Программа кружка "Юный эколог"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кружок «Юные экологи» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.                                                                                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_ekologi.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №5» дошкольные группы

           Утверждено

                                                              Директор МБОУ (СШ № 5 )  

                                                             Селякова Е.П.-------------------------

                         

        2016г- 2017г

                                                                             

Программа кружка

«Юные экологи»

Автор – составитель: воспитатель высшей квалификационной  категории

Трапезникова Елена Геннадьевна

                                                     

                                             Архангельск 2016

 Содержание

1. Целевой раздел…………………………………………………………..3

1.1Пояснительная записка…………………………….................................3

1.2 Цели и задачи реализации Программы………………………………..4

1.3Принципы реализации Программы……………………………….........4

1.4 Основные формы и методы для реализации Программы…………….5

1.5.Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми…………………….5

1.6 Система мониторинга достижения планируемого результата……….5

2.Содержательный раздел…………………………………………………8                                                                                                         

2.1 Направления кружка…………………………………………………….

2.2 Содержание деятельности по реализации программы………………...9 

2.3Тематическое планирование…………………………………………….10

  3 Организационный раздел………………………………………………….21 

  3.1 Рекомендации, необходимые для проведения непосредственно    организованной образовательной деятельности…………………………….21  

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 22

3.3 Формы взаимодействие с родителями…………………………………..23

3.4 Дидактические игры используемые  по экологическому развитию предусмотрены программой…………………………………………………..23

4.Список литературы…………………………………………………………..24

1. Целевой раздел

1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок «Юные экологи» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.                                                                                                                                                                                            В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.     

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.                    

                                                                                  3

Таким образом,  важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.                                                                                                                                                                                            Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности ТНР.                                                                                                                          Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфическими особенностями детей коррекционных групп.                                                                                                                                        Срок реализации: 2 год.

1.2 Цели и задачи программы

Цель  программы: Формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Основные задачи программы:      

 1. Формировать систему элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи                                                                                  4. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.                                              

                                     

                        1.3 Принципы реализации программы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.                                                                                                     Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.                                                             Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.                                                          Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.                                                                                   Принцип системности. Деятельность планируется систематически.         Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

4

1.4 Основные формы и методы, используемые  для реализации программы:

 -Экскурсия

 -Наблюдение

 -Бесед

 -Исследовательская деятельность

 -Экспериментальная деятельность

 -Проектная деятельность

 -Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

 -Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

 -Чтение литературных произведений;

 -Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

 -Организация продуктивной деятельности детей;

 -Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

 -Просмотр видеофильмов познавательного характера, презентаций

        

                                                                                                   

       1.5  Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

-Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе  безопасного взаимодействия с  растениями и животными).

-Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;                                               -Расширение и уточнение знаний детей о природе, объектах природы и экологий.                                                                                                                                           -Организация экологических пространств в детском саду. 

                                                                     

1.6 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения  программы экологического кружка

Старшая группа (5-6лет)

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада--------------------------------------------------------------

Дата проведения мониторинга --------------------------------------------------

Имя, фамилия------------------------------------------------------------------------

Имеет представления о свойствах песка, глины -----------------------------

Имеет представления о использование песка, камней глины человеком в природе---------------------------------------------------------------------------------

Имеет представления о значении воды в природе-----------------------------

                                                               5                                                        

                                                             

Имеет представления о свойствах воды (вода прозрачная, не имеет вкуса, имеет форму того сосуда в котором находиться, вода растворитель----------Имеет представления о основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения  -------------

Имеет представления о свойствах воздуха---------------------------------------

Имеет представления о животных и растениях жарких стран---------------

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории Архангельской области.

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных и ядовитых растений, произрастающих в Архангельской области---------------------------------------------------------------------------------------

Имеет представления, как происходить смена дня и ночи------------------------   

Имеет представления  о роли света для жизни растений, животных, человека---------------------------------------------------------------------------------------------------

Имеет представления об объектах живой и не живой природы---------------------

Сформированы основы экологического сознания-------------------------------------

 

Оценка уровня развития:

Высокий уровень – 3 балла;

  Средний уровень– 2 балла;

  Низкий уровень – 1 балл.

