НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему "Волшебница вода" с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федотова Марина Викторовна

Закрепить знания детей о воде; закрепить представления детей о трёх состояниях воды: жидком,газообразном,твёрдом, активизировать мышление детей. Дать знанияо пользе и вреде воды в жизни человека. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать. Познакомить с методом "маленьких человечков"

Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать память, речь, логическое мышление, сообразительность,воображение, умение перевоплащаться и абстрагироваться, внимание.

Обогащатьсловарный запас детей. Расширять кругозор детей. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Загадывани загадки. Игра "Хорошо-плохо". Игра с мячом "Я капелька живу в реке и нужна для того, чтобы..." Чтение стихотворения Н.Рыжова "Вы слыхали о воде?"

7 опытов с водой. Вывод. Физминутка. П/игра "Маленькие человечки". Работа с карточками "маленьких человечков". Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_konspekt_voda.docx174.15 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №170»

Конспект   занятия

по ознакомлению с окружающим  на тему: «Волшебница вода» с использованием методов ТРИЗ

  в старшей логопедической группе «Семицветик»

Воспитатель: Федотова М.В.

г.Саратов

2019г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о  воде; закрепить представление детей о трёх состояниях воды: жидком, газообразном и твёрдом., активизировать мышление детей.

2. Дать знания о пользе и вреде воды в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

4. Познакомить с методом «маленьких человечков».

Развивающие задачи:

1. Развивать любознательность, познавательную активность
2. Развивать память, речь, логическое мышление, сообразительность, воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться, внимание.
3. Обогащать словарный запас детей

4. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, рассказ, объяснение, указание воспитателя.

Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами

Формы работы: Фронтально

Словарная работа:жидкая, твёрдая, газообразная
Предшествующая работа: Игры с водой, опыты.
Материалы: плакаты, иллюстрации, картины.

Оборудование для опытов: карточки  «маленьких человечков»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Гости очень хороши, улыбаются они.

Вы им тоже улыбнитесь

И ко мне все повернитесь.

Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадку

 Я и тучка и туман,

 Я река и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу (вода)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Скажите мне: «Вода это хорошо или плохо»? (Дети отвечают) .
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

 «Вода – удивительное чудо» - почему так говорят?(потому что без воды всё умрёт).

Воспитатель: И сегодня мы с вами это докажем. Сейчас каждый из вас сможет превратиться в капельку и рассказать нам для чего она нужна. ( метод эмпантии по ТРИЗ)

 Дети превращаются  в капельки.

Игра с мячом:  Я-капелька живу в реке и нужна для того, чтобы ….

 - я капелька живу в пресной воде и нужна она всем людям и животным, чтобы её пили

 - я капелька живу в солёной воде и нужна, чтобы в ней купались и плавали.

 - я капелька живу в облачке и нужна, чтобы шёл дождик.

- я капелька живу в сосульке, когда солнышко греет, сосулька тает.

 - я капелька живу в чайнике, когда вода нагревается, капелька испаряется.

 - я капелька живу в снежинке, а много снежинок это много снега.

 - я капелька живу в реке и нужна чтобы в ней обитали рыбы.

Воспитатель: Значит капельки живут и в реке, и в снежинке, и в тумане?

Читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

В самоваре закипит,

Паром сильно зашипит.

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда. Н. Рыжова

Чтобы еще лучше познакомится с водой , давайте проведём несколько опытов

-Узнаем, какие свойства имеет вода.

Опыт 1

-Проведем опыт. Попробуйте воду.

- Какой вкус у воды?

Вывод: вода не имеет вкуса

Опыт 2

-Давайте вспомним, какой запах у маминых духов, а теперь понюхайте воду.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3

-Добавим в воду капельку лимона. Вода приобрела запах лимона и по  вкусу стала кислая, как лимон. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Вода может передавать вкус и запах других веществ.

Опыт 4

Возьмем 2 стакана. Один с водой, второй с молоком. Определим, какого цвета вода в стакане. Какой вывод?

Вывод: Вода бесцветная.

Опыт 5

Положим в стакан с водой и в стакан с молоком по камушку.

Что можно сказать об увиденном?

В стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой, виден. Какой вывод?

