Выступление на районном семинаре по познавательно-исследовательскому экологическому проекту «Домик для насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети всегда должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны понимать, что насекомые, растения, животные и человек зависят друг от друга и от среды обитания. Участвуя в проекте «Домик для насекомых», дети научатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начнут видеть в насекомом живое существо, научатся беречь его и помогать ему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на семинаре Финошкиной Н.Н. | 67.5 КБ |
Буклет к проекту "Домик для насекомых" | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре
по познавательно-исследовательскому экологическому проекту
«Домик для насекомых»
Воспитатель старшей группы МБДОУ ДС № 41
Финошкина Надежда Николаевна
Прежде чем начать этот проект я провела опросы и узнала, что дети думают о насекомых. Знания детей были разными. Кто-то с интересом рассказывал мне о них, кто-то мало что знал, были дети, которые их боялись, а были ребята, которые предложили уничтожать насекомых. Мнения разделились. В ходе моего опроса выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные, а об их охране, помощи им и того меньше. Таким образом, возник вопрос: «Какой проект необходим?» Всё хорошо обдумав, я решила наш проект будет называться «Домик для насекомых». Участие детей в этом проекте позволит сформировать у них представления о насекомых, их пользе или вреде; научить детей не бояться и охранять насекомых, а также позволит развить творческие способности и исследовательскую деятельность.
Я думаю, что дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Защита насекомых, необходима для сохранения природы на Земле и рационального взаимодействия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны понимать, что насекомые, растения, животные и человек зависят друг от друга и от среды обитания.
Участвуя в проекте «Домик для насекомых», дети научатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начнут видеть в насекомом живое существо, научатся беречь его и помогать ему.
СЛАЙД 1
Я представляю вам познавательно-исследовательский экологический проект «ДОМИК ДЛЯ НАСЕКОМЫХ», разработанный мною для детей старшей группы детского сада.
СЛАЙД 2
Девиз проекта «И для людей и для зверей природа – общий дом, пусть будет всем уютно в нем!»
СЛАЙД 3
Постановка проблемы.
Обратить внимание детей на то, что в осенне-зимний период насекомым понадобится убежище. Специально построенный домик поможет полезным насекомым пережить морозы и остаться на нашем участке в детском саду. В нашем проекте мы решили построить домик для разных видов насекомых, который представляет собой настоящее «общежитие», полноценное укрытие на зиму.
СЛАЙД 4
Цель: формирование экологического миропонимания и гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых» (смогут ли насекомые перезимовать в домике, сделанном человеком).
СЛАЙД 5
Задачи:
- Продолжать формировать познавательный интерес к объектам живой природы.
- Расширять и систематизировать знания детей о характерных особенностях насекомых, среде их обитания, о питании.
- Развивать умение анализировать и делать выводы, умозаключения.
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе, к окружающему миру, соблюдать правила поведения в природе.
СЛАЙД 6
Актуальность.
В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологического миропонимания. Хочется показать детям, что не все насекомые опасны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, я, с помощью «Домика для насекомых», решила познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать его и понять.
СЛАЙД 7
Практическая значимость проекта:
Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества экологических знаний у дошкольников:
- образовательная деятельность; – наблюдения, экскурсии;
- игры, развлечения; – работа с родителями.
СЛАЙД 8
Инновационность проекта:
Для создания системы экологического воспитания дошкольников, в данном проекте используются следующие принципы экологического воспитания:
Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций в проекте является активное наблюдение.
Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом, способствует систематизации элементарных понятий, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Последовательности. Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражать систему последовательного развертывания знаний – от простого к более сложному.
Наглядности. Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника, использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, картин, видеоматериалов, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у них формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.
Деятельностности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности, в процессе которых формируются отношения «ребенок – окружающая среда».
Регионализма. Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его географических особенностей, в формировании экологических представлений ребенка, навыков экологически грамотного поведения на основе его знакомства с территорией детского сада и ближайшей округой.
В процессе реализации этих принципов использование информационных компьютерных технологий позволяет обеспечить личностную включенность детей и родителей в событийную жизнь. Проект позволяет детям и родителям приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, ознакомлением с природой в детском саду, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все мероприятия в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром природы; стимулируют потребности детей в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
СЛАЙД 9
Формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:
- работа с детьми:
Специально организованная образовательная деятельность.
Совместная деятельность педагога и ребенка.
Самостоятельная деятельность ребенка.
- работа с родителями:
Мероприятия с детьми и родителями.
Групповые родительские встречи, собрания.
Консультации и наглядная информация.
Анкетирование родителей.
Викторина для родителей.
- работа с педагогами:
Анкетирование педагогов.
Консультации.
Педагогические советы.
