии с детьми проводится опытно-экспериментальная деятельность с водой....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие маленького Бельчонка по лесу.»
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старших группах....
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".
- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в прошлое телефона"
Цель:Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.Задачи:1. Познакомить д...