Конспект ОО"Познавательное развитие" - "К первоцветам в гости"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Косагова Галина Васильевна

Одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают особую потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Наша задача: расширять знания детей о первых весенних цветах, познакомить с особенностями их роста и развития, научить бережному отношению к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pervotsvety.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «К первоцветам в гости» (старший дошкольный возраст)

 

Цель: расширять представления о первых весенних цветах.

Задачи:

  • Закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с ландышем;
  • Научить находить связь между цветущими растениями и насекомыми;
  • Продолжить работу по обогащению словаря (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар)
  • Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Материал и оборудование: цветная бумага для оригами, игрушечный поезд, фотографии цветов: первоцветов, ландыша, мать-и-мачехи. Диск с записью Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия:

На столе собрать «железную дорогу», вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд. Остановки – закрытые фотографии.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

 

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему? Как одним словом назвать травянистые растения, зацветающие весной? (первоцветы)

 

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую фотографию вдоль дороги.

 

Первая остановка - «Сказочная».                                                                 

Педагог читает сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

 

Вторая остановка – «Первоцветная».

Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

 

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог дает описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растет мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчел, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, опушенная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. Вспомнить лечебные свойства растения.

 

Четвертая остановка – «Ландышевая».

Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок?

(Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

 

Пятая остановка – «Музыкальная».

Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

 

Шестая остановка – «Мышиная».

Какой цветок назван мышиным, потому что его стебелек умещается даже в лапке такого маленького зверька, как полевая мышь? (Мускари – мышиный гиацинт).

 

Седьмая остановка – «Настоящий подснежник».

Чтение легенды о галантусе. Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

 

Восьмая остановка – «Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

 

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

 

Девятая остановка – «Береги цветы».

У платформы знак: изображение букета цветов, перечеркнутое красной линией.

Почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать? ( Первые медоносы; источники лекарственных средств; сохранение целостного почвенного покрова; положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 

Десятая остановка – «Игровая».

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

 

Одиннадцатая остановка – «Букет тюльпанов».

Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и собирание из них букета в заранее приготовленную вазу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме « К первоцветам в гости»

ознакомление дошкольников с растениями...

Конспект ННОД (познавательное развитие) во второй младшей группе. Тема: “ Знакомимся с первоцветом ”.

Цель: Развивать у дошкольников желание познавать природные объекты. Дать знания о первоцвете  (одуванчике), о характерных признаках весны.Задачи:Познавательные.  Дать знания об одуванчике. В...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию " Лукошко первоцветов"

образовательная деятельность по ознакомлению детей с природой Кубани, растительным миром...

Конспект по познавательному развитию " Как Зайчата в гости к зайке ходили"

Данное занятие направлено на улучшение взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.  Данное занятие проводится с использованием различных материалов. Используем прищепки для развития мелкой...

Конспект по познавательному развитию «Осень, осень в гости просим»

Цель:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Задачи:Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неж...

конспект НОД "Познавательное развитие" на тему : "В гостях у зимушки - зимы"

конспект НОД познавательное развитие на тему "В гостях у зимушки - зимы"...

конспект НОД познавательное развитие математические представления "В гости к лесовичку"

конспект НОД познавательное развитие математические представления "В гости к лесовичку"...