Диагностический инструмент для детей (5-6 лет)                                                       (по экологическому развитии).

        Задание №1.

Ребёнок  называет  свойства песка, глины, камней, воды.                               Рассказать где использует их человек.

Задание №2. Рассказать о значении воды в природе. О факторах её загрязнения, о мероприятиях по охране воды.

Задание №3.

 Беседа.

 Чем дышит человек?

 Где можно обнаружить воздух?

 Что загрязняет воздух?

Как человек использует воздух, ветер?

Задание №4.  Проклассифицировать животных жарких стран и диких животных наших лесов.  

6

Задание №5. Назвать 2-3 вида лекарственных растений и 2-3 вида ядовитых. Если ребёнок затрудняется, то предлагаются картинки с растениями требуется выбрать  среди растений ядовитые и лекарственные.

Задание №6. Показать с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи. 

Задание №7.  Какие условия необходимы для жизни, роста и развития рас

Как правильно ухаживать за растением?

Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые,

   

Задание №8. Ребёнку предлагают картинки с живой и неживой природой. Даётся задание распределить их на две группы. Объяснить что такое живая и неживая природа.

 Задание №9. Дидактическая игра.

Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.

Оценка уровня развития:

Высокий уровень – 3 балла;

 Средний уровень– 2 балла;

 Низкий уровень– 1 балл.

Диагностический инструмент для детей 6-7 лет                                               (по экологическому воспитанию).

Задание №1.

Объяснить, что такое глобус. Что обозначают различные цвета на глобусе, карте.  Для чего используют карту.

Назвать некоторые факторы загрязнения окружающей среды.

Привести несколько примеров, как человек охраняет природу.

Задание № 2.

Дидактическая игра

«Что где растёт» (Выбрать среди картинок растения, которые растут в лесу, на лугу, пруду.

«Кто где живёт» (Дети классифицируют животных по месту их обитания: лес, луг, пруд, степь.                                        

                                                                       7                                                     

Задание №3.

Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)

Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха).

В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)

Надо ли беречь воду?

Назвать знакомые источники загрязнения воды.
Рассказать о способах фильтрации воды.

Объяснить, как происходит круговорот воды, в природе ориентируясь на наглядную таблицу.                                          

Задание №4.

«Рассели жильцов»

Детям предлагаются картинки с различными животными (севера, жарких стран) дать задания проклассифицировать животных по природные зонам.

Задание №5. Назвать несколько явлений природы. Объяснить почему они  возникают. Если ребёнок затрудняется то загадать загадки об явлениях природы,а затем объяснить их возникновение.

      Задание №6  Детям предлагаются картинки с растениями надо отобрать

       из них лекарственные растения.

         

2. Содержательный  раздел

2.1 Направления кружка

 -Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

-Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

-Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

                                                       8

           

     

  2.2 Содержание деятельности по реализации программы  

Программа кружка делиться на блоки. Каждая тема соответствует своему блоку (основной раздел). Название блоков может меняться с возрастом детей. Всего на год предусмотрено 9 блоков:

-Старшая группа «Наша планета Земля» «Почва» «Камни» «Вода» «Воздух» «Магнит» «Животные» «Растения» «Свет»

-Подготовительная группа   «Человек и природа»  «Объекты природы» «Вода» «Явление природы» «Животный мир» «Растительный мир»  «Природные зоны» «Природа мой дом»                                                                                                                                                                                      

Темы непосредственно-образовательной деятельности представлены в виде таблицы.                                                   

 

                                                                        9

Тематический план экологического кружка

                                                    Старшая группа компенсирующей направленности ТНР (5-6лет)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Диагностика

Диагностика

Блок «Наша планета Земля»

«Природа нашей планеты» Цель: дать детям представление о природе. Объяснить, что относиться к объектам живой и неживой природе.                                Методические приёмы: Рассматривание фото с природой нашего края и других уголках нашей планеты. Беседа. Дидактич.игра «Живое неживое» Рисование «Мой край любимый» Материалы: фото с природой нашего края и других уголках нашей планеты. Картинки с объектами живой и неживой природы. Карандаши, альбомные листы.

