Конспект занятия на тему "Воздух видимый и невидимый"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»
СЦЕНАРИЙ
Интегрированной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Человек и его тело»
Возрастная группа старшая группа
Подготовила: Деренская О.А.,
Воспитатель ВКК
Орск, 24.04.2020 г.
Тема: «Воздух видимый и невидимый»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
Поддерживать интерес воспитанников к познавательной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием. Проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Развивающие:
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный издает звук при колебании), способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.
Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
Работа над словарем:
Приемы руководства деятельностью детей:
- Методы формирования сознания (беседа, игры, направленные на развитие познавательных процессов, рассказ воспитателя, загадка);
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
- Методы стимулирования поведения (поощрение);
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
- Методы организации и осуществления познавательной деятельности
(проблемные вопросы).
Создание среды для организации и проведения ОД: иллюстрации, знаки-символы.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Виды детской деятельности вОД:
Коммуникативная
Двигательная
Познавательная
Планируемые результаты из ООП ДО ДОО:
Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.
Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Создает изображения предметов по образцу.
Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Критерии оценки деятельности детей вОД
- Активность
- Самостоятельность
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым
- Сопереживание
- Эмоциональность
- Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
- Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
- Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
- Материалы и оборудование:
Полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан, листы бумаги, карточки символы, листы бумаги.
Ход интегративной деятельности
Части НОД | Содержание | Области | Временной отрезок |
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей | Организационный момент: Психологический настрой. Воспитатель: Психогимнастика Воспитатель: «Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ. Плечиками чик-чик, Глазками миг-миг. За руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся» Воспитатель: -Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем написано? «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Лисенок, ежик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку, а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь.» -Поможете, ребята? Загадка Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой. Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это? -В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. | Социально-коммуникативное развитие | 5 минут |
2.Основная часть. Беседа, актуализация личного опыта детей Проблемные вопросы | Воспитатель: -Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) -Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) Воспитатель достает мешочек. - Что находиться в мешочке? (ответы детей) -Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Что теперь в мешочке? Какой он стал? Дети: Упругий, мешочек наполнился. -Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется - воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведем ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты. Воспитатель: -Знаками – символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе. - Ребята, а везде ли есть воздух? Выслушиваю версии детей. -Предлагаю наполнить мешочки во всех местах комнаты. -А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух? Дети: Он снова вокруг нас. -Что мы сейчас узнали о воздухе? Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает. -Предлагаю изобразить, то, что мы сейчас узнали, детям с помощью символа. -И я тоже его не вижу. Значит воздух, какой? Какими словами можно его назвать? Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно. Это качество воздуха обозначим символом, чтобы про него не забыть. Экспериментальная деятельность. Опыт1. Воспитатель: - Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобится стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая (дети трогают и говорят, что она сухая). -Как вы думаете, в стакане кроме ваты еще что-нибудь есть? Выслушать предположения детей. --Предлагаю вам перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в миску с водой. -Обратите внимание на то, что держать его нужно очень ровно. -Ребята, как вы думаете, какой стала вата? Дети: Вата стала мокрой. (в-ль предлагает детям потрогать). Дети: Вата осталась сухой. -Если вата осталась сухой, значит туда не попала вода. -Как вы думаете, что помешало воде намочить вату? (ответы детей). -Правильно, ей помешал воздух, который находиться в стакане. Вывод: Воздух, который находиться в стакане не пускает туда воду. Опыт2. Воспитатель: -А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет? - А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду). -Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились? -Это воздух выходит из стакана и его место заняла вода. - Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему? - Воздух вышел, а его место заняла вода. - С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха. Опыт 3. Воспитатель: - Ребята, вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус? Ответы детей. - Ребята, а у воздуха есть вкус? Как мы можем это проверить? Ответы детей. - Наберите ртом воздух, у него есть вкус? Ответы детей. Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный. Обозначение на листе секретов. Опыт4. Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? -Как мы можем это проверить? -Вдохните воздух носом. -Что вы чувствуете? Вывод: Чистый воздух не имеет запаха. Обозначение на листе секретов. -А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха). - Воздух пахнет цветами. Почему? Дети: Вы распылили освежитель воздуха. -Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах? Дети:- Воздух передал. В: Значит, какой мы можем сделать вывод? Ответы детей. Вывод: воздух передает запах. Обозначение на листе секретов. - А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым? Дети: Открыть окно и проветрить группу. Физ. Минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолет». Мы отважные пилоты За штурвалом самолета. (Руками изображают, как крутят штурвал). Самолетик-самолет (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох). Отправляется в полет (задерживается дыхание). Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, выдох). Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание). Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох). И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание). Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох). Мы летаем высоко (руки поднять вверх). Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль). Мы летали, утомились И на стульчики приземлились! (Присесть). Опыт5. Воспитатель: - Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете? Дети:- Дыхание. В:- Как вы думаете, что использует человек для дыхания? -Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. - Ребята, а как вы думаете, воздух можно услышать? - Вы что-нибудь слышите? Вывод: Воздух не имеет звука. Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. -Что происходит с бумагой? Дети:- Она дрожит. - Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук. -Приложите край листа бумаги и скажите па - па. Губы ощущают дрожание. -Что происходит с краем листа бумаги? -Он дрожит и заставляет дрожать, колебаться воздух. Приложите пальцы к горлу и скажите, ощущаете дрожание горла. Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи. Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. | Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие | 17 минут |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов деятельности. | Рефлексия: -Чем мы занимались сегодня на занятии? -Что вам понравилось? - Ребята, кому мы сегодня помогали? - Какой эксперимент вам показался самым интересным? - Какое задание вам показалось самым трудным? -Что вы напишете в письме о воздухе? - Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой) Вот и молодцы, хорошо поработали. «А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожелания. Будьте все здоровы». | Социально-коммуникативное развитие | 3 минуты |
Длительность интегративной деятельности: 25минут
Список использованной литературы:
Интернет – ресурс
https://kladraz.ru/blogs/yulija-leonidovna-maksakova/konspekty-igrovyh-zanjatii-s-doshkolnikami.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воздух видимый и невидимый
Познавательно- исследовательская деятельность в старшей группе...
ОД (окружающий мир) "Воздух видимый и невидимый"
в ходе образовательной деятельности дети узнают что внутри человека есть воздух, поупражняются в комбинировании различных техник при изображении простейшего рисунка....
Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"
Занятие - эксперементирование "Воздух видимый и невидимый". Для детей подготовительной группы....
Конспект занятия в подготовительной группе Эксперементирование "Воздух видимый и невидимый"
Конспект занятия - эксперементирования "Воздух - видимый и невидимый...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимые чернила. Симпатические»
Формирование элементарных представлений детей старшего докольного возрвста о невидимых чернилах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Воздух видимый и невидимый"
Интеграция образовательных областей: « Познание» ; «Коммуникация»:Программное содержание:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять з...
Конспект НОД «Воздух видимый и невидимый»
Данная разработка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста ипредназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Интеграция образовательных областей: «Познавательно...