"Опасные микробы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Опытно-зкспериментальная деятельность в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Опасные микробы"41.35 КБ

Предварительный просмотр:

"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 21"

»  

                               

Конспект организации и проведения ООД:

ОО «Познавательное развитие»

 опытно –экспериментальная деятельность

в старшей группе общеразвивающей направленности

Тема: "Опасные микробы"

Провела воспитатель:

Корсакова Ольга Александровна

Категория: первая

Дата проведения: 18.10.2019год

                                               г. Городец

1.Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников посредством  опытно-экспериментальной исследовательской деятельности.

2. Задачи:

Способствовать формированию представления о том,  что окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.

Формировать знания о том, что многие  заболевания передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

 Содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать познавательный интерес детей, любознательность, стремление  к получению знаний через  занимательные опыты, стимулировать речевую активность.

Воспитывать у детей  потребность пользоваться правилами личной гигиены.

Вовлечь родителей к совместной деятельности  в изготовлении альбома по теме.

3. Предварительная работа

  1. Беседа о микробах,  здоровом образе жизни.
  2. Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  3. Чтение Яниныны сказки "Лимончик и микроб или зачем мыть руки"
  4. Знакомство с микроскопом, лупой.
  5.  Подвижная игра  «Микробы »
  6. Дидактическая игра "Где живут микробы"

4. Виды деятельности: коммуникативная, музыкальная, двигательная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

5. Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели,  проветривание, влажная уборка, организационное музыкальное сопровождение.

6. Оборудование:

- демонстрационный материал: Большая прозрачная емкость , пульверизатор, большое зеркало, микроскопы 2 шт. пинцеты, кожура от яблок,  слайдовая презентация.

- раздаточный материал: зеркала, стаканчики прозрачные с окрашенной водой, чашечки с мукой, смешанной с активированным углем, чистые х/б салфетки, лупы.

        7. Организация и методика проведения

Структура

ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Вводная часть

10 минут

Игровая ситуация «Микроб»

Постановка проблемы, мотивация к деятельности приглашение к деятельности

Вопросы к детям

Просмотр  презентации «Вредные микробы»

Активизация детей

Обобщение

Основная часть

15 мин

Беседа

Активация

Опыт 1

"Микробы внутри нас"

Экспериментальная деятельность  - работа с группой детей.

Показ

Вопросы

Вывод

Физкультурная пауза

Опыт2

"Чужие  микробы"

Экспериментальная деятельность  - работа с группой детей.

Вывод

Опыт 3

"Как спастись от микробов"

Экспериментальная деятельность  - работа с группой детей.

Вопросы

Художественное слово

Вывод детей

Опыт 4

"Тайна немытого яблока"

Наблюдение за объектом

Заключительная часть

3 минуты

Беседа

Оценка детьми  своей деятельности.

Домашнее задание

Воспитатель включает фонограмму "Ужасно интересно " из мультфильма "38 попугаев"

Воспитатель:

Ты  кто? 

Воспитатель:

Ну что, ребята, пустим к себе в группу микроба ?

Воспитатель:

Ребята, а кто из вас знает, кто такие вредные микробы?

Воспитатель:

Как вы считаете, вредные микробы помогают нам расти здоровыми? Полезны они для жизни человека?

Воспитатель:

А вы знаете. Как выглядят микробы?

Воспитатель:

Предлагаю посмотреть , кто такие опасные микробы,  где они любят обитать и как они попадают к человеку.

Воспитатель показывает

Презентацию «Вредные микробы»  

Воспитатель:

Что вы узнали о микробах?

Воспитатель:

Микробы – это очень маленькие существа. Это такие шарики и палочки, которые мы не можем видеть невооружённым взглядом, а лишь только воспользовавшись микроскопом.

Микробы -мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей  планете миллиарды миллиардов. Они живу кругом.   Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде, немытых овощах, фруктах, Попадают они к нам через грязные руки и воздух.

Воспитатель:

Больше всего микробов во влажной среде,  там им живется очень комфортно.

 А где у нас в организме влажная среда?

Воспитатель:

Как вы думаете, каким образом  микробы изо рта  попадают в окружающую среду?

Воспитатель:

Совершенно верно, когда  мы дышим, а при кашле и чихании еще и рот не прикрываем платком, не отворачиваемся, наши микробы  разлетаются и попадают на предметы и на окружающих людей.

Хотите проверить?

Как вы думаете. при помощи чего можно это сделать?

При помощи обыкновенного зеркала.

 

Воспитатель:

Что можно сказать про зеркало ? Как оно выглядит?

