Конкурсная работа в номинации: «Образовательные мероприятия» по теме: «На Помощь Старичку-Лесовичку»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Введение
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М. М. Пришвин
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Новизна
Новизна заключается в том, что в проведении образовательного мероприятия была использована квест-игра.
Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест - игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест - технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест - игра - это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания”.
Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.
Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.
При разработке квест- игры по экологии «На помощь Старичку-Лесовичку», я использовала инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию: «Письмо-жалоба»; «кейс-технология»- Деловая игра «Что будет, если…?»; игровые обучающие ситуации (ИОС); «мнемотехника» - знаки правил поведения в природе; «экологический ай - стоппер» -лесная лужайка на экране телевизора; «информационные технологии»- записи голосов птиц, дидактические картинки; СОРСИ - игра «Соберем съедобные грибы и ягоды».
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о бережном отношении к природе. Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы.
2. Развивать связную речь и активный словарь. Активизировать внимание, память. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
3. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Контингент участников мероприятия:
воспитанники старшей группы (5-6 лет) в количестве человек.
Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение:
Итоговое мероприятие проводится на улице в весеннее время (май месяц).
В мероприятии принимают участие: 2 взрослых человека ( воспитатель, Старичок- Лесовичок),1 ребенок- Мишка.
Для проведения мероприятия используется: 4 письма с заданиями; телевизор с интерактивной игрой «Жизнь на лужайке»; аудиозапись со звуками птиц; игра «Кто, где живет»: карточки с животными, изображения мест обитания животных; 2 корзины, картинки ягод и грибов; знаки правил поведения в природе.
Ход мероприятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, придя на работу, в нашем почтовом ящике обнаружила необычное письмо от Старичка- Лесовичка. В этом конверте лежит диск. Только я не успела его послушать, предлагаю сделать это вместе. Согласны? (Да)
Воспитатель: - Тогда внимание!
Аудио письмо: - Дорогие ребята, здравствуйте! Меня зовут Старичок- Лесовичок! Я прислал вам сегодня этот диск и хочу вас попросить мне помочь. Весна в полном разгаре, а в моем лесу тоскливо, уныло. Не слышно пения птиц, не видно насекомых, цветов. В моем лесу повсюду лежат письма от Дюдюки Бармидокской, но я, к сожалению, не умею читать. Она великая пакастница! Видимо что-то напутала и заколдовала лес. Вы такие дружные, веселые, умные. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: - Ребята, нас просят о помощи! Вы готовы? (Да.) Тогда в путь!
- Речёвку начинай!
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идем по мягкой травушке
Весеннею порой.
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки.
Воспитатель: - Смотрите ребята, вот мы и добрались с вами до лесной лужайки. Но обратите внимание, какая тишина !(На экране лужайка без цветов и насекомых)
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, в лесу должно быть тихо?
Ответы детей: в лесу должны петь птицы, стрекотать кузнечики, издавать звуки разные насекомые. Тишину должны соблюдать люди, чтобы не испугать жителей леса.
Воспитатель : - А вот и первое письмо от Дидюки, о котором нам говорил Старичок-Лесовичок. Давайте прочитаем его.
Письмо: « На этой лесной лужайке никогда не будет насекомых и цветов! Потому что я все заколдовала! А для того, чтобы расколдовать, надо отгадать загадки».
Воспитатель: - Отлично! Мы же с вами любим отгадывать загадки? Начнем? (Да)
Загадки:
1. Во фраке зелёном маэстро взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра и лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)
2. Червяком она была, только ела да спала.
Потеряла аппетит, смотришь - по небу летит. (Бабочка).
3. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)
4. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)
5. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
6. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
7. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
(С каждым правильном ответе на экране появляется изображение).
Воспитатель: - Молодцы! Всё правильно отгадали. Посмотрите, как оживилась лужайка! (На экране фрагмент «Жизнь на лужайке»).
