Конспект организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие», ознакомление с миром природы «Зимние явления в природе».
Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающая: закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающая: развивать познавательную активность, творчество. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; создания календаря погоды;рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь», «Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года».).
Материал и оборудование.
Тарелочки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые бумажные гуашевые краски, кисти№4; салфетки, баночки с водой.
Ход занятия:
Воспитатель:
Воспитатель: дети, какое сейчас время года? Какой месяц?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья».
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»: «Зимние братья».
«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой,как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
Воспитатель: о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев?
Дети: январь, февраль.
Воспитатель: дети, а как называется первый зимний месяц?
Ответ: Декабрь. «Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.
Ответ: Январь. «Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц.Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.
Ответ: Февраль. Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: дети, а помните, мы с вами читали рассказы Нины Александровны Гурьевой? Какие зимние явления природы вы знаете?
Ответы детей (снегопад, метель, иней, изморозь).
Воспитатель показывает картинки
Воспитатель: изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Воспитатель: дети, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов,которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Воспитатель: зима (какая)
Дети: снежная, морозная, холодная
Воспитатель: снежинка (какая)
Дети: красивая, легкая, пушистая
Воспитатель: снегопад (какой)
Дети: сильный, красивый, легкий
Воспитатель: метель (какая)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
Воспитатель: иней (какой)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Воспитатель: дети, а сейчас мы пройдём в нашу лабораторию.
Организуется экспериментирование.
Задание 1.
Воспитатель: дети, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).
Воспитатель: понаблюдайте, что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
Воспитатель: какая стала вода,после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Задание 2.
Воспитатель: дети, рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в ёмкость с водой. Что произойдёт с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.
Ответы детей: льдинки в воде растаяли, так как в группе тепло и температура воды выше, чем температура льда. Растаяла быстрее маленькая льдинка, так как её размер меньше, чем у большой льдинки.
Задание 3.
Воспитатель: рассмотрите кубики льда. Почему лёд имеет форму кубика?
Дети: лёд имеет форму кубика, потому что воду залили и заморозили в квадратной форме.
Воспитатель: дети, насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что произойдёт с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?
Дети: в ледяном кубике, посыпанным солью, будет отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется таким же.
Воспитатель: солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает.
Воспитатель: молодцы дети, вы были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания, а сейчас послушайте стихотворение Александра Бродского.
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Воспитатель: о каком художнике говорится в стихотворении? Какие узоры рисует мороз на окне?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, я вам предлагаю нарисовать на шестигранниках снежинки. И мы создадим коллективное панно «Мороз окошко расписал».
Воспитатель: дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Данил, что нового ты узнал? Варя, чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Тимофей, что тебе было интересно? Кирилл, какие зимние явления ты уже знал? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?