СЛАЙД 10
Проект «Домик для насекомых» разделён на четыре этапа: постановка исследовательской задачи, подготовительный, основной и заключительный.
В рамках первого предварительного этапа проведена постановка исследовательской задачи.
Во втором подготовительном этапе было проведено методическое и информационное обеспечение проекта. Обеспечение проекта наглядными материалами. Определить знания детей о полезных насекомых. Планирование предстоящей работы.
Третий основной этап – строительство Домика для насекомых. Работа по теме проекта: с детьми, родителями, педагогами.
IV заключительный этап – подведение итогов реализации проекта «Домик для насекомых». Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.
СЛАЙД 11
Третий основной этап – это практическая работа с детьми и родителями.
Например, совместно с родителями был изготовлен «Домик для насекомых».
Основные принципы создания такого домика крайне просты – даже проще, чем скворечник сделать:
- Надо создать защиту от ветра, влаги и, собственно холода – углубления, которые вы будете высверливать в древесине, да и сама ширина жилища должна быть достаточно глубокой, чтобы не промерзать зимой.
- При создании домика не следует использовать хвойную древесину и синтетические материалы, а также ДВП, ДСП – материалы, полученные прессованием опилок и клея.
- Если в домике предусмотрены «отсеки» с наполнителем, не используйте листву: на ней может поселиться плесень и другие вредоносные грибы, которые обитатели домика разнесут по всему участку.
- Все элементы надо надежно зафиксировать: так вы укрепите конструкцию, и создадите дополнительную защиту от птиц, которые с удовольствием полакомятся обитателями домика.
- В качестве наполнителя подойдут ветки, кирпичи с порами и пустотами, кора, солома или сено, мох, полые трубочки сухих растений, керамика, древесные поленья, и другие подобные вещи.
Вот и всё домик готов. Осталось, как следует, закрепить его на участке.
СЛАЙД 12
В рамках проекта выпущен буклет для педагогов и родителей «Домик для насекомых» для информирования об этапах изготовления Домика и пополнения знаний об условиях жизни насекомых.
СЛАЙД 13
Проведена беседа-наблюдение «Что умеет делать муравей», чтобы сформировать у детей представление о роли муравьёв в природе, воспитывать интерес к исследовательской работе.
СЛАЙД 14
Организованы наблюдения за жизнью насекомых осенью с целью систематизации представлений детей о поведении насекомых осенью. Формирования любознательности и познавательной активности.
СЛАЙД 15
В осенний период проводилась исследовательская деятельность по теме «Рассматривание частей тела насекомых в лупу». Дети познакомились с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием «насекомые».
СЛАЙД 16
Совместно с музыкальным руководителем Козырчиковой Алёной Сергеевной было организовано прослушивание аудиозаписи Римского-Корсакова «Полёт шмеля», чтобы продолжать учить детей слушая музыку, анализировать прослушанное – характер, темп, настроение, ассоциировать её с насекомым.
СЛАЙД 17
Итоговым мероприятием осени была групповая выставка рисунков и поделок «Насекомые луга» с целью расширения и систематизации знании детей о насекомых луга, воспитания у них бережного отношения к природе родного края; побуждения родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
СЛАЙД 18
А также вызвать интерес к изготовлению насекомых своими руками из разных материалов.
СЛАЙД 19
Дети совместно с воспитателем выпустили стенгазету «Берегите насекомых», в которой обозначили причины исчезновения насекомых. Показали нормы поведения человека в природе. Пытались вызвать в окружающих желание беречь и охранять насекомых.
Кроме этого в осеннее период и в начале декабря мною были проведено анкетирование детей «Отношение к насекомым», беседа «Таинственный мир насекомых», беседа-рассуждение «Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые?», беседа-размышление «Поговорим о насекомых», а также консультации для родителей «Расскажите детям о насекомых», «Как прививать любовь к природе посредством чтения», НОД «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», различные дидактические, подвижные игры, игры с рисованием «Дорисуй нас по образцу», а также чтение художественной литературы по теме «Насекомые».
Дальнейшую работу по проекту, планируемую по временам года вы можете посмотреть в проекте.
СЛАЙД 20
По завершению проекта «Домик для насекомых» я предполагаю получить следующие результаты:
У детей появится интерес к объектам живой природы – насекомым.
Дети научаться узнавать и называть различные виды насекомых.
Узнают о пользе приносимой насекомыми, даже казавшимися им раньше вредными.
Сформируются основы познавательно-исследовательской деятельности.
Дети усвоят правила поведения в природе.
Сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.
Полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня.
У родителей установятся партнерские отношения между собой.
Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.
У педагогов повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
Благодарю всех за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...
Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»
Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...
Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».
познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...
Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»
laquo;Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, само...