Воспитатель: - Но здесь еще одна загадка:
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны… (Лес)
Воспитатель: - Смотрите, за лужайкой у нас лес. Идемте скорее туда! Что-то он грустный какой-то….
Воспитатель: - А вот и еще один конверт с заданием.
Письмо: « Птицы никогда не смогут петь. Я отняла у них голос. Для того чтобы они снова приобрели голос, надо отгадать исполнителя каждой мелодии».
Дети слушают мелодии: дятла, кукушки, воробья, вороны, жаворонка. Отгадывают.
Воспитатель: - Какие вы внимательные. Старичок-Лесовичок очень обрадуется вашим отгадкам. Смотрите ребята, как ожил лес! Птицы как вам благодарны! Заливаются разными голосами. (Звучит мелодия леса)
Физ.мин. « Мы в лесу»
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Воспитатель: - Птицы в лесу теперь есть. А кто еще в лесу живет?
Дети: - Звери.
Воспитатель: - Только в лесу не слышно и не видно ни одного животного. А что за лес без животных? Надо найти еще одно письмо. (Дети ущут письмо.) - А вот оно!
Письмо: «Поиграйте в игру «Кто, где живет» и тогда в этом лесу появятся звери. Вы должны сопоставить зверя и место его обитания. А если не сможете, то и зверей здесь никогда не будет».
Игра «Кто, где живет»
Ребята играют в дидактическую игру «Кто, где живет». У воспитателя карточки с животными, у детей - изображения мест обитания животных. Воспитатель показывает картинку с изображением животного, ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» его у себя, показав карточку воспитателю.
Воспитатель: - Замечательно! И с этим заданием вы справились!
Воспитатель: - Смотрите! К нам мишка идет!
Мишка (ребенок): - Ребята, спасибо вам, что расколдовали животных! Только мы такие голодные! Соберите пожалуйста ягод и грибов! А что бы справиться быстрее, разделитесь на две команды. Одна будет собирать ягоды, а другая грибы.
Игра «Соберем съедобные грибы и ягоды»: Дети делятся на две команды. Проводится эстафета.
По окончании игры корзинки с ягодами и грибами отдают мишке.
Мишка: - Спасибо, вам ребята! Вот теперь мы полакомимся с друзьями. Досвидание!
Воспитатель: - Смотрите! А вот и наш Старичок-Лесовичок!
Старичок-Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Огромное спасибо вам за помощь! Лес стал таким веселым и ярким! Теперь можно гулять по лесу, наслаждаться его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.
Старичок-Лесовичок: - А для этого мы должны с вами обязательно соблюдать правила поведения в природе! Ребята, вы знаете эти правила?
Дети: -Да.
Старичок-Лесовичок : -Посмотрите, Дедюка перепутала все знаки правил поведения в природе! Помогите мне разобраться с ними. Предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…?». А вы будите отвечать и показывать знак.
1.Что будет, если после пикника, мы мусор оставим на лужайке?
2.Что будет, если ловить бабочек, стрекоз и птиц?
3.Что будет, если разорить муравейник?
4.Что будет, если ломать ветки деревьев и кустарников?
5.Что будет, если мы будем жечь костры и, уходя, не тушить их?
6.Что будет, если будем шуметь в лесу?
7.Что будет, если рвать в лесу и на лугу цветы?
8.Что будет, если разорять гнезда птиц?
Старичок-Лесовичок: - Вот теперь вы не только навели порядок в лесу, но и закрепили правила поведения в природе! Я очень вам благодарен. У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками! А вам, за вашу помощь, хочу подарить знаки правил поведения в природе.
Воспитатель:- Нам пришла пора отправляться домой! До свидания, Старичок-Лесовичок!
Ребята: До свидания!
Полученные результаты:
Дети систематизировали знания по экологии. У них сформировалось целостное представление о природных явлениях. В течении мероприятия ребята активизировали внимание и память. Анализировали вопросы и загадки, давали полный содержательный ответ. Работали в команде, соблюдая правила. Закрепили правила для сохранения природного мира.
