Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование".
статья по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей старшего дошкольного возраста такие умения, как умение анализировать (действия, явления, предметы); умение сравнивать, выполнять последовательно исследовательские действия, обобщать и самостоятельно делать выводы. Если же данные задачи будут реализованы, можно с уверенностью сказать, что приобретенные умения, знания и навыки безусловно, повлияют на качество обучения ребенка в школе и его дальнейшей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
«Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица.
Не секрет, что в современном обществе, каждый ребенок, развиваясь, нуждается в поддержке взрослых, педагогов. Это ему необходимо для самоутверждения, для познания себя и окружающего мира. Развиваться интеллектуально - это непосредственно возможность ребенка стать умнее, это его желание и, безусловно, его право. Нарушение этого права слишком дорого может обойтись, как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.
Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей старшего дошкольного возраста такие умения, как умение анализировать (действия, явления, предметы); умение сравнивать, выполнять последовательно исследовательские действия, обобщать и самостоятельно делать выводы. Если же данные задачи будут реализованы, можно с уверенностью сказать, что приобретенные умения, знания и навыки безусловно, повлияют на качество обучения ребенка в школе и его дальнейшей жизни.
Известно, что познавательно – исследовательская деятельность в детском саду – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку, под руководством педагога или самостоятельно находить информацию и получать представления о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Поскольку в активной повседневной жизни интеллектуальное развитие у дошкольников формируется постепенно и постоянно, то, решая поставленные задачи, педагогу необходимо пополнять содержание образовательной деятельности, это и развивающая среда, и подбор соответствующего тематического материала. Немаловажным фактором, считаю, является умение самого педагога заинтересовать детей.
Как известно, человек – разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру, закладывается в раннем детстве, когда ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Поэтому важно формировать у детей основы экологической культуры, нормы поведения и правила взаимодействия с природой. Считаю, что именно эксперимент, как, наглядный практический метод, позволяет расширить представления детей о разнообразии мира природы, взаимозависимости человека и окружающего мира, помогает раскрыть целостную картину мира.
Природой так устроено, что дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Поэтому считаю, что задача взрослых заключается в том, чтобы это стремление не только не «тормозить» , а, наоборот, активно поддерживать и дать ему развиваться. Ведь, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она большее значение имеет для ребенка, тем успешнее будет его развитие. Очень важно знать, что развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
В старшем дошкольном возрасте дети довольно часто задают вопросы, связанные с явлениями природы. Дети стремятся к активному взаимодействию с окружающей средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками; проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Непосредственный контакт ребенка с различными материалами, предметами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности; пробуждает любознательность, желание узнавать всё больше, обогащает новыми яркими образами окружающего мира. В процессе познавательно – исследовательской деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности. Другим словом, идет активное интеллектуальное развитие.
Дети очень любознательные, и по природе своей – исследователи. Открыть, изучить, исследовать – это первые шаги в неизведанное. Благодаря такой деятельности дети учатся думать, говорить, пробовать, искать, экспериментировать. И поэтому считаю, что еще одной задачей взрослых становится – помочь детям в проведении этих исследований. Вследствие чего, посчитала нужным в своей педагогической практике уделить познавательно – исследовательской деятельности больше внимания и времени. И целью в этой области я определила следующее:
- Развитие познавательных интересов, самостоятельно-поисковой деятельности через исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Таким образом, для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:
- Создать условия в группе для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности детей;
- Расширить кругозор детей путем непосредственного участия в экспериментах, получить новые знания;
- Развивать умение анализировать и систематизировать полученные знания;
- Привлечь родителей к участию в познавательно- исследовательской деятельности;
- Воспитывать любознательность, активность, бережное отношение к природе.
Поэтому хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования в нашей группе, и его роли в развитии познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей мною был разработан краткосрочный проект, направленный непосредственно на расширение кругозора детей через эксперимент.
Чтобы заинтересовать детей к предстоящей работе, им было предложено стать исследователями в области природных стихий. Например, провести наблюдения в группе и на улице; узнать о свойствах воздуха, свойствах воды и ее роли для всех живых организмов; «поближе» познакомиться с огнем; сделать выводы о значении и опасностях природных явлений для человека и планеты в целом; познакомиться с «подземным миром» и сделать умозаключения о значении земли (почвы) в жизни растений, животных и человека. А также закрепить уже имеющиеся знания о правилах безопасности на природе и в повседневной жизни.
Перед проведением экспериментов на протяжении длительного времени с детьми проводилась обширная предварительная работа:
- беседы на темы, касающиеся экологии;
- наблюдение за природными явлениями на улице;
- просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
- обсуждение, что дети видели на отдыхе с родителями;
- говорили об экологической проблеме, существующей в настоящее время. Благодаря чему, дети активно участвовали в беседах, высказывали свои мнения о причинах и предположения о последствиях загрязнения окружающей среды. Причем дети отражали свои мысли и в изобразительном творчестве. Благодаря чему и была создана папка детских рисунков, касающаяся экологической проблеме в нашем мире.
