Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование".
статья по окружающему миру (старшая группа)

Полюх Нина Владимировна

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей старшего дошкольного возраста такие умения, как умение анализировать (действия, явления, предметы); умение сравнивать, выполнять последовательно исследовательские действия, обобщать и самостоятельно делать выводы. Если же данные задачи будут реализованы, можно с уверенностью сказать, что приобретенные умения, знания и навыки безусловно, повлияют  на качество обучения ребенка в школе и  его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

«Расскажи  - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

Китайская пословица.

Не секрет, что в современном обществе, каждый ребенок, развиваясь, нуждается в поддержке взрослых, педагогов. Это ему необходимо для самоутверждения, для познания себя и окружающего мира.  Развиваться интеллектуально -  это непосредственно возможность ребенка стать умнее, это его желание и, безусловно, его право. Нарушение этого права слишком дорого может обойтись, как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей старшего дошкольного возраста такие умения, как умение анализировать (действия, явления, предметы); умение сравнивать, выполнять последовательно исследовательские действия, обобщать и самостоятельно делать выводы. Если же данные задачи будут реализованы, можно с уверенностью сказать, что приобретенные умения, знания и навыки безусловно, повлияют  на качество обучения ребенка в школе и  его дальнейшей жизни.

        Известно, что познавательно – исследовательская деятельность в детском саду – это специально организованная деятельность, позволяющая  ребенку, под руководством педагога или самостоятельно находить информацию и получать  представления о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

        Поскольку в активной повседневной жизни  интеллектуальное развитие у  дошкольников формируется постепенно и постоянно, то, решая поставленные задачи, педагогу необходимо пополнять содержание образовательной деятельности, это и развивающая среда, и подбор соответствующего тематического материала. Немаловажным фактором, считаю, является умение самого педагога заинтересовать детей.

Как известно, человек – разумная часть природы, его  связь с ней неразрывна и естественна. Основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру, закладывается в раннем детстве, когда ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Поэтому важно формировать у детей основы экологической культуры, нормы поведения и правила взаимодействия с природой. Считаю, что именно эксперимент, как, наглядный  практический метод, позволяет расширить представления детей о разнообразии  мира природы, взаимозависимости человека и окружающего мира, помогает раскрыть целостную картину мира.

        Природой так устроено, что дети дошкольного возраста  стремятся к активной деятельности. Поэтому считаю, что задача  взрослых  заключается в том, чтобы  это стремление не только не «тормозить» , а, наоборот, активно поддерживать и дать ему развиваться. Ведь, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она большее значение имеет  для ребенка, тем успешнее будет его развитие. Очень важно знать, что развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

В старшем дошкольном возрасте дети довольно часто задают вопросы, связанные с явлениями природы. Дети стремятся к активному взаимодействию с окружающей средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении с взрослыми и  сверстниками; проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Непосредственный контакт ребенка с различными материалами, предметами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности; пробуждает любознательность, желание узнавать всё больше, обогащает новыми яркими образами окружающего мира. В процессе познавательно – исследовательской деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности. Другим словом, идет активное интеллектуальное развитие.

Дети очень любознательные, и по природе своей – исследователи. Открыть, изучить, исследовать – это первые шаги в неизведанное.  Благодаря такой деятельности дети учатся думать, говорить, пробовать, искать, экспериментировать. И поэтому считаю, что еще одной задачей взрослых становится – помочь детям в проведении этих исследований. Вследствие чего, посчитала нужным  в своей педагогической практике уделить познавательно – исследовательской деятельности больше внимания и времени. И целью в этой области я определила следующее:

- Развитие познавательных интересов, самостоятельно-поисковой деятельности через  исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Таким образом, для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:

- Создать условия в группе для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности детей;

- Расширить кругозор детей путем непосредственного участия в экспериментах, получить новые знания;

- Развивать умение анализировать и систематизировать полученные знания;

- Привлечь родителей к участию в познавательно- исследовательской деятельности;

- Воспитывать любознательность, активность, бережное отношение к природе.

Поэтому хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования в нашей группе, и его роли в развитии познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных целей мною был разработан краткосрочный проект, направленный непосредственно на расширение кругозора детей через эксперимент.

Чтобы заинтересовать детей к предстоящей работе, им было предложено стать исследователями в области природных стихий. Например, провести наблюдения в группе и на улице; узнать о свойствах воздуха, свойствах воды и ее роли для всех живых организмов; «поближе» познакомиться с огнем; сделать выводы о значении и опасностях природных явлений для человека и планеты в целом; познакомиться с «подземным миром» и сделать умозаключения о значении земли (почвы) в жизни растений, животных и человека. А также закрепить уже имеющиеся знания о правилах безопасности на природе и в повседневной жизни.

Перед проведением экспериментов на протяжении длительного времени с детьми проводилась обширная предварительная работа:

- беседы на темы, касающиеся экологии;

- наблюдение за природными явлениями на улице;

- просмотр тематических фильмов и мультфильмов;

- обсуждение, что дети видели на отдыхе с родителями;

- говорили об экологической проблеме, существующей в настоящее время. Благодаря чему, дети активно участвовали в беседах, высказывали свои мнения о причинах и предположения о последствиях загрязнения окружающей среды. Причем дети отражали свои мысли и в изобразительном творчестве. Благодаря чему и была создана папка детских рисунков, касающаяся экологической проблеме в нашем мире.

