Педагогический проект "Береги природу"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Редина Анастасия Николаевна

Проект по экологическому воспитанию детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii_beregi_prirodu.doc1003.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 4 «Лесовичок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ

«Береги природу!»

(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

        

          Подготовлен:

                                                           Рединой Анастасией Николаевной

воспитателем  МДОБУ ЦРР

Детский сад №4 «Лесовичок»

Бурейский район п.Талакан

                           

                                      

2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность                                                             

1.2 Анализ внешней среды        

1.3 Анализ внутренней среды        

1.4 Проблема        

2. Основная часть

  1. Целеполагание                                                                        

    2.2    Задачи проекта         

    2.3  Ожидаемый результат                                                                

  1. Реализация проекта
  2. Ресурсное обеспечение                                                            

     2.5  Мониторинг проекта                                                              

3. Заключения. Выводы                                                                  

Список литературы                                                                                          


1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».

 Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

1.2 Анализ ситуации

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная база:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенция дошкольного образования;
  • Закон «Об образовании» РФ и ЧР;
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГТ;
  • Типовое положение о ДОУ;
  • Гранты Президента ЧР для педагогических работников и образовательных учреждений
  • Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;
  • потребительское отношение людей к природным ресурсам  и ухудшение экологии;
  • молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы  на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;
  • ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Экономические

  • Ежемесячное премирование в ДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов;
  • возможность внебюджетного финансирования
  • Текучесть педагогических кадров в связи с низкой заработной платой педагогов ДОУ;
  • Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;
  • Недостаточное техническое обеспечение педпроцесса в ДОУ

Социальные

  • Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;
  • активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;
  • разнообразие ДОУ

  • Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе
  • Разнородность социального статуса родителей.

1.3  Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г.,

- Программа «Юный эколог»

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2005 г.

 

- Методическое обеспечение:

учебно-методическая, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

- отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием; 

- костюмы животных, растений.

- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати).

1.4 Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Целеполагание.

Основная цель проекта:            

Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.

  1. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  
  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  •  Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

2.3    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Дети

Педагоги

Родители

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах

2.4.   ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный (сентябрь 2011 г.)

  2 этап – деятельностный  (сентябрь 2011– май 2012 г.г.)

  3 этап – оценочный (май 2012 г.г.)

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Сентябрь 2011 г.

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Обогащение эколого - игровой среды

        Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- макет «Дары леса»

- сборник экологических сказок

- макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- дидактическая игра «Волшебный зонт»

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

По плану

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы по методике М.В. Емельяновой

Сентябрь 2011г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы «Одуванчик»

Сентябрь 2011 г.

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

Сентябрь 2011г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение года

Проведение экологических праздников  «День птиц», «День Земли»

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Октябрь

2011 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Спасти и сохранить»

В течение года

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях

 Посещение родителями занятий

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы

Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе

Май 2012 г.

Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы  по методике М.В. Емельяновой

Май 2012 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Май 2012 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Май 2012 г.

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май 2012

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель - май 2012 г.

Фотовыставка «Красота родной природы»

Май 2012 г.

                                                                                                 

2.5  Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

                Педагоги

                Родители

                Дети

        Музыкальный руководитель  

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

        теоретическая и методическая литература,

        периодическая печать,

        материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

        Интернет-сайты;

        Выпуск фотоотчетов;

        Публикации в газетах  и журналах.

  1. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой

Цель диагностики:

 выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

  • Частота проявлений бережного отношения;
  • В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок:

В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов

С (средний)                 - 2.6 – 3,8 баллов

Н (низкий)                   - ниже 2,6 баллов

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

ВЫВОДЫ:

Проведенная с выпускниками  группы в течение года работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная  деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.

Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе.   Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.

Следует отменить, что  ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений,   речь у них      развита хорошо.

По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

Дети показали средний уровень –  75%

Дети с высоким уровнем –    8 %  развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем –  17  % развития выполняли    задание по подсказке и с помощью взрослого.

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.

Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные данные

по выявлению уровня  экологической воспитанности детей подготовительной группы

УРОВНИ

Сентябрь 2011 год

Май 2012год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

2

8

12

50

СРЕДНИЙ

18

75

12

50

НИЗКИЙ

4

17

0

0

Для наглядности результаты за 2011- 2012 учебный год представлены в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

экологической воспитанности детей подготовительной группы ( в %)

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.

Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец года не осталось.  При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2011 -2012 г.г.  Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ данных за 2011– 2012 гг.

УРОВНИ

СРОКИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

%

%

%

2011 год

8

75

17

2012 год

50

50

0

Динамика

На 42 увеличился

25% детей перешли на высокий уровень

На 17 уменьшился

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей подготовительной группы «Одуванчик».

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития по данному направлению.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации  экологизации  предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

В течение года родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

                                                             

       Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.

2. Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   природы.  

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Наш  проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   «маленькими   волшебниками»,    спасающими  и   оберегающими   природу родного края.

ЛИТЕРАТУРА

       

  1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
  2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
  3.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
  4.  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
  5. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
  6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  7. Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
  8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
  9. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
  13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
  14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
  15.  Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.
  16.  Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
  17. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
  18. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
  19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
  20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
  21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

  1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
  2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть  2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Природа – главное средство экологического воспитания»

Педагогический совет на тему: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Презентация к педагогическому совету «Природа – главное средство экологического воспитания»

Презентация к педагогическому совету: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

Педагогический совет "Природа - главное средство экологического воспитания"

Представляю Вашему вниманию педагогический совет по экологическому воспитанию. Цель проведения педагогического совета - совершенствование педагогического мастерства, методического уровня педагогов по ...

Педагогический проект "Природу края береги"

Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....

Педагогический проект "Природа Кольского края"

Данный проект ориентирован на решение одной главной проблемы –   научить детей видеть  удивительную красоту северной природы, беречь ее,   сформировать  интерес к е...