Конспект занятия по экологическому развитию по теме "Кора деревьев"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им.А.К. Савина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологическому развитию
Подготовительная группа
Тема: «Кора деревьев»
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Выполнила:
Студентка 4 курса, 42 группы
Киселева Екатерина Юрьевна
Проверила:
Преподаватель: Ефимина О.Е.
______________
Сатка, 2020 г.
Тема: «Кора деревьев»
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Тип: Комплексное занятие
Цель: формирование у детей представления о коре деревьев.
Задачи:
Образовательные:
Познавательное развитие:
-Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;
-Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);
-Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными;
-Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что
изготавливают из коры деревьев;
Речевое развитие:
- активизировать словарный запас за счет новых слов (порода деревьев, кожица, «берестяная грамота» и др);
Развивающие:
Речевое развитие:
-совершенствовать речь как средство общения;
-уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Художественно-эстетическое развитие:
-учить моделировать кору из бумаги.
Воспитательные:
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое
отношение к ним;
Предварительная работа:
1.Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину;
2.Наблюдение за дятлом;
3.Беседа о том, что производят из древесины.
Словарная работа: порода деревьев, кожица, «берестяная грамота»
Методы и приемы:
-Наглядные (рассматривание коры деревьев);
-Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение;);
-Практические (создание макета дерева).
Материал: Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки, клей, ножницы; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.
Ход занятия:
Часть | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная | Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка). «Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший. Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево) Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как вы думаете, дерево живое или нет? Воспитатель: Почему вы так думаете? Воспитатель: А как дышит дерево? Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. | Дети: Дерево. Дети: Живое. Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается. Дети: Листьями. |
Основная | Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Шкатулка. Воспитатель: Откроем её и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это? Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? Воспитатель: А от чего она его может защищать? Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней? Воспитатель: А какая сама кожица? Воспитатель: Да, мы легко отделим её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? Воспитатель: Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она? Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему? Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет? Воспитатель: А от чего болеют деревья? Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья? Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья? Воспитатель: Да, дети, кто так поступает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокосбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают алей. Давайте понюхаем кусочки коры. Воспитатель: Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? Проводится игра из книги Н.Пикулевой «Слово на ладошке». Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите (яблоня, груша, малина, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина...). Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого? Воспитатель: Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия? Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Воспитатель: Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Включается запись с голосами птиц (встревоженных). Воспитатель: Что мы слышим? Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло? Воспитатель: Давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору, похожую на настоящую? Воспитатель: Верно, давайте будем делать кору липы. Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева. Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. Воспитатель пишет на березовом листе его имя и приклеивает листочек к дереву. | Дети: Кора. Дети: Кора защищает дерево. Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал. Дети: Нет, и ветки. Дети: Древесина. Дети: Тонкая, гибкая, мягкая. Дети: Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая. Дети: Верно, чем дерево старше, тем кора тоньше, тверже. Дети: Потому что она тонкая, мягкая. Дети: Старая кора толстая, жесткая (дети находят и определяют кору деревьев). Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги. Дети: Больные. Дети: Листья вянут, кора трескается. Дети: Поселились вредные насекомые. (дети находят и показывают). Дети: Дятел. Дети: Лесной доктор. Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку. Дети: Она пахнет смолой. Дети: Со спиленного. Дети: Лесник. Дети называют изделия, сделанные из коры дерева. Дети: Птичий переполох. Дети: Оно погибло. Дети: Нет коры, нет листьев. Дети: Смять бумагу и покрасить. Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева. Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной... |
Заключительная | Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. Может быть они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. Воспитатель включает запись пения птиц. Дети: Весело, радостно поют птицы. -Ребята, что нового узнали сегодня на занятии? Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их! | -узнали как определять старое дерево от нового и тд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...
конспект занятия по экологическому развитию "Волшебница-вода"
Конспект занятия по экологическому развитию «Вода-волшебница» Цель:• Формирование знаний у детей о свойствах воды, о ее значении для человека.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойст...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...
Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»
Конспект занятие по экологическому развитию в средней группена тему «Путешествие Капитошки»Образовательная область: Познание.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигат...
Конспект занятия по экологическому развитию "Знакомство с Красной книгой Нижегородской области"
Знакомство детей старшей группы с животными и растениями занесенными в Красную книгу Нижегородской области...
Конспект занятия по экологическому развитию "Птицы нашего города"
Конспект занятия по экологическому развитию "Птицы нашего города"Цель: · закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах: особенности в...