Педагогический проект «Берегите электричество»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема энергоснабжения – актуальная и приоритетная на сегодняшний день задача экологического воспитания.
Усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования энергии в быту важно еще и потому, что именно в этот период жизни ребенка закладываются основы его отношения к окружающему миру, элементарные правила рационального природопользования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beregite_elektrichestvo.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница»»
г. Воркуты.
Автор: Ильясова Татьяна
Михайловна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 55 комбинированного вида» г. Воркуты
2019г.
Тема: «Энергосбережение».
Паспорт педагогического проекта «Берегите электричество».
Тема энергоснабжения – актуальная и приоритетная на сегодняшний день задача экологического воспитания.
Усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования энергии в быту важно еще и потому, что именно в этот период жизни ребенка закладываются основы его отношения к окружающему миру, элементарные правила рационального природопользования.
Адресация проекта: дети, родители, педагоги.
Руководитель проекта: воспитатель Ильясова Татьяна Михайловна.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Особенности проекта:
По характеру создаваемого продукта: познавательно - исследовательский, творческий.
По количеству создателей: индивидуальный.
По количеству детей, вовлеченных в проект: групповой.
По продолжительности: краткосрочный, 2 недели.
По профилю знаний: межпредметный.
По уровню контактов: на уровне ДОУ.
Эффективность проекта: положительная установка участников проекта на совместную работу, осознание её целей, заинтересованность детей и родителей.
Цель проекта: воспитание у дошкольников элементарной культуры энергосбережения.
Задачи проекта:
- Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии, элементарных правилах безопасности и энергоснабжения.
- Формирование у дошкольников представления об электричестве, где оно «живет», как попадает в дома и используется человеком.
- Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, экспериментированию, мыслительной активности и творческих способностей.
- Вовлечение дошкольников и их родителей в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, бережного отношения к электроэнергии и теплу.
- Воспитание навыков экономической культуры детей через понятия «бережливость» и «экономия».
Ресурсы проекта:
- Дидактический и наглядно-демонстрационный материал.
- Детская научно-популярная и художественная литература.
- Материально-техническое обеспечение:
- Экспонаты для выставки,
- Электроприборы,
- Электронные игрушки.
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта педагоги смогут:
- Повысить свое педагогическое мастерство, самообразование.
- Расширить круг взаимодействия с родителями, установить более тесный контакт с семьёй, доверительные отношения.
- Повысить свою корпоративную культуру общения с детьми и родителями.
- Испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
Реализация проекта осуществляется с помощью педагогического взаимодействия воспитателей
Результаты деятельности педагога:
- Тематический план работы с семьёй.
- Тематический план работы с детьми.
- Конспект познавательно-исследовательского занятия в форме экспериментальных действий «Волшебное электричество».
- Памятка для родителей «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».
- Консультация «»
- Экологическая акция «»
- Листовка-памятка «В доме я своем живу – свет и воду берегу!»
После завершения проекта дошкольники смогут:
- Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и с помощью взрослых).
- Осуществлять поиск информации (самостоятельно и с помощью взрослых) из разных источников, в том числе и интернета.
- Осуществлять подбор и совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми).
- Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и высказывать свою точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми).
- Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Продукт деятельности детей:
- Художественное творчество:
- Рисунки – «Лампочка будущего».
- Лепка – «Настольная лампа и торшер».
- Аппликация - «Моя любимая электронная игрушка».
- Коллекция – «Батарейка и лампочка».
- Выставка – «Лампа, лампочка, лампуся».
После завершения проекта родители смогут:
- Проявлять интерес к решению образовательно воспитательных задач в дошкольном учреждении.
- Повысить свои педагогические знания в ходе решения образовательных задач по теме проекта.
- Повысить свою корпоративную культуру общения.
Важным аспектом совместной проектной деятельности является установление тесного контакта с семьей. Семья в этом проекте рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Это основная обязанность родителей.
Пояснительная записка.
Девиз проекта:
«Давайте к свету относиться экономно!
Зря не использовать, а если тратить – скромно!
Ведь в наших силах этот мир сберечь!
Давайте же не будем свет понапрасну жечь!»
Энергосбережение с каждым годом становится всё более актуальной проблемой. Ограничение энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду – все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели увеличивать её производство. Человечество постепенно осознает необходимость перехода от потребительского отношения к природе к совместному, гармоничному развитию природы и общества. Энергосбережение – процесс многогранный. Он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества. Каким будет будущее – во многом зависит от ценностных основ поведения, которое закладывается в дошкольном возрасте и школе. Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое внедряя и используя современные технологии, будет понимать важность экономии энергоресурсов, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего мира.
Ребенок оглядывается на мир взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Экономия – в переводе с греческого – закон дома.
Если ребенок будет видеть и дома, и в дошкольном учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, теплу и воде; усваивать понятие энергосбережения в повседневной практической деятельности; будет рачительным хозяином своего дома, то усвоенный им образ жизни поможет завтра стать ответственным за будущее всей планеты; из него вырастет человек с высокой гражданской ответственностью.