Выводы, результаты мероприятия.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В представленном мной материале показана работа педагога по экологическому образованию дошкольников.
Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Они учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Результаты проведенного мероприятия говорят о том, что используемые методы и приемы, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Для проведения мероприятия была использована квест-игра. Она является эмоционально привлекательной для ребёнка-дошкольника. Позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
В итоге можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
На момент проведения итогового занятия по экологии, в группе работал экологический кружок «Юный эколог» в течение трех лет.
Была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
-воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
Поэтому дети охотно приняли участие в данном мероприятии, закрепили знания, умения и навыки.
Единственной сложностью в проведении данного мероприятия было оснащение ИКТ. Так как мероприятие проводилось на улице, то пришлось телевизор вынести и установить на территории детского сада, а для этого потребовался удлинитель для подключения к электросети.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мишутка» г. Волгодонска
Конкурс методических материалов естественнонаучной направленности «ЭКОДЕТСТВО»
Конкурсная работа в номинации: «Образовательные мероприятия»
по теме: «На Помощь Старичку-Лесовичку»
(итоговое)
возрастная группа детей «Эколята – дошколята»
( старшая группа 5-6 лет; количество участников 20 человек)
Автор работы: Ермоленко Светлана Ивановна
Место работы: МБДОУ ДС «Мишутка»
Должность: воспитатель
г.Волгодонск Ростовская обл.
2020г.
Оглавление
Введение 3
Актуальность 3
Новизна 4
Цель, задачи 5
Контингент участников мероприятия 6
Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение 6
Содержание мероприятия 6
Выводы, результаты мероприятия 10
Заключение 11
Введение
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М. М. Пришвин
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Новизна
Новизна заключается в том, что в проведении образовательного мероприятия была использована квест-игра.
Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест - игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест - технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест - игра - это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания”.
Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.
Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.
При разработке квест- игры по экологии «На помощь Старичку-Лесовичку», я использовала инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию: «Письмо-жалоба»; «кейс-технология»- Деловая игра «Что будет, если…?»; игровые обучающие ситуации (ИОС); «мнемотехника» - знаки правил поведения в природе; «экологический ай - стоппер» -лесная лужайка на экране телевизора; «информационные технологии»- записи голосов птиц, дидактические картинки; СОРСИ - игра «Соберем съедобные грибы и ягоды».
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста целостное представление о бережном отношении к природе. Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы.
2. Развивать связную речь и активный словарь. Активизировать внимание, память. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
3. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Контингент участников мероприятия:
воспитанники старшей группы (5-6 лет) в количестве человек.
Материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение:
Итоговое мероприятие проводится на улице в весеннее время (май месяц).
В мероприятии принимают участие: 2 взрослых человека ( воспитатель, Старичок- Лесовичок),1 ребенок- Мишка.
Для проведения мероприятия используется: 4 письма с заданиями; телевизор с интерактивной игрой «Жизнь на лужайке»; аудиозапись со звуками птиц; игра «Кто, где живет»: карточки с животными, изображения мест обитания животных; 2 корзины, картинки ягод и грибов; знаки правил поведения в природе.
Ход мероприятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, придя на работу, в нашем почтовом ящике обнаружила необычное письмо от Старичка- Лесовичка. В этом конверте лежит диск. Только я не успела его послушать, предлагаю сделать это вместе. Согласны? (Да)
Воспитатель: - Тогда внимание!
Аудио письмо: - Дорогие ребята, здравствуйте! Меня зовут Старичок- Лесовичок! Я прислал вам сегодня этот диск и хочу вас попросить мне помочь. Весна в полном разгаре, а в моем лесу тоскливо, уныло. Не слышно пения птиц, не видно насекомых, цветов. В моем лесу повсюду лежат письма от Дюдюки Бармидокской, но я, к сожалению, не умею читать. Она великая пакастница! Видимо что-то напутала и заколдовала лес. Вы такие дружные, веселые, умные. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: - Ребята, нас просят о помощи! Вы готовы? (Да.) Тогда в путь!
