Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебница-соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формирование познавательной  активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности с природным веществом — солью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ  ДОД детский сад «Сказка»    корпус «Звёздочка»

Конспект опытно-экспериментальной  деятельности детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебница-соль»

Воспитатель: Лешукова И.А

2017г

с.Омутинское

Цель:  формирование познавательной  активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности с природным веществом — солью.

Задачи с учётом интеграции образовательных областей:

Образовательные задачи: изучить особенности соли, ее свойства и применение, научить использовать соль, как средство для рисования. Обогащать и активизировать словарный запас: учёные, опыт, эксперимент, кристаллы, сыпучая.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Оборудывание: Звёздочка, стаканчики с солью, тарелочки, увеличительные стекла, ложечки, стаканы с водой,  лёд, графические схемы, салфетки, глубокая миска, тряпочка

Ход

1.Вводная часть

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Звездочка пришла

Говорит, мне чудо гостья:

 «Сегодня всем вам предстоит стать учеными.

В лабораторию пойдете,

Опыты, эксперименты  проведете с одним сыпучим веществом.

Сейчас узнаете о нем».

Воспитатель загадывает загадку:

              Отдельно – я не так вкусна

               Зато бела и солона

               И в пище -  каждому нужна. (соль)

2. Основная часть.

 Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Ответы детей.

Воспитатель:  Хорошо. Теперь  моя очередь поделиться с вами знаниями. .

Поудобнее  садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Воспитатель сопровождает рассказ по книге «Волшебная соль»

В настоящее время соль есть в каждом доме. Её легко и просто можно купить в магазине.

А много лет тому назад соли добывалось мало, и она была дорогим товаром. Добыча соли всегда считалась нелёгким трудом. Ещё в начале прошлого века это делалось вручную.

У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Хлебом и солью  встречали гостей на Руси.

Соль имеет огромное значение, без неё не могут прожить человек и животные и даже растения.

       Соль необходимый строительный материал для человеческого организма: способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и позвоночник, улучшает работу сердца.

     Но, если   много употреблять соли в пищу, то она становится опасна для человека. Соль задерживает воду в нашем организме, а стало быть затрудняет работу сердца, почек (появляются отёки). В сутки можно употребить 1 чайную ложку соли.

   

Откуда же берётся соль? 

Источниками соли являются моря, океаны, солёные озера. На суше это горные месторождения соли. Добывают соль на суше и в воде с помощью  машин, соляных комбайнов и экскаваторов, мощных  насосов.

Добыча соли является ёмким и кропотливым процессом. От количества и качества добываемой соли зависит жизнь всех живых организмов на Земле. А потому нужно ценить этот продукт и относиться к нему достаточно бережно

А) Опытно – экспериментальная деятельность

 А чтобы узнать, что  такое соль, предлагаю превратиться в учёных:

 (Топните, хлопните, повернитесь  и в учёных превратись)

 Давайте запомним  правила безопасности при работе с солью:

1- соблюдай тишину, слушай внимательно

2- сначала посмотри, а потом повтори

3- не толкать соседа во время работы

4- не трогать руками глаза,

5- выполнил и положи на место

Я приглашаю вас в лабораторию! Пройдите  за столы. Работать будете парами.

Сейчас каждый возьмёт стаканчик с солью, понюхает её и определит , есть ли у соли запах? (без запаха).

Какая она на вкус(соленая).

Поставьте 2 стаканчика с солью вместе и определите:

какая она по размеру? (крупная, мелкая)

какая она по цвету? (тёмно-белая, белая)

Возьмите ложки и насыпьте 2 ложки соли  в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая? (сыпучая).

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель:

Если мы с вами посмотрим на соль.

На что похожа соль?  (соль похожа на порошок, зёрнышки, крупинки)

- А теперь давайте  соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? Кто знает, из чего состоит соль? (соль состоит из кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из кристаллов)

.

Воспитатель: На прошлой неделе мы проводили эксперимент и сами выращивали кристаллы. Давайте их рассмотрим.