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 6

Узнаем, имеет ли вода форму. Нальем воду в блюдце и в стакан. Что мы наблюдаем,  и какой вывод можем сделать?

Вывод: вода приняла форму той посуды, в которую мы ее налили. Значит, вода не имеет формы.

Опыт 7

Возьмем два стакана с водой. В один положим кусочек сахара, а в другой немного речного песка. Перемешаем.

Куда же исчез сахар? Сахар растворился в воде, а песок опустился на дно стакана и не растворился.

Давайте сделаем вывод.

Вывод: вода может некоторые вещества растворять, а некоторые нет.

В воде, например, могут растворяться краска, соль, пищевой краситель, кристаллики лимонной кислоты.

- Давайте назовём все признаки воды (вода не имеет вкуса, не имеет запаха, вода может передавать запах других веществ, вода бесцветная, прозрачная, не имеет формы, вода может некоторые вещества растворять, некоторые нет.

Физминутка

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево,вправо поклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Воспитатель: Ребята, как по- научному можно объяснить, что капелька живёт везде? (три состояния воды)

Дети: Вода может находиться в 3-х состояниях.

В жидком – дождь, пресная вода , солёная вода.

В твёрдом– снег, иней, лёд.

В газообразном – пар, туман, облако

Теперь вы знаете, что вода может быть в твердом, газообразном и жидком состоянии (агрегатные состояния воды).

- Ребята, а из чего состоит лед, а вода, пар? (затрудняются с ответом)

-Все вещества, предметы, тела состоят из маленьких частиц молекул. Вы с ними будете знакомиться в школе. А пока мы их назовем маленькими человечками.

-Разные предметы состоят из разных человечков. В твёрдых предметах, как лед, живут «твердые человечки», которые  крепко держаться за руки  и стоят близко друг к другу (показать картинку).

-Давайте изобразим этих человечков.

-Когда становится тепло лед тает, человечки перестают держаться за руки, руки у них на поясе  и получается жидкость, вода, «жидкие человечки» легко перемещаются. Давайте их изобразим.

 «Газообразных человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.Эти «человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Давайте х изобразим.

П/и Игра «Маленькие человечки».

-Пока звучит музыка, вы водите хоровод, но как только музыка остановится, я поднимаю надпись  с агрегатным состоянием вещества «твёрдое», «жидкое», «газообразное», а вы должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе.

Работа с карточками «маленьких человечков».

-Ребята, посмотрите на ковре лежат модели с человечками. Давай попробуем угадать, что они нам зашифровали?

Итог занятия

- Ребята, о чём мы сегодня говорили?  Подойдите к столу, здесь лежат картинки с изображением: если вам занятие понравилось, было поучительно и интересно, поставьте на доску капельку; снежинку, если понравилось, но не всё было интересно; облако, если не понравилось, было скучно.

Делаю вывод. Молодцы!
На этом наше занятие заканчивается, но мы ребята ещё будем изучать другие явления природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Семья"

Цель. Обощить и актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений.Задачи.Закрепить представления детей омире семьи, родственных отношениях.Воспитывать желание заботиться облизких.Развивать ч...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе «Почтальон Печкин в гостях у детей»

С помощью этого конспекта вы сможете ввести детей в сложный мир профессий, поможете им получить положительные эмоции, и выявите уровень актуального состояния детей. Отвечая на поставленные вами вопрос...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у феи Цветов»

Это занятие на котором дети закрепляют и систематизируют знания  о садовых полевых и комнатных растениях; их пользе, применении и использовании в парфюмерии, медицине, в кондитерских изделиях.Кла...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание». Ознакомление с окружающим миром в старшей логопедической группе ОНР. Тема: «Осень. Дикие животные»

Формировать знания детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их поведению осенью, способе питанияФормировать умение изо...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе. Тема: «День знаний».

Материал поможет в доступной форме расширить и уточнить представления детей о празднике 1 сентября, о школе; закрепить понятие «школьные принадлежности»; организовать сюжетно-ролевую игру «Школа...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе, с использованием Лего-конструирования. Тема: «Тайны космоса».

Тема: «Тайны космоса».Образовательные:- закреплять и расширять имеющиеся знания о космосе и первых космонавтах;- активизировать словарь (космонавт, космос, космодром, метеорит, комета, пла...