Воспитатель:

А что будет, если мы поднесем зеркало близко ко рту и сильно подышим на него?

Воспитатель:

Проверьте чистое ли ваше  зеркало сейчас?

Воспитатель:

Так что же в этих капельках?

У каждого человека свои микробы, он с ними живет в дружбе, но если к вам попадают чужие, да еще и заразные микробы-вирусы , то это приведет к неприятностям, болезни.

А разлетаются при кашле и чихании микробы    примерно вот так.

Воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает на большое зеркало и  вокруг

Воспитатель:

Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей,    могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались ?

Воспитатель:

Как еще можно защитить свой организм от микробов ?

Воспитатель:

А теперь пртедлагаю выполнить упражнения для оздоровления нашего организма.

Чтобы горло не болело, 

Мы погладим его смело. 

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. 

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком. 

Вилку пальчиками сделай, 

 Массируй ушки ты умело. .

Знаем, знаем - да-да-да!

Нам простуда не страшна. 

Воспитатель:

Как вы считаете,

микробы у нас одинаковые или разные?

 

Воспитатель:

Они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А хотите  проверить?

Перед вами стаканчики , представьте, что там ваши микробы, с которыми вы дружите и живете в мире, а сейчас передайте свои микробы своему соседу. что произошло с водой?

Воспитатель:

Что еще интересного вы заметили?

Воспитатель:

Ребята, а представьте себе сколько  будет микробов, если их всех поместить в одну емкость?

Воспитатель:

Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много  чужих микробов постоянно попадает к вам. Их становится все больше, из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

Воспитатель:

А сейчас немного смочите руки в воде, представьте, что на ваших руках вредные микробы.

Воспитатель:

И как же  спастись от микробов?

Воспитатель:

А некоторые ребята забывают мыть руки и просто вытирают их об свою одежду. стряхивают.

Попробуем опустить  руки в чашу.

Да, какие грязные руки.

  Для начала попробуем их отряхнуть, как часто любят делать дети.

Воспитатель:

Теперь они у вас  чистые?

Воспитатель:

Может  вытереть руки сухой  салфеткой. как будто об одежду?

Что то изменилось?

Воспитатель: Каким прибором можно воспользоваться, что бы рассмотреть остались ли микробы и грязь на ваших руках?

Воспитатель:

Что же надо сделать?

Воспитатель читает стихотворение
Поселился раз микроб
И ещё один микроб,
И ещё один микроб,
Под ногтём у Паши.
-
 Хорошо! – сказал микроб
И ещё один микроб,
И ещё один микроб -
В новом доме нашем.
Здесь тепло, светло, уют,
Грязно тут и гадко тут.
А такая гадость –
Нам, микробам, в радость.
Жил бы дальше тот микроб
И ещё один микроб,
И ещё один микроб,
Дети их и внуки.
Стали б строить небоскрёб,
Счастье быть у них могло б,
Только Паша взял и… оп -
С мылом вымыл руки.

Воспитатель:

Что вы заметили на своих руках после мытья их с мылом, посмотрите внимательнее, под ноготками.

Воспитатель:

Вспомните, откуда еще могут попасть к нам в организм вредные микробы?           

Воспитатель:

Предлагаю посмотреть , сколько микробов находится на кожице немытых фруктов.

Давайте проведём исследование. С помощью какого прибора можно рассмотреть микробы?

Прежде чем приступить к исследованию, посмотрите, что сначала нужно сделать.

Наши консультанты возьмут пинцетом кожицу яблока и поместят на микроскоп. Теперь вращая колёсико микроскоп  настроят  и мы с вами рассмотрим кожуру немытого яблока.

Воспитатель: 

Ребята, что вы видите?

Как вы думаете кто это?

Какой можно сделать вывод?

Воспитатель обобщает ответы

Мы видим, что на кожице невымытого яблока действительно находятся микробы, следовательно ,если мы будем, есть немытые фрукты, то микробы попадут в наш организм и человек заболеет.

Ребята, через наш микроскоп мы увидели только изображение микробов, а если бы мы посмотрели в более мощный микроскоп, то смогли бы увидеть с помощью чего и как они двигаются.

Воспитатель

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование.

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Какие решения вы для себя приняли.

 О каком опыте вы расскажете  дома маме и папе?  

Я хочу сказать вам всем, что сегодня вы были  смелым экспериментаторами и не побоялись   испачкать руки.

