Перспективное годовое планирование в старшей группе Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Перспективное годовое планирование
в старшей группе
Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное годовое планирование
в старшей группе
Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальное развитие детей через формирование представления о целостной картине мира и расширение кругозора.
Задачи:
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
3. Развитие воображения и творческой активности.
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Месяц | Формирование целостной картины мира |
Сентябрь | ОСЕНЬ 1-3. Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка 4. «Осень добрая пришла, нам подарки принесла». Образовательные задачи: расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Развивающие задачи: развивать умение устанавливать причинно - следственные связи на примере образования плода. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. |
Октябрь | ОСЕНЬ 1. «Есть у нас огород - посмотри, что там растет». Образовательные задачи: познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания - огороде. Продолжать учить отгадывать загадки про овощи, соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи по их отличительным признакам. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, работают на земле. 2. «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят». Образовательные задачи: Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, работают на земле. 3. « У медведя во бору, грибы, ягоды сорву». Образовательные задачи: расширять знания детей о грибах; учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корен); распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные). Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде; уточнить и закрепить представление об их произрастании. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. 4. «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня». Образовательные задачи: учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев; закрепить названия деревьев (дуб, тополь, клен, береза, ель); обобщить представления о строении дерева; уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет); закрепить правила поведения в природе. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать у детей потребность в общении с природой; любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром. |
Ноябрь | ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 1. «О чем «рассказывает» одежда». Образовательные задачи: формировать у детей отчётливое, дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении, из какого материала сделаны. Одежду можно шить, вязать, купить; есть праздничная, форменная и повседневная одежда, а также для сна, для спорта, дома и др. Дать представление, что одежда подбирается в зависимости от погодных условий. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к собственной одежде, желание поддерживать ее в порядке 2. «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу». Образовательные задачи: углубить представление детей о понятии «Обувь». Уточнить название и назначение обуви. Учить группировать обувь по сезонному признаку. Развивающие задачи: развивать эстетический интерес к дизайну обуви; речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к обуви. 3. «Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!». Образовательные задачи: формировать у детей умение различать и называть предметы посуды. Уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана; закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать умение ухаживать за посудой и бережно относиться к ней. 4. « Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире». Образовательные задачи: уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится. Упражнять детей в назывании частей мебели. Познакомить детей с этапами производства мебели. Систематизировать представления о профессиях: столяр, дизайнер, лесоруб. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней. Воспитывать у детей интерес и уважение к труду. 5. «От чистого сердца, простыми словами Давайте, друзья, потолкуем о маме». Образовательные задачи: дать представление о празднике «Мамин день», о его культуре и традициях. Развивать образную речь, воображение, мышление. Закреплять знания об основных женских профессиях. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на Земле – маме; умение ценить материнскую заботу и любовь.
|
Декабрь | ЗИМА 1. «Серебром зима украсила все вокруг». Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о признаках зимы, свойствах снега. Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые происходят зимой в животном и растительном мире. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Развивать умение видеть красоту зимнего пейзажа Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы. 2. «Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки». Образовательные задачи: Познакомить с понятием «Зимние забавы» (забавнее, интересные зимние игры Расширить представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки). Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, регулярных занятиях спортом 3. «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!». Образовательные задачи: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. 4. «Скоро, скоро Новый год. Скоро Дед Мороз придет». Образовательные задачи: Расширить представление детей о праздновании Нового года на Руси. Развивающие задачи: развивать интерес к событиям, происходящим в жизни людей, к народным традициям. Воспитательные задачи: воспитывать желание дарить близким людям и своим друзьям подарки. Воспитание бережного отношения к культурной среде. |
Январь | БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ 1. Каникулы. 2. « Как прекрасен город наш!». Образовательные задачи: продолжать закреплять знания детей о родном городе, знакомить с его достопримечательностями, к знаменитым людям. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса; познакомить с историей родного города. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать город еще красивее. 3. «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?» Образовательные задачи: расширить знания детей о транспорте; познакомить с понятиями транспорт, наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой, с профессиями людей работающих на транспорте. Содействовать усвоению правил поведения в транспорте; учить безопасному поведению на улицах и дорогах. Познакомить со значением транспорта в жизни человека. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к профессии 4. «Нужно правила движенья выполнять без возраженья» (ПДД). Образовательные задачи: обобщить знания детей о светофоре, о его сигналах, о дорожных знаках, об их значении. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Формировать понятие «можно – нельзя» к ситуациям дорожного движения. Развивающие задачи: развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции. Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к другим пешеходам, пассажирам, уточнить культуру поведения на улице, в общественном транспорте, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. |