Также было проведено родительское собрание, в процессе чего мною была представлена презентация на предлагаемую тему «Загадочная планета Земля. Планета в опасности». Родителям было предложено активно поучаствовать в реализации проекта, путем совместной творческой деятельности со своими детьми. Она заключала в себя совместное изготовление поделки на соответствующую тему (вода, воздух, огонь, земля). А также  совместный поиск картинок, загадок и стихов о природных стихиях, и фотографий. Даже сочинение сказок, тему которой ребенок выбирал сам. Целью данного предложения стало создание большой тематической выставки «Мы и природа».

В нашей группе был обогащен уголок природы, материалами необходимыми для проведения экспериментов,  где все дети имеют возможность наблюдать за растениями, а также применять приобретенные трудовые навыки по уходу за растениями. Каждый год дети имеют возможность самостоятельно высаживать семена, ухаживать за появившимися растениями, наблюдать и делать выводы о взаимосвязи процессов в природе  в проекте «Огород на подоконнике». К старшему возрасту, ребята уже имеют представление о значении воды для растений, наглядно убедившись в том, ухаживая за растениями, которые они сами посадили («Огород на подоконнике»).

Переходя к практической части нашей исследовательской деятельности, хочется отметить, что дети с большой радостью приняли мое предложение побыть некоторое время настоящими исследователями. Также очень порадовала отзывчивость родителей. Благодаря совместной с родителями деятельности (изготовление поделки), дети испытывали необыкновенную радость от данного творчества, и с огромным энтузиазмом делились своим приобретенным опытом и результатами наблюдений.

Проводя свои опыты, дети узнавали, что воздух находится везде, но он невидим; что воздух может принимать любую форму; увидели, что без доступа воздуха огонь потухает; узнали, что воздух есть даже под землей и многое другое.

Экспериментируя же с водой, детки наглядно увидели, по какому принципу работает фильтр для воды; убедились в том, что, вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Выяснили,  каким же образом растения «пьют» воду  и, конечно, установили, насколько важна вода для растений. Увидели, как испаряется вода. И даже научились опреснять воду.

  Наблюдая за тем, как проходят опыты  с огнем, дети в первую очередь закрепили правила противопожарной безопасности. Открыли для себя новые знания о свойствах предметов из разного материала (после горения  бумаги и дерева остается пепел, пластмасса и полиэтилен - расплавлены, стекло и железо – не горит). Чем сильнее сила направленного воздуха (ветра), тем быстрее и сильнее разгорается огонь. Отсутствие ветра снижает скорость распространения огня.  Сильный и резкий поток воздуха потушит небольшое пламя. А также наблюдали за тем, теплый от огня воздух поднимается. И еще раз убедились, что отсутствие воздуха способствует тому, что огонь гаснет.

   Что касается исследований с землей (почвой), то следующие наблюдения мы предпочли проводить на улице. Дети с удовольствием наблюдали, какими насекомыми богата плодородная часть земли; беседовали о жизни насекомых в земле, о несомненном присутствии в ней воздуха. Наблюдали за дождевыми червями после дождя и в теплую погоду. Рассматривали землю через лупу,  и выясняли, что в ее состав может входить.

  В течение последующего времени, в зависимости от климатических изменений, я стараюсь делиться новыми знаниями. Поскольку проект планировался на осеннее время, и не было возможности более масштабно охватить тему природных явлений, то наступление зимы радует возможностью открыть для себя новые знания о свойствах воды и воздуха; Понять, почему под снегом деревья не замерзают; И еще раз убедиться, что снег,  хоть и белый, но очень грязный.

Итак, в совокупности было проведено много опытов, в результате которых дети закрепили представления о природных стихиях. Учились устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами. Наблюдали, сравнивали и развивали умение анализировать.

Как итоговое действие, в нашей группе были созданы:

- картотека экспериментов с водой, воздухом, огнем и водой;

- дневник наблюдений;

- сборник сказок  о явлениях природы;

- создана папка детских рисунков на тему «Сохраним природу вместе»;

- создана большая выставка, как итог творческой совместной деятельности детей и родителей.

Считаю очень важной задачей прививать  детям любовь к природе, и воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

В процессе всей нашей познавательно-исследовательской деятельности дети проявляли живой интерес и активно участвовали в различного рода экспериментах. Приобретая новые знания, дети старшего дошкольного возраста пытаются делать самостоятельные выводы, учатся высказывать свои предположения, что тем самым стимулирует и  развитие речи детей, и  пополнение словарного запаса. Также, благодаря организованной практической деятельности, дети  в этом возрасте хорошо соблюдают дисциплину, и закрепляют уже имеющиеся знания о соблюдении правил безопасности. В результате дети приобретают совершенно разносторонние знания, начиная от свойств воды и воздуха и, углубляются  в более масштабные вопросы, касаясь экологических проблем окружающей нас природы.

Все приобретенные знания на подобных практических занятиях, несомненно, пригодятся детям в повседневной и дальнейшей жизни и учебе. Ведь с эти природные стихии неотъемлемая часть нашей жизни.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
  2. Журнал «Воспитатель ДОУ», 2008.
  3. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2005.
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №7 июль 2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Сайт MAAM.RU
  2. Сайт raguda.ru
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.09.2020. - 30.05....

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: Чернова Н.С

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».  Подготовила воспитатель: ...

Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...