- Речёвку начинай!
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идем по мягкой травушке
Весеннею порой.
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки.
Воспитатель: - Смотрите ребята, вот мы и добрались с вами до лесной лужайки. Но обратите внимание, какая тишина !(На экране лужайка без цветов и насекомых)
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, в лесу должно быть тихо?
Ответы детей: в лесу должны петь птицы, стрекотать кузнечики, издавать звуки разные насекомые. Тишину должны соблюдать люди, чтобы не испугать жителей леса.
Воспитатель : - А вот и первое письмо от Дидюки, о котором нам говорил Старичок-Лесовичок. Давайте прочитаем его.
Письмо: « На этой лесной лужайке никогда не будет насекомых и цветов! Потому что я все заколдовала! А для того, чтобы расколдовать, надо отгадать загадки».
Воспитатель: - Отлично! Мы же с вами любим отгадывать загадки? Начнем? (Да)
Загадки:
1. Во фраке зелёном маэстро взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра и лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)
2. Червяком она была, только ела да спала.
Потеряла аппетит, смотришь - по небу летит. (Бабочка).
3. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)
4. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)
5. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
6. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
7. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
(С каждым правильном ответе на экране появляется изображение).
Воспитатель: - Молодцы! Всё правильно отгадали. Посмотрите, как оживилась лужайка! (На экране фрагмент «Жизнь на лужайке»).
Воспитатель: - Но здесь еще одна загадка:
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны… (Лес)
Воспитатель: - Смотрите, за лужайкой у нас лес. Идемте скорее туда! Что-то он грустный какой-то….
Воспитатель: - А вот и еще один конверт с заданием.
Письмо: « Птицы никогда не смогут петь. Я отняла у них голос. Для того чтобы они снова приобрели голос, надо отгадать исполнителя каждой мелодии».
Дети слушают мелодии: дятла, кукушки, воробья, вороны, жаворонка. Отгадывают.
Воспитатель: - Какие вы внимательные. Старичок-Лесовичок очень обрадуется вашим отгадкам. Смотрите ребята, как ожил лес! Птицы как вам благодарны! Заливаются разными голосами. (Звучит мелодия леса)
Физ.мин. « Мы в лесу»
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Воспитатель: - Птицы в лесу теперь есть. А кто еще в лесу живет?
Дети: - Звери.
Воспитатель: - Только в лесу не слышно и не видно ни одного животного. А что за лес без животных? Надо найти еще одно письмо. (Дети ущут письмо.) - А вот оно!
Письмо: «Поиграйте в игру «Кто, где живет» и тогда в этом лесу появятся звери. Вы должны сопоставить зверя и место его обитания. А если не сможете, то и зверей здесь никогда не будет».
Игра «Кто, где живет»
Ребята играют в дидактическую игру «Кто, где живет». У воспитателя карточки с животными, у детей - изображения мест обитания животных. Воспитатель показывает картинку с изображением животного, ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» его у себя, показав карточку воспитателю.
Воспитатель: - Замечательно! И с этим заданием вы справились!
Воспитатель: - Смотрите! К нам мишка идет!
Мишка (ребенок): - Ребята, спасибо вам, что расколдовали животных! Только мы такие голодные! Соберите пожалуйста ягод и грибов! А что бы справиться быстрее, разделитесь на две команды. Одна будет собирать ягоды, а другая грибы.
Игра «Соберем съедобные грибы и ягоды»: Дети делятся на две команды. Проводится эстафета.
По окончании игры корзинки с ягодами и грибами отдают мишке.
Мишка: - Спасибо, вам ребята! Вот теперь мы полакомимся с друзьями. Досвидание!
Воспитатель: - Смотрите! А вот и наш Старичок-Лесовичок!