Также было проведено родительское собрание, в процессе чего мною была представлена презентация на предлагаемую тему «Загадочная планета Земля. Планета в опасности». Родителям было предложено активно поучаствовать в реализации проекта, путем совместной творческой деятельности со своими детьми. Она заключала в себя совместное изготовление поделки на соответствующую тему (вода, воздух, огонь, земля). А также совместный поиск картинок, загадок и стихов о природных стихиях, и фотографий. Даже сочинение сказок, тему которой ребенок выбирал сам. Целью данного предложения стало создание большой тематической выставки «Мы и природа».
В нашей группе был обогащен уголок природы, материалами необходимыми для проведения экспериментов, где все дети имеют возможность наблюдать за растениями, а также применять приобретенные трудовые навыки по уходу за растениями. Каждый год дети имеют возможность самостоятельно высаживать семена, ухаживать за появившимися растениями, наблюдать и делать выводы о взаимосвязи процессов в природе в проекте «Огород на подоконнике». К старшему возрасту, ребята уже имеют представление о значении воды для растений, наглядно убедившись в том, ухаживая за растениями, которые они сами посадили («Огород на подоконнике»).
Переходя к практической части нашей исследовательской деятельности, хочется отметить, что дети с большой радостью приняли мое предложение побыть некоторое время настоящими исследователями. Также очень порадовала отзывчивость родителей. Благодаря совместной с родителями деятельности (изготовление поделки), дети испытывали необыкновенную радость от данного творчества, и с огромным энтузиазмом делились своим приобретенным опытом и результатами наблюдений.
Проводя свои опыты, дети узнавали, что воздух находится везде, но он невидим; что воздух может принимать любую форму; увидели, что без доступа воздуха огонь потухает; узнали, что воздух есть даже под землей и многое другое.
Экспериментируя же с водой, детки наглядно увидели, по какому принципу работает фильтр для воды; убедились в том, что, вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Выяснили, каким же образом растения «пьют» воду и, конечно, установили, насколько важна вода для растений. Увидели, как испаряется вода. И даже научились опреснять воду.
Наблюдая за тем, как проходят опыты с огнем, дети в первую очередь закрепили правила противопожарной безопасности. Открыли для себя новые знания о свойствах предметов из разного материала (после горения бумаги и дерева остается пепел, пластмасса и полиэтилен - расплавлены, стекло и железо – не горит). Чем сильнее сила направленного воздуха (ветра), тем быстрее и сильнее разгорается огонь. Отсутствие ветра снижает скорость распространения огня. Сильный и резкий поток воздуха потушит небольшое пламя. А также наблюдали за тем, теплый от огня воздух поднимается. И еще раз убедились, что отсутствие воздуха способствует тому, что огонь гаснет.
Что касается исследований с землей (почвой), то следующие наблюдения мы предпочли проводить на улице. Дети с удовольствием наблюдали, какими насекомыми богата плодородная часть земли; беседовали о жизни насекомых в земле, о несомненном присутствии в ней воздуха. Наблюдали за дождевыми червями после дождя и в теплую погоду. Рассматривали землю через лупу, и выясняли, что в ее состав может входить.
В течение последующего времени, в зависимости от климатических изменений, я стараюсь делиться новыми знаниями. Поскольку проект планировался на осеннее время, и не было возможности более масштабно охватить тему природных явлений, то наступление зимы радует возможностью открыть для себя новые знания о свойствах воды и воздуха; Понять, почему под снегом деревья не замерзают; И еще раз убедиться, что снег, хоть и белый, но очень грязный.
Итак, в совокупности было проведено много опытов, в результате которых дети закрепили представления о природных стихиях. Учились устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами. Наблюдали, сравнивали и развивали умение анализировать.
Как итоговое действие, в нашей группе были созданы:
- картотека экспериментов с водой, воздухом, огнем и водой;
- дневник наблюдений;
- сборник сказок о явлениях природы;
- создана папка детских рисунков на тему «Сохраним природу вместе»;
- создана большая выставка, как итог творческой совместной деятельности детей и родителей.
Считаю очень важной задачей прививать детям любовь к природе, и воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
В процессе всей нашей познавательно-исследовательской деятельности дети проявляли живой интерес и активно участвовали в различного рода экспериментах. Приобретая новые знания, дети старшего дошкольного возраста пытаются делать самостоятельные выводы, учатся высказывать свои предположения, что тем самым стимулирует и развитие речи детей, и пополнение словарного запаса. Также, благодаря организованной практической деятельности, дети в этом возрасте хорошо соблюдают дисциплину, и закрепляют уже имеющиеся знания о соблюдении правил безопасности. В результате дети приобретают совершенно разносторонние знания, начиная от свойств воды и воздуха и, углубляются в более масштабные вопросы, касаясь экологических проблем окружающей нас природы.
Все приобретенные знания на подобных практических занятиях, несомненно, пригодятся детям в повседневной и дальнейшей жизни и учебе. Ведь с эти природные стихии неотъемлемая часть нашей жизни.
Список литературы:
- Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
- Журнал «Воспитатель ДОУ», 2008.
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2005.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №7 июль 2013.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.09.2020. - 30.05....
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: Чернова Н.С
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: ...
Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
Козырева Л.Г. План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...