Блок «Наша планета Земля»

«Мы защитники природы» Цель: формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Воспитывать бережное отношение к родной природе. Методические приёмы: беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

Блок «Почва»                                           «Знакомство с песком и глиной»                 Цель: познакомить с такими компонентом неживой природы, как песок и глина.                                        Методические приёмы:                               беседа, рассматривание песка и глины через лупу, исследование, экспериментирование.                                             Материалы: стакан с песком,  тарелочки с глиной, палочки,  лупы.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок «Почва»                                           «Свойства песка и глина»                                                             Цель: учить самостоятельно выделять свойства песка и глины. Показать, как при трении двух камней сыплется песок.                                Методические приёмы:                              беседа, рассматривание песка и глины через лупу, исследование, экспериментирование.        Материалы:  на каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода,  палочки.                                     

Блок «Почва»                                    «Животные и песок»                                                                 Цель:  познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путём эксперимента показать приспособляемость животных к жизни  пустыни.                                                          Методические приёмы:   просмотр презентации или фильма о пустыне.                                          Материалы:  проектор, экран, компьютер.

Блок «Почва»                                                     «Для чего  человеку песок и глина»                                                                  Цель:  рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда).                                                       Методические приёмы:. рассматривание иллюстраций предметов ,рассказ воспитателя о профессии гончар.                                                   Материалы: иллюстрация  профессий гончар, строитель, а также фотографии готовых изделий из песка.                  

Блок «Камни»                                           «Какими бывают камни»                           Цель:  познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.                                       Методические приёмы: рассматривание различных камней, иллюстрации гор.                                 Материалы:                                                 коллекции разнообразных камней, иллюстрации.

НОЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

10

4 неделя

5 неделя

Блок «Камни»                                           «Как человек использует камни»                                         Цель:  показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. Помочь выявить, что прочнее солома, ветки или камни для постройки жилья.                            Методические приёмы: рассматривание картинок с изображением иллюстраций профессий строителя, архитектора. Рассматривание материалов солома, камни, ветки деревьев. Просмотр презентации. Чтение сказки «Три поросёнка»         Материалы: иллюстрации профессий  архитектор, строитель. Материалы солома, камни, ветки деревьев.  

Блок «Камни»                                                     «Что такое горы».                                    Цель:  познакомить с существованием гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.                                        Методические приёмы:  рассматривание  иллюстрация различных гор. Создание моделей гор. Беседа.                                   Материалы: иллюстрация различных гор, камни для создания модели гор, пластилин.              

Блок «Камни»                                                    «Почему разрушаются горы»                     Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. экспериментальным путём показать, как разрушаются горы и камни.                                                      Методические приёмы: опыт эксперимент с камнями, рассматривание иллюстраций гор. Просмотр видео ролика «Как разрушаются горы»                                         Материалы: 2 камня для каждого ребенка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор ,песок., компьютер,  проектор.                           

Блок «Камни»                                     «Дышащие горы»                                         Цель: сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан. Методические приёмы:   рассматривание иллюстраций гор, макета вулкана, беседа о вулканах.                 Материалы: иллюстрации вулканов, макет вулкана.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

7

Блок «Вода»                                           Цель: «Знакомимся со свойствами воды»                                  Цель: дать представления о значении воды в природе. Познакомить детей со свойствами воды с помощью экспериментирования                     (вода прозрачная, не имеет вкуса, имеет форму того сосуда в котором находиться).    Методические приёмы: беседа о значении воды в природе. Опыты эксперименты для знакомство со свойствами воды.                                                 Материалы: стаканчики  на каждого ребёнка,  вода, пакетики с чаем, пуговицы, различные сосуды.                                                 

Блок «Вода»                                                «Вода- растворитель»                            Цель: опытным путём проверить ,как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости, что при этом происходит с водой.   Методические приёмы: опыт эксперимент с растворением различных веществ  воде.    Материалы: вода в стаканчиках на каждого ребёнка, краски, сахарный песок, пакетики с чаем. соль, хлеб.                       

Блок «Вода»                                                    «Снег и лёд»                                              Цель: показать различия между двумя состояниями воды                                      (твердое, жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.                             Методические приёмы: рассказ об айсбергах. Рассматривание иллюстраций.  Опыты эксперименты, ориентированные на воду в различных состояниях.                                                 Материалы: лёд в грелки, вода в стакане, стекло. Иллюстрации айсбергов. 

11                                  

Блок «Вода»                                           «Источники загрязнения воды»                                               Цель: дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

 Воспитывать экологическую культуру

Методические приёмы: беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.                      Материалы: презентация «Загрязнения воды»,иллюстрации.

ЯНВАРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

ПРАЗДНИК

Блок «Воздух»                                                «Воздух есть везде»                                             Цель: учить находить воздух в различных предметах. веществах (почва, вода,). Познакомить со свойствами воздуха.                                         Методические приёмы: дыхательное упражнение вдох-выдох (первое знакомство с воздухом). Опыты с воздухом. Беседа «Воздух-это»                   Материалы: шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений, вода, трубочки, почва, различные ёмкости.

Блок «Воздух»                                    «Прогулки невидимки»                           Цель: дать представление об  использовании свойства воздуха человеком, как можно поиграть с воздухом.                                 Методические приёмы : игры с воздухом.                                         Материалы: цветная бумага, ножницы, нитки.                               

Блок «Воздух»                                    

«Тайна воздушного пузырька» Цель: познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к экспериментальной работе.

 Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе Методические приёмы: определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» Опыт эксперименты.                                  Материалы: вертушки, таз с водой, бумажные кораблики.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок « Магнит»                                                             «Сила притяжения»                                    Цель: познакомить с силой притяжения магнитов с её использованием.                        Методические приёмы: рассматривание различных магнитов, опыты эксперименты с магнитами:                                 Материалы: 2 магнита на каждого.

Блок « Магнит»                          «Игры с магнитом»                                           Цель: выяснить через какие препятствия может действовать магнит.                                                      Методические приёмы: опыты эксперименты с магнитами.                                                  Материалы: на каждого ребёнка, бумага, тряпочки, металлические, резиновые пластмассовые предметы, ножницы.                                              

Блок « Магнит»                                                           «Как человек                                 использует магниты»                                              Цель: познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.                                                Методические приёмы: беседа, показ видеоролика.

Праздничный день

МАРТ

1 неделя

2 неделя

12

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«Блок растений»                              «Знакомство с различными видами растений»                                  Цель: дать представления  о различных  видах  растений места их происхождения.     Методические приёмы: рассматривание иллюстраций различных растений, беседа.                 Материалы: иллюстрации растений.

       

«Блок растений»     Путешествие в «Грибное царство».                                   Цель: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов.     Методические приёмы: рассматривание плаката с изображением грибов, игровой момент « За грибами в лес», беседа, дид. игра «Съедобные не съедобные»                                  Материалы: декорация леса, корзинки, плакат «Съедобные не съедобные грибы»,мяч.

«Блок растений»                                   «Ядовитые растения»                                    Цель:  познакомить с некоторыми видами ядовитых растений.                                        Методические приёмы: беседа о лекарственных растений рассматривание иллюстраций различных ядовитых растений.  Рассматривание гербарий    Материалы: иллюстрации  лекарственных растений, гербарии лекарственных растений

АПРЕЛЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок  «Животные»                     «Разнообразие животных»      Цель: познакомить детей с животными нашего края. Методические приёмы : показ презентации «Животные нашего края. Беседа. Практическая часть работа в рабочих тетрадях.

Материал: презентация, рабочие тетради.

Блок « Животные»                                      « Питание животных»                                                 Цель: дать представления о питании диких и домашних животных. Чем оно отличается. Методические приёмы : дидактич игра « Кто, что ест», показ презентации « Чем питаются животные» Рабочие тетради для выполнения практической части.  Материалы : картинки с животными, рабочие тетради .презентация.              

Блок  «Животные»                                      «Почему белые медведи не живут в лесу?»                                         Цель: формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Методические приёмы:  просмотр видеофильма «Животные севера»  Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу.                                             Материалы:  видеофильм

Блок «Солнце»                                                   «День и ночь»                                                Цель: познакомить детей с понятием сутки. Рассказать, как происходить смена дня и ночи.                                 Методические приёмы: рассматривание глобуса, опыт-эксеримент. Показ презентации, беседа.                                                      Материалы:  глобус, фонарик, презентация.

МАЙ

1 неделя

2 неделя

13

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок  «Солнце».                                          «Свет в жизни растений»                                   Цель: дать представление детей о роли света для жизни растений. Методические приёмы: беседа «Свет в жизни растений» ,просмотр презентации. Опыты эксперименты с комнатными растениями.                          Материалы: презентация, комнатные растения.

Блок «Солнце»

 «Свет в жизни животных»                              Цель: дать представления детей о роли света для жизни животных.                               Методические приёмы: просмотр презентации «Роль света в жизни животных» Беседа «Как животные используют свет в своей жизни» Просмотр мультика «Краденое солнце»                                Материалы: презентация

Блок «Солнце»                                         «Свет в жизни человека»                   Цель: формировать представления о роли света в жизни человека. Методические приёмы: просмотр презентации «Роль света в жизни человека» Беседа «Для чего нужно солнце.                                                   Материалы: презентация

Диагностика

                                                           

Тематический план экологического кружка

Подготовительная  группа компенсирующей направленности ТНР (6-7лет)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Диагностика

Диагностика

.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок «Человек и природа»                             Тема «Планета в опасности»

Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой  океанами и морями. Кроме воды есть материки -твердая земля -суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Методические приёмы:  Вводная беседа.

Игра – моделирование

«Планета Земля».

Игра «Покажи на глобусе».

Беседа «Как помочь нашей
планете?» Просмотр видео- фильма.

Материалы: Большой мяч (шар)  голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей.

Блок «Человек и природа»                            

Тема «Экологическая тропа »

Цель: Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира. Дать элементарные представление о экологической тропе.

Методические приёмы: Рассматривание плаката «Экологическая тропа» проблемная ситуация «Что сделать, чтобы экологическая тропа стала ещё красивее». Чтение рассказа К . Ушинского «Перед совушкой стыдно» Беседа, обсуждение. Рисование по стихотворению    Материалы:. Плакат «Экологическая тропа», карандаши ,листы бумаги.

Блок «Человек и природа»                                                                     Тема «Человек часть природы»                                                             Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.

Методические приёмы:     Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного человека, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жизни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клубок пряжи.                                      Материалы:. Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного человека, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жизни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клубок пряжи.

                         

Блок «Человек и природа»                                  Тема «Друзья природы»                                                       Цель: расширять,  пополнять  и  уточнять   знания детей о природе, раскрывающие  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющие отношения  между природой и человеком  на основе  конкретных поведений                         (в лесу на лугу  и в других природных сообществах).                                                        Методические приёмы: Беседа о природе,  Игра «Кто правильно назовёт?».                  «Кто быстрее? « Кто лишний» «Кто больше назовёт?  Игра «Берегите природу»                            Материалы:  экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»

                                   

НОЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок «Объекты природы»                                           Тема «Лес богатство нашей страны»                                           Цель:  Уточнить и расширить представление детей о лесе. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.          Методические приёмы: послушать аудиозапись «Шум леса».  Загадывание загадки о лесе, чтение стихов, рассказ о лесе, показ презентации, дидактич. игра «Кто в лесу живёт» создание макета леса.                                                 Материалы: компьютер, проектор, картинки с животными леса, растениями леса, шишки, мох, веточки деревьев. 

       Блок «Объекты природы»                                                     «Ч  Тема «Болотное царство»                                    Це  Цель: формировать у  детей   пр   представление о болотах

КА  как части природы;

Методические приёмы: Прослушивание песни «Песня водяного» Загадывание загадок по теме болото. Показ презентации, рассказ воспитателя о болоте, дид игры «Кто живёт на болоте»

          «Что растёт на болоте» Беседа об опасностях на болоте. Игра «Лягушки и цапля»

Материалы: проектор, компьютер, картинки растений болот, птицы

Блок «Объекты природы»                                                    Тема «На пруду»                     Цель: Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны пруда. 

Методические приёмы: просмотр мультика «Крошка Енот», рассказ воспитателя, загадка о пруде,  

рассматривание картинок с изображением животных, растений пруда.                                     Материалы: компьютер, проектор, картинки животных, растений пруда.                           

Блок «Объекты природы»                                     «Облака белогривые лошадки»                                         Цель: формировать представление о явлениях неживой природы;

- развивать внимательность, фантазию и воображение;

 Методические приёмы: просмотр презентации загадка, беседа  игра. «Ветер и облака»  «На что похоже облако»                            Материалы: иллюстрации вулканов, макет вулкана. Подвижная игра «Прокатись на облаке» релаксация «ОБЛАКА» Рисование в нетрадиционной технике по теме «ОБЛАКА» Материалы: Детская Энциклопедия

Материал для дидактической игры «На что похожи облака»

 Обручи на один меньше, чем количество детей

 Бубен

Магнитофон

Аудиозапись песни «Облака - белокрылые лошадки»

 Коврики для релаксации

Лейки

ДЕКАБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок «Вода»                                 Тема «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки).                                    Цель: обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Методические приёмы: Загадки, опыты эксперименты «вода-пар»и.др, дидактич. упражнения «Времена года» показ слайдов о водоёмах. Физ. минутка «Над водой стрижи летают»

Блок «Вода»                                                Тема «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода).                                           Цель: Познакомить детей с различными природными  явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.)  показать разнообразие  состояний воды в окружающей среде. Методические приёмы: опыт эксперимент. Дидактическая игра «Какой вода бывает?» Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Загадки о воде и её состоянии. Т.А Шорыгина «Зелёные сказки»                                 Материалы: Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

- Фильтровальная бумага.

- Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Электрообогреватель или кипятильник.

Блок «Вода»                                           «Водоёмы нашего края»                                              Цель: Познакомить с разнообразием водоёмов (ручей река ,озеро, море) .                     Методические приёмы: Рассказ о водоёмах  нашего края крупных и мелких. Рассматривание обозначение водоёмов на карте, глобусе. Просмотр фильма. Чтение рассказа ,рисование водоёма.                                         Материалы: проектор, компьютер, карандаши, листы бумаги.

Блок «Вода»                                                    Тема «Водопад"                                              Цель: дать детям первые представления о объекте природе водопад .                       Методические приёмы: Загадка о водопаде, беседа о водопадах, просмотр фильма. Изготовление макета водопада. Материалы: Проектор, компьютер, камни, вода.

ЯНВАРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

ПРАЗДНИК

Блок «Животный мир»                                              Тема «Загадки царицы Фауны»                                             Цель: дать общее представление о новом языке общения животных  «языке» звуков.                                      Методические приёмы: игровой момент приход царицы Фауны, слушания фонограммы голосов птиц,игровое упражнение «Звуковые картинки из жизни птиц» игра «Изобрази животного»,просмотр фильма «Царица Фауна»                    Материалы: костюм царицы Фауны, презентация с рисунками юморестического характера,модели знаков обозначающих призывный,защитный,пищевой сигнал птиц,фонограмма с голосами птиц зверей.

Литература «Познания мира животных» занятия с детьми 3-7 лет. (стр 273-280)

Блок «Животный мир

Тема «Парфюмерная фабрика животных»                                          Цель: дать общее представления  о «языке» запахов животных, с помощью которых они общаются друг с другом.                                        

Методические приёмы: рассказ детей об общение животных с помощью запахов. Показ презентации «Животные издающие запахи» просмотр видео фрагмента «Как защищаются животные с помощью запахов»

Материалы: плоскостные модели

зайца, верблюда, слона, ночной бабочки, кенгуру,оленя,двух шмелей,скунса,землеройки,кошки,собаки,броненосца,антилопы сайгага, компьютер, проектор,экран.                           

Литература«Познания мира животных» занятия с детьми 3-7 лет. (стр 290-297)

Блок «Животный мир

Тема «Доисторические животные»

 Цель: Познакомить детей с эволюцией животных.

Методические приёмы: Просмотр презентации, беседа, чтение художественно познавательной литературы, дидактич.игра «На кого похоже»                                                   Материалы: компьютер, проектор, энциклопедия 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок «Природные зоны»                        Тема «Пустыня»                                 Цель: Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. Продолжать формировать представление о взаимосвязи всех живых организмов в пустыне, особенностям растительного и животного мира. Методические приёмы: Чтение стихотворения С.Маршака «Желтая страница»; беседа; проблемные вопросы; использование иллюстраций с изображением животных и растений пустыни; игровое упражнение «Засели пустыню»; задача на смекалку; творческая игра «Пустыня будущего», игра по ТРИЗу. Физическая карта мира; макет «Пустыня»;                      Материалы: песочница с набором мелких игрушек; Творческий мешочек; иллюстрации животных и растений пустыни; оборудование для лаборатории (колбы, воронки, стаканы, песок, глина, лупы, палочки, вода, клеенка, белые халаты) аудиозапись «Зверобика».

Блок «Природные зоны»                                                Тема «Путешествие  в Антарктиду».                                       Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой.                             Методические приёмы: игровая ситуация «пришла посылка», загадывание загадок, просмотр презентации, опыты со льдом, Материалы: географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;

- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;

- карточки, карандаши для игры « Кто где живет ».

 Блок « Природные зоны»                                                           Тема «В гости в Тундру»                                              Цель: Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире;                                                                        

расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь;

Методические приёмы: игровая ситуация « Полёт на самолете в Тундру», работа с глобусом, чтение стихотворения, просмотр      презентации,рисование.

Материалы:

глобус, карта России, иллюстрации животного и растительного мира тундры, разрезные картинки( медведь, олень), видео запись( сияние), аудио запись мелодии, альбомные листы, пастель

Блок « Природные зоны»                                                          

Тема «Прогулка по степи» Цель: развивать у детей знания о растительном и животном мире крымской степи.                           Методические приёмы: чтение экологической сказкм, Дети рассматривают знаки и формулируют правила): Дидактическая игра «Угадай степной цветок»,чтение стихотворения Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
Наши алые цветки, игра «Определи на запах лекарственное растение» Физкультминутка «Хомка – Хомячок» Дидактическая игра «Назови животное»:

МАРТ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«Блок Явление природы»

Тема «Дождь»                            Цель: Познакомить с разновидностями дождей. Систематизировать знания детей о значении дождя в природе.                                       Методические приёмы:

Загадывание загадки о дожде, беседа, чтение стихотворения «Летний дождь» «Грибной дождь»  Дидактич.игра «Хорошо-плохо»,просмотр мультика «Грибной дождь»,рисование. Материалы: проектор, экран, компьютер, карандаши.  Блок  

«Блок Явление природы»

  Тема «Молния»                                 Цель: дать представления  о грозе. Объяснить, почему возникает молния молния.    Методические приёмы: загадки, чтение стихов о молнии, рассматривание иллюстраций Чтение рассказа Л.Толстого Как меня в лесу гроза застала                                  

Материалы: книга рассматривание картинок с изображением грозы.

«Блок Явление природы»      Тема «Закат солнца»                                 Цель: Формировать представления об объектах неживой природы.

Методические приёмы:                  Загатки. Худод. слово "Осенний закат"  Просмотр презентации, опыты эксперименты, чтение "Краденое солнце" Беседа "Закат солнце, что это".  Рисование заката                                         Материалы: проектор, экран, компьютер, краски ,листы бумаги.

Блок  «Явления природы»                                   «Радуга»                                    Цель: Формировать представления об объектах неживой природы. Объяснить, как образуется радуга. Методические приёмы: Слушанье песни «Весёлая песенка про радугу»,чтение стихотворение, беседа, чтение сказки «Волшебный мост»,рисование.

Материалы: магнитофон, карандаши, листы бумаги.

АПРЕЛЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

 «Растительный мир»                    

Тема «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».                                      Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Методические приёмы : показ презентации «Лекарственные растения нашего края».                                 Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека Экологическая игра «Узнай целебную траву». Создание книги «Лекарственные растения»

Материал: презентация, компьютер, проектор, фломастеры, альбомные лист.      

  Блок « Растительный мир»                                      Тема «Растения на нашем участке»                                                 Цель: дать представления о некоторых видах растений. Методические приёмы: наблюдение на прогулки, зарисовки, рассматривание гербарием.                                                      Материалы: фломастеры, листы бумаги.

Блок  «Растительный мир»  Тема «Что растёт в воде»  

 Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.                                                                   Методические приёмы:  просмотр презентации, беседа, коммуникативная игра «Волшебные водоросли», рисование «Растение которое мне понравилось»                              Материалы: проектор, компьютер, карандани, листы бумаги.

Блок «Растительный мир»                                                   Тема «Полезные комнатные растения для дома»                                         Цель: Познакомить с некоторыми видами комнатных растений, которые могут оказать пользу человеку (герань, каланхое, алое, хлорофитрум ) 

Методические приёмы: рассматривание, цветов, беседа, практич. часть.                  «Уход за комнатными растениями»                                                     Материал: цветы, инструменты за уходом растений.

МАЙ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Блок  «Природа мой дом».                                          Игра путешествие по экологическим зонам.                                 Цель: выявить уровень знаний детей о экологических зонах

Методические приёмы: задания, упражнения игры интеллектуального характера                         Материалы: презентация экологических зон,проектор,компьютер.

           ПРАЗДНИК

Блок «Природа мой дом»

КВН «Знатоки животного мира»                                                          Цель: вспомнить с детьми названия животных, птиц, рыб, место их обитания через игры и упражнения.                                Методические приёмы: «Рассели жильцов» «Кто как защищается» «Кто что ест».                             Материалы: Картинки с птицами, животными рыбами.

Диагностика

Диагностика

20

3. Организационный раздел

        

3.1Рекомендации, необходимые для проведения непосредственно   организованной образовательной деятельности.

 Кружок ведётся в течение учебного года (сентябрь-май включительно), один раз в неделю.

 По средам в  вечернее время.

 Старшая группа (5-6лет) с 16.30-16.55

 Подготовительная группа (6-7лет) с 16.30-16.05

План кружка рассчитан на год.                                                                                                                                                                                            Количество детей посещающих кружок -11 человек.

Возраст детей: о 5 до 7 лет.

Группа компенсирующей направленности ТНР.

Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь ) итоговый (май).

Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

                             

      3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы.

  • Фонд методических, наглядно иллюстрированных материалов;
  • Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;                            
  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики; 

21

  • Детские халаты, фартуки;           
  • Схемы для проведения опытов; 
  • Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы
  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
  • Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
  • Воронки
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
  • Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

 «Умелые ручки»        

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

3.3. Формы взаимодействие с родителями

1. Помощь и организация экологических походов.

2. Участие в квест- играх экологической направленности.

3. Участие  в экологических викторинах,КВН.

4  Участие в природоведенческих акциях.

5. Участие в праздниках экологической направленности.

6.Участие в экологических проектах.

7.Помощь в оснощении развивающей среды.

9. Привлечение в участие в конкурсах, выставках.

22

3.4 Дидактические игры используемые  по экологическому развитию предусмотрены программой

«Живое неживое», «Съедобные не съедобные», « Кто, что ест», «Можно нельзя», «Рассели жильцов», «Из чего сделано», «Логическая цепочка» «Паутина жизни» ,«Соберём букет», «Живая не живая природа», «Кто правильно назовёт?», «Кто быстрее?», «Кто лишний», «Кто больше назовёт», «Берегите природу» «Кто в лесу живёт» «Кто живёт на болоте»

«Что растёт на болоте» «Ветер и облака» «На что похоже облако» «Времена года» «На кого похоже» «Засели пустыню» «Угадай степной  цветок» «Узнай целебную траву».                                                                                               

                                                              23

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа по экологии "Путешествие в природу"

Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...

Программа по экологии

   Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Программа по экологии "Юные экологи"

программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...