Старичок-Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Огромное спасибо вам за помощь! Лес стал таким веселым и ярким! Теперь можно гулять по лесу, наслаждаться его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.
Старичок-Лесовичок: - А для этого мы должны с вами обязательно соблюдать правила поведения в природе! Ребята, вы знаете эти правила?
Дети: -Да.
Старичок-Лесовичок : -Посмотрите, Дедюка перепутала все знаки правил поведения в природе! Помогите мне разобраться с ними. Предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…?». А вы будите отвечать и показывать знак.
1.Что будет, если после пикника, мы мусор оставим на лужайке?
2.Что будет, если ловить бабочек, стрекоз и птиц?
3.Что будет, если разорить муравейник?
4.Что будет, если ломать ветки деревьев и кустарников?
5.Что будет, если мы будем жечь костры и, уходя, не тушить их?
6.Что будет, если будем шуметь в лесу?
7.Что будет, если рвать в лесу и на лугу цветы?
8.Что будет, если разорять гнезда птиц?
Старичок-Лесовичок: - Вот теперь вы не только навели порядок в лесу, но и закрепили правила поведения в природе! Я очень вам благодарен. У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками! А вам, за вашу помощь, хочу подарить знаки правил поведения в природе.
Воспитатель:- Нам пришла пора отправляться домой! До свидания, Старичок-Лесовичок!
Ребята: До свидания!
Полученные результаты:
Дети систематизировали знания по экологии. У них сформировалось целостное представление о природных явлениях. В течении мероприятия ребята активизировали внимание и память. Анализировали вопросы и загадки, давали полный содержательный ответ. Работали в команде, соблюдая правила. Закрепили правила для сохранения природного мира.
Выводы, результаты мероприятия.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В представленном мной материале показана работа педагога по экологическому образованию дошкольников.
Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Они учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Результаты проведенного мероприятия говорят о том, что используемые методы и приемы, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Для проведения мероприятия была использована квест-игра. Она является эмоционально привлекательной для ребёнка-дошкольника. Позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
В итоге можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
На момент проведения итогового занятия по экологии, в группе работал экологический кружок «Юный эколог» в течение трех лет.
Была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
-воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
Поэтому дети охотно приняли участие в данном мероприятии, закрепили знания, умения и навыки.
Единственной сложностью в проведении данного мероприятия было оснащение ИКТ. Так как мероприятие проводилось на улице, то пришлось телевизор вынести и установить на территории детского сада, а для этого потребовался удлинитель для подключения к электросети.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «На помощь ёжику» (2 младшая группа)
Цель: Формировать у детей первичные представления о мире животных леса, учить детей бережному отношению к животным. Учить украшать изображения разных предметов дорисовками. Учить детей пра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «На помощь ёжику» (2 младшая группа)
Цель: Формировать у детей первичные представления о мире животных леса, учить детей бережному отношению к животным. Учить украшать изображения разных предметов дорисовками. Учить детей пра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «На помощь ёжику» (2 младшая группа)
Цель: Формировать у детей первичные представления о мире животных леса, учить детей бережному отношению к животным. Учить украшать изображения разных предметов дорисовками. Учить детей пра...
Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельности по теме: «На помощь к Звёздной фее» с детьми подготовительной к школе группы №7
Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельностипо теме: «На помощь к Звёздной фее» с детьми подготовительной к школе группы №7...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Старичок лесовичок"
Развивать творческую фантазию и воображение детей, учить самостоятельно составлять общую композицию....
Материалы конкурсной работы "Творческое лицо педагога ДОУ" по теме " Развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игр "Блоки Дьенеша" и "Фонарики" В.Воскобовича"
Соединение функционала игр "Блоки Дьенеша" и "Фонарики" В.Воскобовича...
Непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы с использованием ИКТ и музыкальным сопровождением: « На помощь старичку-лесовичку»
Занятие направлена на формирование познавательного интереса к жизни в лесу в зимнее время через игровую ситуацию с использование ИКТ и музыкальным сопровождением...