Культура энергосбережения будет успешно сформирована у детей, если в доступной форме расширять их знания по данной теме и закреплять их через различные виды деятельности: познание, игру, творчество, труд, общение. Эта часть экологического воспитания новое направление в педагогике.
Актуальность проекта заключается в воспитании экологического сознания у детей и привлечении внимания родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, сохранении окружающей среды.
Очень важно научиться искусству разумного рационального энергопотребления и научить этому окружающих.
Этапы реализации проекта.
I этап. Погружение в проект.
- Выявление проблемы. Выбор оптимального варианта решения проблемы – проектная деятельность.
- Создание творческой группы для решения проблемы.
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение методической и познавательной литературы.
- Подбор информации по теме проекта.
- Обсуждение плана действий, роли участников в прохождении проекта.
- Организация специальной предметно-развивающей среды.
II этап. Организация деятельности.
- Анкетирование родителей по теме проекта.
- Проблемная ситуация для родителей и детей:
- «Что такое электричество?»
- «Как оно приходит в наш дом?»
- Стартовая презентация педагога.
- Составление модели двух вопросов:
- «Что мы знаем?»
- «Что мы хотим узнать?»
- Заполнение «Дерева познаний»
- Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративных материалов, дидактические игры.
- Оформление для родителей памятки: «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».
- Составление перспективного плана мероприятий.
- Сбор экспонатов для оформления выставки.
III этап. Осуществление деятельности.
Планирование основного этапа реализуется, на основе решения проблемной ситуации:
- «Что такое электричество?»
- «Как оно приходит в наш дом?»
И использования модели двух вопросов:
- «Что мы знаем?»
- «Что мы хотим узнать?»
Модель решения двух вопросов проблемной ситуации:
- «Что такое электричество?»
- «Как оно приходит в наш дом?»
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | |
• | Лампочка работает от электричества. | • Для чего дома нужно электричество? |
• | Раньше вместо лампочки была свеча. | • Что будет, если исчезнет электричество? |
• | Ток находится в проводах. | • Как появилась электрическая лампочка? |
• | Дома есть электроприборы. | • Почему опасен ток? |
• | Ток опасен, он кусается. | • Как обращаться с током, чтобы он не навредил? |
• | В игрушках есть батарейки, это тоже ток. | • Может ли закончиться электричество? • Как и зачем беречь электричество? |
Перспективный план работы с семьёй.
- Реклама проекта.
- Анкетирование родителей по теме проекта.
- Домашнее задание: рассказать детям как ток попадает в квартиру, какие электрические приборы помогают в семейном быту.
- Домашняя экономическая азбука:
- Как работают электросчетчики и счетчики на воду?
- Семейный бюджет и оплата счетов на электроэнергию, тепло, воду?
- Беседа с детьми: «Экономный, бережливый или жадный?»
• Домашнее задание. Совместная творческая деятельность. Составление шутливых
памяток для пап, мам и детей:
- Выключи свет!
- Закрой воду!
- Выключи плиту!
- Выключи утюг!
- Не забудь про чайник!
- Сбор экспонатов для выставки «Лампа, лампочка, лампуся».
- Неделя энергомарафона «Берегите свет».
- Презентация проекта.
Перспективный план работы с детьми.
Образовательная | Задачи | Содержание | |
№ | область | ||
1. | Физкультура. | Накопление и обогащение двигательного опыта детей. | Творческая подвижная игра «Маленькие электрончики». Пальчиковая игра «Помощники». Беседа на тему «Как электричество помогает спортсменам?» |
2. | Здоровье. | Формировать представление о | Общение на тему «Как электричество помогает |
здоровье, его ценности, мерах | здоровью человека?» | ||
профилактики и охраны здоровья. | Составление памяток: «Ток опасен для здоровья!» Д. и. «Полезные и вредные привычки». | ||
3. | Социализация. | Формирование у детей | С. р. и. «Семья», «Магазин», «Больница». |
корпоративной культуры общения | Строительная игра «Создаем макет | ||
со сверстниками и взрослыми; | электростанции». | ||
гражданской принадлежности, | Д. и. «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?» | ||
патриотических чувств | Обсуждение оформления выставки. Совместное выполнение с родителями домашних заданий. | ||
4. | Безопасность. | Формирование осторожного и смотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. | Общение на тему «Береги свое здоровье и жизнь». Рассматривание картинок, иллюстраций «Электроприборы и электричество в доме». Проблемная ситуация «Если вдруг увидел оборванный провод». Беседа «Опасный и не опасный ток». Д. и. «Электричество-друг, электричество - враг». Копилка «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами». |
5. | Познание. | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей по теме. Развитие стремления к поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию, мыслительной активности и творческих способностей. | НОД. Тема: «Природные ресурсы нашей страны» -беседа. Тема: «Волшебное электричество» - познавательно-экспериментальная деятельность. Информационный час: - «Что такое электричество?» - «Путешествие в прошлое лампочки». Игровая ситуация «Если вдруг погаснет свет». |
