Исследовательская деятельность дошкольника
статья по окружающему миру
Дети по природе своей исследователи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность дошкольника
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, который настроен на познание окружающего мира. Он хочет его познавать: рвет, мнет, мочит бумагу; надувает шарик; дует на вату; ловит воздух в пакетик; пускает мыльные пузыри; растапливает снег; замораживает воду; разводит в воде сахар и смотрит, что получится. Играет с магнитами, которые, то притягивают, то отталкивают друг друга; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольников – главный источник получения представлений о мире.
Участвуя в процессе исследований, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Особая форма исследовательской деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний – это детское экспериментирование.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Опыты и эксперименты помогаю развивать не только память, мышление, логику. Но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Главное достоинство применения метода в детском саду заключается в том, что в процессе
эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь;
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, целепологание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем, более осознана, лучше запоминается и эффективнее применяется. Как гласит китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
К.Д. Ушинский, великий педагог считал, что дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...