Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебница-соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности с природным веществом — солью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Звёздочка»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница-соль»
Воспитатель: Лешукова И.А
2017г
с.Омутинское
Цель: формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности с природным веществом — солью.
Задачи с учётом интеграции образовательных областей:
Образовательные задачи: изучить особенности соли, ее свойства и применение, научить использовать соль, как средство для рисования. Обогащать и активизировать словарный запас: учёные, опыт, эксперимент, кристаллы, сыпучая.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Оборудывание: Звёздочка, стаканчики с солью, тарелочки, увеличительные стекла, ложечки, стаканы с водой, лёд, графические схемы, салфетки, глубокая миска, тряпочка
Ход
1.Вводная часть
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла
Говорит, мне чудо гостья:
«Сегодня всем вам предстоит стать учеными.
В лабораторию пойдете,
Опыты, эксперименты проведете с одним сыпучим веществом.
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
2. Основная часть.
Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. .
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Воспитатель сопровождает рассказ по книге «Волшебная соль»
В настоящее время соль есть в каждом доме. Её легко и просто можно купить в магазине.
А много лет тому назад соли добывалось мало, и она была дорогим товаром. Добыча соли всегда считалась нелёгким трудом. Ещё в начале прошлого века это делалось вручную.
У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Хлебом и солью встречали гостей на Руси.
Соль имеет огромное значение, без неё не могут прожить человек и животные и даже растения.
Соль необходимый строительный материал для человеческого организма: способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и позвоночник, улучшает работу сердца.
Но, если много употреблять соли в пищу, то она становится опасна для человека. Соль задерживает воду в нашем организме, а стало быть затрудняет работу сердца, почек (появляются отёки). В сутки можно употребить 1 чайную ложку соли.
Откуда же берётся соль?
Источниками соли являются моря, океаны, солёные озера. На суше это горные месторождения соли. Добывают соль на суше и в воде с помощью машин, соляных комбайнов и экскаваторов, мощных насосов.
Добыча соли является ёмким и кропотливым процессом. От количества и качества добываемой соли зависит жизнь всех живых организмов на Земле. А потому нужно ценить этот продукт и относиться к нему достаточно бережно
А) Опытно – экспериментальная деятельность
А чтобы узнать, что такое соль, предлагаю превратиться в учёных:
(Топните, хлопните, повернитесь и в учёных превратись)
Давайте запомним правила безопасности при работе с солью:
1- соблюдай тишину, слушай внимательно
2- сначала посмотри, а потом повтори
3- не толкать соседа во время работы
4- не трогать руками глаза,
5- выполнил и положи на место
Я приглашаю вас в лабораторию! Пройдите за столы. Работать будете парами.
Сейчас каждый возьмёт стаканчик с солью, понюхает её и определит , есть ли у соли запах? (без запаха).
Какая она на вкус? (соленая).
Поставьте 2 стаканчика с солью вместе и определите:
какая она по размеру? (крупная, мелкая)
какая она по цвету? (тёмно-белая, белая)
Возьмите ложки и насыпьте 2 ложки соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая? (сыпучая).
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель:
Если мы с вами посмотрим на соль.
На что похожа соль? (соль похожа на порошок, зёрнышки, крупинки)
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? Кто знает, из чего состоит соль? (соль состоит из кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из кристаллов)
.
Воспитатель: На прошлой неделе мы проводили эксперимент и сами выращивали кристаллы. Давайте их рассмотрим.
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в баночку пресной воды, насыпали соли, опустили ниточку. Через несколько дней заметили, что вода стала испаряться, а ниточка покрылись кубиками соли. Это кристаллы. Вода испарилась, а соль кристаллизовалась.
О том чтобы подтвердить, что соль состоит из кристаллов, надавим на неё сухой ложкой, после чего услышим хрустящие звуки. Это хрустят кристаллы соли. Как будто ходим в морозный день по снегу.
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, насыпьте в стакан с водой, размешайте.
Что произошло с солью? (Соль растворилась в воде)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный, вода по вкусу соленая).
Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Соль без запаха, солёная, белая или тёмно-белая, крупная или мелкая, сыпучая, состоит из кристаллов, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите!
Не дышите!
Дышите!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь, опуститесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна, Из учёных никто не болен.
Каждый весел и здоров. И к заданию готов!
Б)
Уважаемые учёные, а скажите мне, для чего людям нужна соль? Где её используют?
- Соль используют для приготовления пищи, для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. Соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
- «Соль – чистящее средство».
Воспитатель: А теперь посмотрите у меня бокал, на котором налет от чая – бокал грязный. Я насыпаю на губку или тряпочку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым.
- Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла.
- Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. На улице дворники и специальные машины посыпают солью ледяные дорожки, соль начинает растапливать лед (Если есть возможность, то провести эксперимент: кусочки льда посыпать солью. Инструкция: посыпьте кусочки льда солью)
- Применяют соль в творчестве, в лепке из солёного теста и рисовании.
В) Рисование на соли «Кристаллы соли»
3. Заключительная часть.
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Топнуть, хлопнуть, повернуться и детьми вернуться
Кем мы сегодня были? (Учёными)
Что проводили? (опыты, эксперименты)
Как называется сыпучее вещество, которое мы исследовали? (Соль)
Что вам запомнилось - что понравилось? Что нового узнали?
Воспитатель:
Ребята, благодаря опытам, экспериментам мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Звёздочка»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема:«Волшебница-соль»
Воспитатель: Лешукова И.А
2017г
с.Омутинское
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла
Говорит, мне чудо гостья:
«Сегодня всем вам предстоит стать учеными.
В лабораторию пойдете,
Опыты, эксперименты проведете с одним сыпучим веществом.
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите!
Не дышите!
Дышите!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь, опуститесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна, Из учёных никто не болен.
Каждый весел и здоров. И к заданию готов!
. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску(желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски
Дети садятся за столы. Необходимо намазать клеем геометрическую фигуру и обмокнуть её в соль. Немного подождем и кристаллы соли засверкают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...
Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по морю»
Задачи руководства игрой. Способствовать развитию сюжетосложения в игре. Закреплять у детей умение выстраив...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»
Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Весенняя сказка"
Цель: Развивать художественные и творческие способности воспитанников.Задачи:· учить составлять сказку на предложенну...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Невидимка-воздухЦели:-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;Задачи:- дать представление о том, что он занимает место...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»
ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...