Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Почему все звучит?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelno_issled._deyatelnosti_zvuk.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Почему все звучит?»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель: развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, экспериментирование со звуками.
Задачи:
1.Образовательная:
- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание;
- обогащать и активизировать словарь за счёт слов: колебание, колеблется, вибрирует, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, оркестр.
2. Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать представления о свойствах звука;
- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
3.Воспитательная:
- воспитывать толерантность в общении со сверстниками.
Методы и приемы:
- практические: эксперименты, разминка, игровое упражнение.
- наглядные: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, бубен, стеклянный стакан
словесные: беседа, вопросы, объяснение, стихотворение к разминке.
Оборудование: длинная деревянная линейка, пластмассовая линейка, лист бумаги, стаканчики с натянутой на них резинкой (на каждого ребенка); материалы для изготовления шумовых инструментов: пустые баночки с крышкой, крупа фасолевая и семечки, металлофон, бубен, стеклянный стакан, колокольчик.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и прислушайтесь – что вы услышите?
(Дети перечисляют, все, что слышат за окном, за стеной, в группе.)
-Что помогает нам слышать все это?
Дети:
-Орган слуха – уши.
Воспитатель:
-Давайте поиграем и проверим наши ушки: я за ширмой буду создавать звук каким-то предметом, а вы угадайте, каким.
(Воспитатель издает звуки с помощью бубна, стеклянного стакана и металлической ложки, газеты, колокольчика, металлофона, а дети отгадывают).
Воспитатель:
-Посмотрите, ребята, сейчас все эти предметы перед вами, но они молчат. Почему же они звучали за ширмой?
Дети:
-Предметы звучали, потому что Вы их трогали.
Воспитатель:
-Попробуйте и вы извлечь звук из этих предметов. (Дети по очереди пробуют извлечь звук из какого-нибудь предмета, а потом останавливают его.)
-Что происходит? Почему же звук прекращается, когда мы кладем ладошку на пластины бубна и металлофона?
Делается вывод, что звук возникает при колебании предмета, и пропадает, когда это колебание заканчивается.
-Да, звук возникает при колебании предметами воздуха, а это колебание воздуха мы и называем «звук».
Как вы думаете, может ли звучать линейка? Предлагаю взять линейку, со стола в руку и поднять ее вверх. Звучит?
Дети
-Нет
Воспитатель:
-Я подскажу, что нужно делать, чтобы она зазвучала. Положите линейку на стол так, как я. Прижмите один конец к столу. Держите покрепче, чтобы не убежал. Свободный конец нажмите и быстро отпустите. Что вы слышите?
Дети
- она запела, зазвучала, появился звук.
Воспитатель:
-Правильно. Но что происходит с линейкой, когда она звучит?
Дети
- линейка дрожит, движется.
Воспитатель:
Посмотрите. У меня в руках линейки из разных материалов – деревянная и пластмассовая.
Как вы думаете, одинаково ли они звучат? ( ответы детей) .Послушайте. как звучит деревянная линейка. А теперь послушайте пластмассовую линейку. Что можно сказать о их звуках?
Дети :
Линейки звучат по - разному.
Воспитатель:
Значит, как звучат предметы из разных материалов?
Дети
-Предметы из разных материалов звучат по - разному. .
Воспитатель :
- Для следующего эксперимента нужно потренироваться.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу.
Лечу куда хочу.
Хочу налево посвищу,
Могу подуть направо.
Могу и вверх и в облака.
Ну а пока я тучи разгоняю.
( Дети выполняют дыхательную гимнастику в соответствии со словами текста.)
Эксперимент с листом бумаги.
Лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Педагог предлагает выяснить, что почувствовали.
Дети
-звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.
Воспитатель:
Посмотрите внимательно, у меня в руках необычный стаканчик. Что в нем необычного?
Дети:
-На стаканчике резинка.
Воспитатель:
- Я Подергаю резинку. Что произошло?
Дети:
- Появился звук.
Воспитатель:
- Как появился звук? Что происходило с резинкой, когда она звучала?
Дети:
- Резинка двигалась, дрожала.
Воспитатель:
В мире очень много разных звуков. Звуки бывают музыкальные, и немузыкальные.
Я как раз знаю интересную песенку о звуках. Предлагаю выйти из-за столов ко мне и подвигаться. Повторяйте движения за мной.
Динамическая пауза – самомассаж:
В доме моем тишина, - Делают над головой крышу из ладоней, прикладывают, указательный палец к губам. В доме моем я одна, Делают над головой крышу из ладоней, разводят руки в стороны.
Только слышно шуршунчики шуршат, - дети растирают ладошки, Только слышно шуршунчики шуршат, ноги, ушки, плечи.
Шуршунчики шуршат…
В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно стукунчики стучат, - дети стучат кулаком о кулак,
Только слышно стукунчики стучат, кулачками по ногам, по плечам.
Стукунчики стучат …
Воспитатель:
Присаживайтесь, ребята! А кто знает, что такое оркестр?
Дети:
Звучат вместе много инструментов.
Воспитатель:
- Предлагаю сделать шумовой оркестр своими руками. Заполним большие баночки фасолью, а маленькие - семечками.
Кто закончил, вставайте в полукруг – справа от меня баночки с фасолью, слева – баночки с семечками.
Подниму красный флажок, играют баночки с фасолью, синий – с семечками.
Играем ритмично, под музыку.
Наш оркестр не простой,
Наш оркестр шумовой…
Свободнее вставайте,
В оркестре заиграйте!
У нас получился настоящий оркестр- шумовой. Почему звучали наши баночки? А пустая банка смогла бы так звучать? Почему? На сегодня наши эксперименты закончены.
Что нового вы узнали сегодня о звуках? Продолжите свои опыты дома
Что вам было особенно интересно? Что вам больше понравилось? Вы хотели бы еще поэкспериментировать на следующем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОЧЕМУ СНЕГОВИКИ ТАК БОЯТСЯ ПРИХОДА ВЕСНЫ»
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОЧЕМУ СНЕГОВИКИ ТАК БОЯТСЯ ПРИХОДА ВЕСНЫ»Образовательная областьПознавательное р...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?»
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы.Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой....
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Почему растаяла Снегурочка?"...
Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».
Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...
Конспект ООД по познавательной деятельности в средней группе: «Почему растаяла Снегурочка?»
Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарно причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превщается в воду; на морозе вода замерзает и превращается...