Решение проблемного вопроса: «Может ли закончиться электричество?» «Как у машин загораются фары?» «Где живет неопасное электричество?» «Как солнце помогает экономить электричество?» Поисковая деятельность: «Где в доме живет электричество?» «Где в детском саду живет электричество?» «Где на улице живет электричество?» Беседа: «Электричество - помощник человека?» Исследовательская деятельность: «Как работает электронная игрушка?» «Где служит батарейка?» Конструирование: «Электронный автомобиль для всей семьи». Рассматривание иллюстраций, чтение детской научно-популярной литературы. | |||
6. | Труд. | Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Экономическая азбука «В гостях у семьи экономистов». Беседа о профессиях людей работающих в системе энергосбережения. Д. и. «Кем быть?», «Наши профессии». Игровая ситуация «Как трудятся электроприборы?» Игровая ситуация «Как трудятся электроприборы?» Наблюдение за трудом электрика в детском саду. |
7. | Коммуникация. | Продолжать развивать речь, как средство общения. Расширять знания по теме «Энергосбережение». Ввести в активный словарь термины: энергосбережение, электричество, электроны, электронные, электростанция, электросчетчик и т.д. Формирование корпоративной культуры общения между детьми и взрослыми. | Беседы: «Электроприборы в моем доме». «Если вдруг погаснет свет». «Как электричество помогает солнцу?» Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок по теме проекта. Совместное с родителями сочинение загадок, коротких стишков, слоганов об электричестве, электроприборах. НО Д. Тема: «Моя любимая электронная игрушка» - составление описательного рассказа. Сочинение экологической сказки «Путешествие маленького электрончика». Придумывание текста для листовок и памяток родителям. |
8. | Чтение художественной литературы. | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе по теме проекта. | Чтение И. Башмаков «Сказка о потерянном тепле». Рассматривание иллюстраций и чтение глав по теме в энциклопедиях. Чтение сочиненных загадок, коротких стишков, слоганов об электричестве. Заучивание стихотворения «Помни это правило». В книжный уголок поместить подборку книг о профессиях. |
9. | Художественное творчество. | Побуждать и поддерживать личностные проявления в собственной творческой деятельности по теме проекта | НОД Рисование. Тема «Лампочка будущего». Лепка. Тема. «Настольная лампа и торшер» .Аппликация. Тема «Моя любимая электронная игрушка » (из геометрических форм). Зарисовки для листовок: • «Выключи свет». • «Закрой кран». • «Закрой окно». • «Выключи утюг» и т. д. «Художественная мастерская» - создаем портрет лампочки. Совместное оформление выставки «Лампа, лампочка, лампуся». |
10. | Музыка. | Использование музыкальных средств, для обогащения представлений детей по теме проекта. | Музыкальная игра-развлечение «Роботы и звёздочки». Творческий этюд: • «Я - лампочка». • «Я - робот». • «Я - батарейка». Рассматривание электронных музыкальных инструментов. Рассказ и показ музыкального руководителя. Игра-сочинение электронной музыки на шумовых народных и музыкальных инструментах. |
11. | Региональный компонент. | Расширение кругозора детей, формирование познавательного интереса. | Игра - путешествие: «Какие электростанции строят в Республике Коми». Исследовательская деятельность: «Откуда ток приходит в наш город?» |
IV этап. Оформление проекта.
- Модель решения двух вопросов проблемной ситуации «Дерево познания».
- Конспект познавательно-исследовательского занятия «Волшебное электричество».
- Копилка «Золотые правила безопасного поведения с электроприборами».
- Выставка «Лампа, лампочка, лампуся».
- Авторская разработка «Неделя энергомарафона».
- Экологическая акция «Бережем энергию».
- Сюжетно-ролевая игра «Электростанция».
Vэтап. Презентация.
Презентация проекта «Берегите электричество» по энергосбережению:
- Фотошоп проекта «Как мы изучали электричество».
- Выставка «Лампа, лампочка, лампуся».
Результативность: за сравнительно короткое время реализации проекта уровень знаний детей по теме значительно повысился, сформировано положительное взаимодействие «Педагоги - родители - дети».
Список используемой литературы:
- Энциклопедии «Всё обо всём», «Мир вокруг нас».
- Дворецкая Ж.Г., Ситникова И.А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом».
- Башмаков И. «Сказка о потерянном тепле».
- Пиляк М.А. «Азбука берегони».
- Савич Н., Шатько Е. «Из опыта работы по формированию культуры энерго и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста».
- Чистякова А.Е., Тугушева Т.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
- Журнал «Обруч» №4 2001г.
- Журнал «Воспитатель» №2 2008г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Берегите природу"
Проект направлен на ознакомление детей с природой тундры, развитие экологической культуры дошкольников....
Педагогический проект "Берегите Землю, люди!"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Экологическое воспитание – одно из основны...
Педагогический проект "Береги природу"
Проект по экологическому воспитанию детей 6-7 лет....
Проект "Берегите электричество"
хочу поделиться своим проектом, который прошел в нашей группе. основная мысль проекта "Берегите электричество"...
ПРОЕКТ Тема: «Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)
laquo;Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)...
Педагогический проект "Берегите Россию-нет России другой"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию ""Берегите Россию-нет России другой"...
Педагогический проект "Береги свою планету"
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.Проектом предусмотрен объект исследова...