Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с миром природы»
материал (подготовительная группа)
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_ekologii.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с миром природы»
Выполнила: Чимбарева Л.М.
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №131»
Дзержинск, 2020г.
В настоящее время развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены предметные области освоения основной образовательной программы. Согласно стандарту, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.
Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети более - раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью – ребенку определить трудно. Тут – то и нужна помощь взрослого.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы с детьми дошкольного возраста.
Целью своей работы я определила развитие у детей желания проявлять интерес к объектам живой и не живой природы.
Цель достигалась решением следующих задач:
- учить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать через наблюдения, экспериментирование и образовательную деятельность;
-побуждать детей участвовать в исследовательской деятельности;
- формировать навыки мыслительной деятельности;
-воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
Исследовательская деятельность включалась в следующие формы работы с детьми: познавательная игра; совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатории», игры эксперименты и дидактические игры; художественно - продуктивная деятельность, экскурсии в природе.
Опыт показал, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе. Основные требования при создании развивающей среды в группе – безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей.
Для того чтобы познавательный процесс был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки, энциклопедии). В центре природы есть мини – лаборатория, в которой имеется все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, предметы из металла, пластмассы, дерева и т. д.)
В работе с детьми использовались различные формы, методы и приемы: прогулки, наблюдения, беседы, дидактические игры, опыты и т. д.
Кроме этого, для развития познавательной деятельности использовались современные образовательные технологии: работа с лэпбуками, кейс технологии и разработка интеллект-карт.
Возможности использования лэпбуков обширны и многофункциональны. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме; отличный способ закрепления и повторения пройденного материала, поскольку ребенок в любое удобное для него время просто открывает лэпбук и с радостью и интересом выполняет различные задания; возможность работы с детьми разного возраста, поскольку задания можно подбирать в соответствии с возрастом; лэпбук – прекрасная форма представления итогов проекта или тематической недели. И, наконец, это отличная форма совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.
Работа с лэпбуками осуществляется в ходе режимных моментов, в свободное от занятий время. Эта форма работы может быть организована как совместная деятельность воспитателя и детей, так и как самостоятельная деятельность ребенка.
Кейс – метод развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
Мной были разработаны развивающие и дидактические игры по ознакомлению с животным миром и собраны в три педагогических кейса: «Подводный мир», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся».
Педагогические кейсы разработаны в помощь педагогам, родителям для обобщения и расширения представлений детей о животном мире. Дидактический материал используется при организации детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной; в совместной и самостоятельной деятельности педагога и детей.
Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, развивается творческое мышление.
Использование интеллект -карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи: повысить мотивацию, качество знаний, развить коммуникативные и творческие способности; скорректировать знания; активизировать самостоятельную деятельность.
В своей работе использую интеллект -карты на заключительном этапе проектной деятельности.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и не живой природы проходили в несколько этапов: опыты с растениями, опыты с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек.
Дети определяли свойства живой и неживой природы: играли с песком, водой, снегом; отправляли в плавание кораблики, ловили ветерок, запускали самолеты, превращали снег в воду, пускали мыльные пузыри; создавали огород на окне, трудились в цветнике.
Дети рассматривали и классифицировали карточки с изображением животных (домашних и диких, животных Севера и жарких стран земноводных и пресмыкающихся); птиц, обитателей подводного мира, растений (сада, луга, поля, леса, огорода). Решали кроссворды, рассматривали альбомы, энциклопедии.
Также дети являлись активными участниками опытов, в процессе которых они устанавливали причинно-следственные связи в живой и неживой природе: состав и свойства почвы; условия жизни растений; движение воздуха; движение воды; состояние и превращение веществ; металлы и свойства магнита; свойства дерева, бумаги, стекла.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещали познавательно игровую деятельность, помогали с подготовкой материала. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей были изготовлены небольшие буклеты и памятки «Что такое детское экспериментирование», «Ставим опыты дома», «Учимся рассуждать», которые вызвали у родителей большой интерес.
Также родители вместе с детьми приняли участие в городском экологическом марафоне «Энергия добра», который проходил в несколько этапов:
1. «Бережем природные ресурсы земли»
2. «Соберем макулатуру, сбережем дерево»
3. «Посадим дерево вместе»
4. «Позаботимся о птицах».
5. «Создаем экорекламу»
Закончить свое сообщение хотелось бы словами известного китайского изречения: «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел я помню, то, что я сделал, я знаю». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
В сообщение делюсь опытом работы, как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Сообщение из опыта работы Развитие у детей коммуникативных навыков, расширение кругозора и экологических представлений об объектах природы.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную...
Сообщение из опыта работы : «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством использования современных образовательных технологий
сообщение из опыта работы...
Доклад из опыта работы " Развитие познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников
Пезентация моего опыта работы с детьми старшей группы по опытно - исследовательской деятельности....
Презентация обобщенного опыта работы "Развитие связной речи детей 3-6 лет в процессе ознакомления с природой"
Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был путешествием к ис...