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в баночку пресной воды, насыпали соли, опустили ниточку. Через несколько дней  заметили, что вода стала испаряться, а ниточка покрылись кубиками соли. Это кристаллы. Вода испарилась, а соль кристаллизовалась.

О том чтобы подтвердить, что соль состоит из кристаллов,  надавим на неё сухой ложкой, после чего услышим хрустящие звуки. Это хрустят кристаллы соли. Как будто ходим в морозный день по снегу.

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, насыпьте  в стакан с водой, размешайте.

Что произошло с солью? (Соль растворилась в воде)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)

- Молодцы.

- Поэтому  и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится

А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный, вода по вкусу соленая).

Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Соль без запаха, солёная, белая или тёмно-белая, крупная или мелкая, сыпучая,  состоит из кристаллов, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Физкультминутка.

 Я прошу в круг всех встать,

 И команды выполнять.

Все дышите!

 Не дышите!

Дышите!

 Вместе руки поднимите!

 Превосходно, опустите!

 Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь, опуститесь!

 Приседайте, выпрямляйтесь,

 Встаньте прямо – улыбайтесь!

 Да, осмотром я довольна, Из учёных никто не болен.

 Каждый весел и здоров. И к заданию готов!

Б)

 Уважаемые учёные, а скажите мне, для чего людям нужна соль? Где её  используют?

  • Соль  используют для приготовления пищи, для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. Соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
  • «Соль – чистящее средство».

Воспитатель: А теперь посмотрите у меня бокал, на котором налет от чая – бокал грязный. Я насыпаю на губку или тряпочку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым.

  • Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла.
  • Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. На улице дворники и специальные машины посыпают солью ледяные дорожки, соль начинает растапливать лед (Если есть возможность, то провести эксперимент: кусочки льда посыпать солью. Инструкция: посыпьте кусочки льда солью)
  • Применяют соль в творчестве, в  лепке из солёного теста и рисовании.

В) Рисование на соли «Кристаллы соли»

3. Заключительная часть.

Дружно все мы рисовали

                                               А теперь пришла пора

Топнуть, хлопнуть, повернуться и детьми вернуться

Кем мы сегодня были? (Учёными)

Что проводили? (опыты, эксперименты)

Как называется сыпучее  вещество, которое мы исследовали? (Соль)

Что вам запомнилось - что понравилось? Что нового узнали?

Воспитатель:

  Ребята, благодаря опытам, экспериментам мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

МАОУ  ДОД детский сад «Сказка»    корпус «Звёздочка»

Конспект опытно-экспериментальной  деятельности детей старшего дошкольного возраста

Тема:«Волшебница-соль»

Воспитатель: Лешукова И.А

2017г

с.Омутинское

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Звездочка пришла

Говорит, мне чудо гостья:

 «Сегодня всем вам предстоит стать учеными.

В лабораторию пойдете,

Опыты, эксперименты  проведете с одним сыпучим веществом.

Сейчас узнаете о нем».

Воспитатель загадывает загадку:

              Отдельно – я не так вкусна

               Зато бела и солона

               И в пище -  каждому нужна. (соль)

Физкультминутка.

 Я прошу в круг всех встать,

 И команды выполнять.

Все дышите!

 Не дышите!

Дышите!

 Вместе руки поднимите!

 Превосходно, опустите!

 Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь, опуститесь!

 Приседайте, выпрямляйтесь,

 Встаньте прямо – улыбайтесь!

 Да, осмотром я довольна, Из учёных никто не болен.

 Каждый весел и здоров. И к заданию готов!

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3bdfecef2d50d36051fb2a7ab6e5e39b&n=33&h=215&w=323

. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску(желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски

Дети садятся за столы. Необходимо намазать клеем геометрическую фигуру и обмокнуть её в соль. Немного подождем и кристаллы соли засверкают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)

             Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...

Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по морю»

    Задачи  руководства  игрой.  Способствовать  развитию  сюжетосложения  в  игре.  Закреплять  у  детей  умение  выстраив...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»

Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Весенняя сказка"

         Цель: Развивать художественные и творческие способности воспитанников.Задачи:·        учить составлять сказку на предложенну...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Невидимка-воздухЦели:-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;Задачи:- дать представление о том, что он занимает место...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...