Февраль | ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1. «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!» Образовательные задачи: выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных и их детёнышах, внешнем виде, пользе, приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, связанных с уходом за ними. Учить детей узнавать домашних животных на картинках и по описанию. Систематизировать представления детей о домашних животных. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитания заботливого и внимательного отношения к животным и желания помогать взрослым в уходе за ними. 2. «В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём» Образовательные задачи: закрепить знания детей о рыбах: название, внешний вид, питание, среда обитания, польза для человека. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д. Учить классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные). Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природе; вызвать желание бережно относиться к богатствам природы 3. «Каждый мальчик может стать солдатом». Образовательные задачи: расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Закрепить знания детей о военных профессиях. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к людям, стоящим на ее защите. 4. «В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем» Образовательные задачи: обобщить представления детей о диких животных других континентов, об их внешнем виде, способах питания. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру животных, доброжелательное отношение к обитателям зоопарка; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в зоопарке. |
Март | ВЕСНА 1. «8 марта – международный женский день». Образовательные задачи: закрепить навыки передачи своих эмоций, чувств к маме, с помощью художественных средств; расширить знания детей о празднике 8 марта; вспомнить названия весенних цветов; учить грамотно высказывать свои мысли, применяя эпитеты и обороты; Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память, мышление. Воспитательные задачи: обеспечивать условия для воспитания у детей уважения к женщине, чувств любви и благодарности к мамам и бабушкам. 2. «Ты весна приходи, всю природу разбуди» Образовательные задачи: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне; учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день). Углубить представление о сезонных изменениях. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. 3. «Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась из чужого края». Образовательные задачи: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде, о частях тела птиц. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Развивающие задачи: развивать основы экологического воспитания, речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, 4. «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?» Образовательные задачи: расширить знания детей о диких животных и их детёнышей наших лесов, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, какие защитные приспособления создала у них природа. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, и наблюдению за повадками животных. 5. «Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам, цветок». Образовательные задачи: - закрепить с детьми названия первоцветов. Связать состояние первоцветов, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня, изобилием влаги и тепла. Уточнить представление об охраняемых растениях («Красная книга»). Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие связанное с появлением первых весенних цветов. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. |
Апрель | ТРУД ЛЮДЕЙ 1. «Не ленись, моя лопатка, будет вскопанная грядка. А потом цветы посадим, отдохнем и в сад пойдем». Образовательные задачи: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; расширять представления детей о труде взрослых, показать значение и важность каждой специальности для других людей. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать уважение к людям разных профессий; уважать и ценить каждую из профессий
Образовательные задачи: уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт). Познакомить с первым покорителем космоса, Ю.А. Гагариным. Закрепить у дошкольников знания о небесных телах (кометах, звездах, планетах). Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать: уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей, прославивших родную страну.
Образовательные задачи: закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.
Образовательные задачи: закрепить знания детей о комнатных растениях. Уточнить представления детей о строении, названии, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека; обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: прививать желание ухаживать за комнатными цветами, относиться к ним с любовью как к живым организмам. |
Май | СКОРО ЛЕТО 1.«Майский праздник - День Победы отмечает вся страна». Образовательные задачи: расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о подвиге советских воинов. Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них. 2. «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду». Образовательные задачи: познакомить детей с разнообразием мира цветов. Дать представление о том, как и почему они так называются, о их строении, жизнедеятельности, уходе за цветами и т.д. Дать понятие: цветы садовые, луговые, лесные. Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к растительному миру, Побуждать детей к бережному отношению к цветам, растениям, растущих вокруг нас. 3.«В гостях у пчелки Майи». Образовательные задачи: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Уточнить представления о пользе насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к окружающей живой среде, речь, логику, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. 4.«Что ты мне подаришь, лето?». Образовательные задачи: познакомить детей с признаками лета и летними явлениями. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки лета в неживой природе. Развивающие задачи: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных Воспитательные задачи: воспитывать умение видеть красоту природы, наблюдательность, умение слушать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в соответствии с ФГТ. Познание (Формирование целостной картины мира). Средняя группа.
Перспективное планирование на год....
Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе Формирование целостной картины мира
Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе Формирование целостной картины мира, материал для педагогов...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»
Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе общеобразовательной направленности на тему: «Когда не было предметов-помощников».
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе общеобразовательной направленности на тему: «Ког...
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью в первой младшей группе Тема: «Транспорт»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью в первой младшей группе Тема: «Транспорт»...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчество...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством...