Проектная деятельность "Зимушка-зима".
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Вид проекта :
познавательно-исследовательский, творческо-информационный,
социальный.
Сроки реализации:
Средней продолжительности: декабрь-февраль.
Участники проекта:
дети, воспитатели, помощник воспитателя подготовительной группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Проектная идея:
Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Актуальность проекта :
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
- Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
- Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
- Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
- Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
- Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
- Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
- Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
- Научить детей правильно их подкармливать.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
- Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
- Ожидаемый результат:
- По окончанию проекта дети смогут:
- Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
- Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
- Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
. Формы реализации проекта:
- Занятия.
- Беседы.
- Наблюдения.
- Досуговая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический):
Занятия.
- Тема:«Зимующие птицы»
- Дидактические игры:
- «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
- «Кто что делает зимой»
- «Найди по следу»
- «Найди такую же снежинку»
- Беседы
- «Почему мне нравится зима».
- «Как звери в лесу зимуют».
- «Как зимуют домашние животные»
- «Как человек помогает зимой животным в лесу».
- «Почему скрипит снег?»
- «Помоги птицам».
- «Зачем зимой снег»
- «Осторожно! Зимние травмы»
- «Как заботиться о здоровье зимой».
- «Откуда идёт снег»
- Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
- Целевые прогулки.
- Экологическая тропа ДОУ.
- Чтение художественной литературы:
- С. Иванов «Каким бывает снег»
- Е. Трутнева «Первый снег»
- К. Бальмонт «Снежинка»
- Г.Снегирёв «Про птиц»
- В.Зотов «Клёст», «О птицах»
- С.Маршак «Двенадцать месяцев»
- Загадки о зимних явлениях в природе
- Пословицы и поговорки о зиме.
- Творческая мастерская.
- Вырезывание снежинок.
- Лепка снежинки.
- Рисование: «Деревья в инее».
- Рисование «Снежинки-балеринки»
- Изготовление цветных льдинок.
Работа с родителями:
«Суперстоловая для птиц". Изготовление кормушек для птиц.
Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой».
Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
Труд на участке.
- Заготовка корма для птиц
- Подкармливание птиц.
- Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
- С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
- Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
Третий этап заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта.
- конкурс кормушек "Суперстоловая для птиц".
- Организация птичьей столовой» «Лакомка» на территории детского сада .
- Выставка рисунков «Зимушка-зима».
«Наблюдения – зима .»
Неживая природа
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. Н. Никитин
1. Наблюдение за состоянием погоды. Определить, какая она (пасмурная, хмурая, зимняя, морозная, ветреная, солнечная, скучная, радостная и т. д.)
2. Игра “Разведчики”
Цель: заметить, что изменилось в природе. Побеждает, увидевший большее количество изменений. (Вокруг белым-бело, морозец, снег поскрипывает под ногами, деревья нарядились в белые шубки и шапочки.)
3. Наблюдение за местоположением солнца утром и днем. Наблюдения проводить с одного и того же места.
Художественное слово
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.
(И. Суриков)
4. Когда солнышко станет пригревать сильнее, предложить детям потрогать руками предметы, нагретые его лучами: скамейку, подоконник, рукав пальто.
5. Обратить внимание детей на время восхода и захода солнца.
6. Наблюдения за длительностью светового дня и ее последовательным изменением. Фиксировать в схеме-модели сокращение (увеличение) световой части суток.
7. Декабрь.
В Древней Руси декабрь называли:
– студень: на всю зиму землю студит;
– хмурень, т. е. пора хмурого неба и ранних сумерек;
– ветрозвон и ветрозим – настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами;
– лютовей и лютень – лютует матушка-зима;
– просинец – в холодом небе нет-нет да проглянет голубая просинь.
8. Поговорки.
Декабрь – ночь года.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
День с воробьиный коготок.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Зимой тулуп всякому люб.
Февраль.
17.
Приспел месяц бокогрей,
Землю-матушку согрел,
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозовичу.
Загадка.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На наш город налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это?
18. Февраль зиму выдувает. Из-за частых ветров и злых вьюг февраль называли ветродуем, вьюговеем.
19. Февраль – перелом зимы. Это месяц неожиданностей, погодных перемен – зимобор, потому как с зимой борется.
20. Февраль называют:
– крутень – за частые бураны и поземки, вьюги да метели;
– бокогрей – начинает с боков пригревать солнышко.
21. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
22. 3.02 – коли погода ясная – к ранней весне.
23. 9.02 – день весну указывает: капель – в весну раннюю верь, солнечно – к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей.
24. 15.02 – сретенье: зима с весной встретились впервые.
25. Поиграть с солнечными зайчиками.
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
26. Отметить признаки наступающей зимы: холод, мороз, снег, замерзшая земля.
27. Сумерки.
Загадка. Серое сукно тянется в окно.
28. После снегопада обратить внимание детей на то, как много снега вокруг.
Он лежит на земле, на деревьях и кустах, на скамейках, на крышах домов.
Художественное слово.
“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…”
Загадка.
“Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути”
В морозную погоду предложить детям походить по снегу, послушать, как он скрипит. Объяснить, почему он скрипит (ломаются снежинки).
Рассказать детям о пользе снега для растений. (Он, как одеяло, укрывает траву, не дает замерзнуть корешкам и корням кустов и деревьев)
Чтобы показать, что снег легкий, пушистый предложить детям подбросить его вверх лопаткой, понаблюдать, как он падает, оседая на пальто, шапки, рукавички; сдуть с ветки кустарника.
Предложить детям слепить снежок в холодную погоду, а потом в оттепель. Подвести к выводу: в холодную погоду снег рассыпается, в теплую – липнет.
Наблюдение за движениями снега в тихую погоду, при сильном ветре. Дать определения этим явлениям – снегопад, пурга, вьюга, буран. Научить их различать.
Художественное слово
“А за окном, на улице
Метет метель, пурга,
И хлопья снега кружатся,
Зима, зима, зима…”
Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики – это явление называется вьюгой.
Художественное слово. Г. Ладонщиков
Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома,
Свищет ветер легкокрылый:
Здравствуй, зимушка-зима!
Опыт. Зачерпнуть белым блюдцем свежевыпавший снег, поставить блюдце в теплое место. Что произошло со снегом? (Растает, на дне блюдца образуется лужица грязной воды. Значит, снег был грязный.) Предложить детям подумать, что “пачкает” свежевыпавший снег? Почему после снегопада легко дышится? (К летящим снежинкам прилипают пылинки и другие грязные частички из воздуха. В результате воздух очищается, а снег загрязняется.)
Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду при ярком свете. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду, в пасмурный день не блестит.
Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы (птичьи, собачьи, кошачьи, детские и т. д.)
Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый, тяжелый, влажный.
Подумать и провести опыт. Один ребенок лепит снежок в варежках, другой – голыми руками. Кто вылепит снежок быстрее? Почему?
Рассматривание снежинок на рукаве и в лупу в теплую и морозную погоду. Рассказать, что все снежинки разные. Предложить детям зарисовать их, вернувшись с прогулки.
Художественное слово. О. Рождественская
Белая, узорная,
Звездочка малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
На вечерней прогулке посмотреть, как меняется цвет снега, как кружатся снежинки под ярким светом фонаря.
Художественное слово.
Стоит фонарь на улице,
Под ним снежинки кружатся,
Снежинки пляшут – триста пар,
Боятся лечь на тротуар.
46. Рассмотреть цвет снега в тени и на солнце. Спросить: одинаковый ли он?
Снег какого цвета вы еще видели?
Художественное слово. В. Никитин
Весело сияет
Месяц над селом.
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, чем он отличается от снега.
Народные приметы:
“Если ночью был иней, днем снег не выпадет”,
“Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели”.
Проверить, верны ли приметы.
Художественное слово. Г. Галина
По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед – работа со словом). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.
Рассмотреть лед на луже. Какой он? (холодный, прозрачный, твердый, крепкий, хрупкий, скользкий).
Загадка: “Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно”
ОПЫТ! Окрасить с детьми воду гуашью разных цветов, вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (твердый, скользкий, холодный). Развесить цветные льдинки на участке, послушать, как они звенят на ветру, блестят на солнце.
Художественное слово
И звенят, как бубенцы,
Ледяные леденцы,
Динь-динь – динь.
Наблюдение за ветром. Какой сегодня ветер? Как его можно назвать? (ветер? ветерок? ветрище?)
Как мы узнали, что дует ветер? В какую сторону он дует?
Загадки.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет.
Кто это, воя,
Без крыльев летает
И без метелки
Следы заметает,
Лепит сугробы
Из снежного теста,
Передвигает их
С места на место?
55. Наблюдение за небом.
Д/и “Какое небо?”
Художественное слово: А. Михайлов
Ветер свищет, ветер стонет
И над спящею землей
Стаи туч зловещих гонит,
Все задернув черной мглой.
Спросить детей, почему мы не видим солнца? Что дальше, тучи или солнце?
Рассмотреть темное зимнее небо. Что мы на нем видим в ясную погоду?
Загадка.
Угли пылают,
Совком не достать,
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды и небо)
Примета. “Звезды ярко блещут – к морозу”
Наблюдение за тучами.
Загадка.
Если летом мы плывем,
Мы с собой дожди несем.
Если мы плывем зимою,
Мы снега несем с собою.
Наблюдение за облаками. Что они делают? Какие?
Словесная игра “ Угадай, на что похожи?”
Рассмотреть морозные узоры на окнах.
Кто их нарисовал? Всегда ли окна бывают так красивы?
Художественное слово. С. Дрожжин
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет.
М. Лесна-Раунио
Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Примета: “Побеги на морозных узорах вверх – к морозу, а если наклонились – к оттепели”
64. Присмотреться, появились ли первые проталины вокруг деревьев (приствольные круги)? Подумать, почему они появились около деревьев, а не на открытом месте? (Темные стволы деревьев нагреваются, и снег вокруг них подтаивает).
Пословицы и поговорки о зиме.
- Как зима не злится, а весне покорится.
- Зима без снега — лето без хлеба.
- Год кончается, а зима начинается.
- Снегирь прилетит — о зиме известит.
- Зимой морозы, а летом грозы.
- Зима — не лето, в шубу одета.
- Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
- Два друга — мороз да вьюга.
- Зима лето пугает, да все равно тает.
- Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Детские загадки о зиме.
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
Падают снежинки,
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам пришла ... ! (Зима)
Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)
С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? ( зима )
Наступает
Белый сон...
Всё покроет
Белым он -
И деревья,
И кусты,
И деревни,
И мосты.
Каждый город,
Каждый дом
Спит
Под белым
Полотном.
(Зима )
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
У Хозяйки сто забот
Накопилося за год.
Пришла, взмахнула рукавом
И стало всё белым - бело.
Лежат снега по всей округе,
А в рукаве метели-вьюги.
Для всех рассыпала снега.
Дома как белые стога.
Чернеет лес и гладь реки
Уже изрезали коньки.
(Зима.)
Пришла вслед за туманами.
Туманами - обманами.
Только было сыро - блёкло,
А уже в узорах стёкла.
И окутал шумный град
Леденящий, стойкий хлад.
(Зима.)
.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)
Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)
Стихи о зиме.
Живой снежок» (Е. Тараховская)
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо -
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
*** Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
*** (С. Есенин)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Чудо из чудес (В. Шипунова)
За окошком тёмным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом -
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках - ночью новогодней
Падают снежинки.
Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт!
Опыты.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Опыт №2. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №3. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №4. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Вопросы для детей про Зиму!
– Знаете ли вы, ребята, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Обратимся к русскому народному календарю. На Руси с древнейших времен люди внимательно наблюдали за изменениями погоды и складывали народные поговорки и приметы, многие из которых дошли до наших дней.
- Если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется, если на сухую – скоро сойдет.
- Если зима снежная – лето дождливое.
Если зимой вьюги – летом ненастье. - Зимой много инея – летом много росы.
- Если в начале зимы шел сильный снег, то в начале лета пойдет сильный дождь.
- Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
- Снежные хлопья становятся крупными – будет оттепель.
- Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
- Глухой лай собак зимой предвещает снег.
- Если стекла начинают потеть при двойных рамах, морозы усилятся.
По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:
- Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
- Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
- Собака катается на снегу – к метели.
- Кошка мордочку прячет – на мороз.
- Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
- Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
- Птица хохлится к непогоде.
- Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
- Много паутин – к холодной зиме.
- Теплая осень – к долгой зиме.
- Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
- Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
- Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.
Назовите зимние месяцы.
Каждый месяц имеет свой характер, который проявляется в изменении природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Декабрь – “студень” или “лютень”, февраль – “кривые дороги”, “ богорей” (за то, что часты оттепели, плохо ездить на санях, отсюда и “кривые дороги”), январь – “сечень” (рассекает зиму на две части).
Игра-разминка “Снег”.
На еловых лапах – снег, снег,
Пни в пушистых шляпах, снег, снег.
Заискрилось поле, снег, снег.
Белое раздолье, снег, снег.
По лугам, полянам, снег, снег.
На катке стеклянном – снег, снег.
И летит, кружится снег, снег.
Нам румянит лица снег, снег.
Перед вами лесная поляна, нас встречает лесной сторож. Как вы думаете, кто это? (Снеговик). Проводим игру “Кто быстрее вылепит снеговика”.
Вы слепили их так ловко, вместо носа тут морковка.
Уголечки вместо глаз, шляпой служит старый таз.
Вводный рассказ про животных в зимнее время года.
Представляют выставку книг “Как зимуют дикие животные” и книжки – раскладушки: “Как зимует белка”, “Как зимует ежик”, “Как зимует лягушка”.
Как же звери и птицы проводят зиму? Одни впадают в сон: медведи, барсук, хомяки, ежи. Все, кто засыпает, впадает в спячку и к осени увеличивают запас жира. Все оседлые звери и птицы увеличивают меховой и перьевой покров. Белки, мыши, полевки и другие устраивают теплые зимние дома. Лоси, косули, зайцы, волки, лисицы, тетерева, глухари, куропатки находят дома в толще снега. Одни птицы улетают на юг, другие откочевывают на зиму в более южные районы. А какие же птицы зимуют у нас?
Приглашаем принять участие в викторине.
Викторина
- Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
- Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
- Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
- Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
- У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.).
- Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
- У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
- Почему клесты выводят птенцов зимой? (Много корма.)
- Что помогает клестам добывать корм?
- Почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных растений? (Зимой дятел кузнец, а летом – врач.)
Выступление редакции программы “Здоровье”.
– Как вы думаете, ребята, почему одни люди болеют часто и тяжело. А другие редко? Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все ни почем? (Они закаляются.)
Сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело, второй секрет – хороший характер, третий секрет – правильное питание и режим дня, четвертый секрет – ежедневный физический труд.
– Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
– В зимнее время необходимо особенно заботиться о своем здоровье: Закалять свой организм, правильно питаться, употреблять витамины, заниматься спортом, правильно подбирать одежду для прогулок и занятий спортом.
Послушайте советы:
- Постарайтесь не лениться: каждый раз перед едой, прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
- И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам и, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.
- Свежим воздухом дышите по возможности всегда, на прогулки в лес ходите, он вам силы даст друзья!
- Чистить зубы надо пастой. Друг зубов – зубная паста.
- Чтобы зубы были крепкими, грызи морковку с репкою.
- Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет ешьте яблоки, морковку – вам, ребята, наш совет.
- Мы открыли вам секреты как здоровье сохранить, выполняйте все советы и легко вам будет жить.
Редакциям были предложены задания с целью проверки уровня знаний по теме проекта.
Редакция программы “Здоровье”
- Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
- Как необходимо одеваться зимой? Чем отличается одежда для прогулок и одежда для занятий спортом?
- Какими видами спорта можно заниматься зимой?
- Назовите способы и правила зимнего закаливания.
- Какие народные средства профилактики и лечения простуды вы знаете?
РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, поиграли в различные игры, викторины, разгадывали загадки, проводили опыты. Все были активны и трудолюбивы! Дети, что вы усвоили из сегодняшнего занятия? (Ответы детей). Всем спасибо за внимание!
ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ! Птицам холодно зимой, Птицам голодно порой. Вы, ребята поспешите, Их бедняжек подкормите. Крошки, семечки и сало Вот чего им не хватало. Ягоды рябины, орехи и пшено, В кормушки положите, Сделайте добро! Сохранить природу, мы можем без труда, Повесим лишь кормушки у своего окна. Ведь все на свете птицы Нам с тобой друзья! Подкормите птиц зимой, они нуждаются в нашей помощи!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная работа на тему «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности.»
Проектная работа по формированию нравственно - патриотических чувств....
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...