Для того чтобы информация, полученная сегодня у вас сохранилась, и мы могли ею поделиться с другими ребятами я предлагаю вам сделать журнал «Микробы и что я о них знаю». Дома с мамой и папой оформить страничку, мы соберем их и будем рассматривать.  И я думаю, что узнаем еще много интересного.

А вам, ребята. я приготовила вкусные яблоки, что бы укрепить здоровье!  

Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно»

Появляется ребенок. переодетый в костюм(шапочку) микроба

Микроб:

Я — микробик! Ха-ха-ха!

Быть здоровым — чепуха!

Суйте грязный палец в ротик!

Как живете? Как животик?

Ну а голова болит?

Как меня это веселит!

До чего же я пригожий,

Я, микробушка, хороший!

Я хочу  с вами дружить,

пустите меня  к себе пожить!

Дети:Нет!

Микроб:

Ну и не надо! (обиженно уходит, снимает шапочку и садится с детьми)

Предположительные ответы детей: это бактерии, вирусы, наши враги,

Предположительные ответы детей: нет, они заражают нас болезнями, они  нам вред.

Предположительные ответы детей: они очень маленькие, страшные наверное.

Дети садятся полукругом для просмотра презентации

Обобщающий ответ детей

Ответы детей: во рту, внутри нас.

Ответы детей: когда мы чихаем, кашляем, не  прикрываем рот платком.

Дети:

Дети рассматривают зеркало.

Предполагаемые ответы детей: чистое, прозрачное

Дети дышат на зеркало

Предполагаемые ответы детей: Нет. На нем появились капельки.

 Дети: в них микробы

Варианты ответов  детей: прикрывать рот платком,  ладошкой, воспользоваться салфеткой, отворачиваться во время кашля и чихания от окружающих.

Варианты ответов  детей:

Употреблять овощи, фрукты, витамины, полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть с мылом руки, делать уборку в доме, закаляться, делать гимнастику.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Указательными пальцами растирают крылья носа.

Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают лоб движениями в стороны

Разжимают указательные и средние пальцы.

Растирают пальцами точки за ушами и перед ними

Потирают ладони друг о друга.

Дети: Разные, у каждого свои.

Каждый ребенок держит свой стаканчик с окрашенной водой. По очереди переливают в стакан  к соседу свою воду, второй потом отдает  ее обратно. В результате этих действий вода  становится грязного цвета.

Дети: вода стала грязная

Дети: воды стало больше, микробов

стало больше.

Дети сливают воду в один прозрачный сосуд.

Дети смачивают руки

Дети: нужно мыть руки.

Дети опускаю руки в чашу с мукой и углем

Дети отряхивают руки над чашей: руки остались грязными

Дети вытирают руки в салфетку из ткани: руки стали чище

Дети: можно рассмотреть через лупу.

Рассматривают руки через лупу: остались еще следы грязи

Дети: Вымыть руки чисто с мылом.

Дети идут в умывальную комнату мыть руки с мылом ,

Возвращаются к столам  и смотрят через лупу .

Дети формулируют вывод:

Надо обязательно мыть руки с мылом что бы избавиться от микробов.

Ответы детей:

Микробы могут попасть  к нам в организм если мы будем гладить бездомных кошек и собак, находится рядом с чихающим человеком, не мыть руки, брать грязные пальцы в рот и есть не мытые овощи и фрукты. Если мы не будем соблюдать чистоту в помещении.

Дети: микробы можно увидеть при помощи микроскопа.

Дети подходят к микроскопам.

Ребенок берет  пинцетом кожицу яблока и помещает ее на микроскоп, рассматривают кожуру немытого яблока.

Ответы детей:

(палочки и шарики)

(микробы и грязь)

если мы будем, есть немытые фрукты, то микробы попадут в наш организм и человек заболеет.

Дети стоят  в кругу.

8. Образовательные ресурсы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика –Синтез, 2016

2.О. Епифанова: "Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами" Издательство" Эксмо" 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что микробу хорошо, что микробу плохо"

Закрепить у детей знания правил личной гигиены...

Конспект ООД по ХЭР: изобразительная деятельность "Опасные микробы" (техника выдувание)

Цель:Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования выдувание.Задачи: Развивать дыхательную систему. Учить детей правильно пользоваться трубочкой для выдувания (вдох через нос, выдох через ...

Конспект НОД в средней группе «Микробы-невидимые и опасные враги».

Конспект предназначен для воспитателя ДОУ....

Конспект НОД в средней группе по нетрадиционной технике рисования «Опасные микробы»

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не т...

Исследовательская работа "Опасные микробы"

Исследовательская работа дошкольника "Опасные микробы"...