Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Разработана рабочая программа по экологии на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rabochaya_po_ekologii.docx | 111.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю заведующий
МДОУ детский сад «Малыш»
_________________ М.В.Ревина
Рабочая программа дополнительного образования
по экологии «Юный эколог»
2017-2018уч. год
старшая - подготовительная группа
педагога дополнительного образования Даниленко А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ___________________________________________
2. Задачи экспериментально-исследовательской деятельности___________
для детей старшей группы __________________________________________
3 Методы, используемые для реализации программы____________________
4 . Условия реализации программы___________________________________
5. Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами _________________________________________________________
6. Работа с родителями______________________________________
7. Перспективный план работы по экологическому воспитанию старшая
группа
8. Ожидаемые результаты __________________________________________
9. Список литературы _______________________________________________
2
Пояснительная записка.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, -
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Настоящая рабочая программа МДОУ детского сада « Малыш» на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитание детей со второй младшей до подготовительной группы, т.е. 3 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
4
Цели и задачи рабочей программы:
Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
-воспитание потребности в созидании и творчестве;
-создание условий для полноценного экологического воспитания;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования; - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе; др.
Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- применение дидактических игр;
Словесные методы
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
- загадывание загадок;
5
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- чтение литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Виды деятельности
Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- использование мультимедийного и интерактивного стола;
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
- совместная деятельность;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки;
- использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Условия реализации программы:
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
6
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- 1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 30 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
- 2 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
7
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Принципы организации образовательного процесса:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой
8
пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.
Главная задача родителей
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
9
Перспективный план работы по экологическому воспитанию старшая группа
№ недели | СЕНТЯБРЬ | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ 1. | 1. Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах) | способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | Наблюдения |
2. | «Гуляем по лугу» (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава) | способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Рассматривание мультим-иллюстрацию "В поле осенью" –Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. –Рассматривание картинок, чтение художественной литературы. –Рассматривание почвы на клумбе. |
3. | "Куда исчезают насекомые. (беседа) | способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Беседа о насекомых Интерактивная игра«Четвертый лишний» |
4. | «Кто такая рыбка» | способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. | Видеофильм »Жизнь рыб водоемов» С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы». |
ОКТЯБРЬ 5. | «Кому нужна вода» | способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | --Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" |
6. | «Как помочь растению | способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Мультимедийная -игра « Вырасти цветок» Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). – Анализ схемы «Растения». – Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле. – Работа в дневнике наблюдений. – Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»). |
7. | .Деревья и кустарники на участке детского сада. | способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы | – Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада. – Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п. – Сбор листьев для гербария. – Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов. – Труд на участке детского сада. – Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза» |
8. | «Какие разные птицы» | способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. - Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций. – Чтение детской природоведческой литературы. – Рассматривание схемы-модели «Птицы». – Отгадывание загадок. |
НОЯБРЬ 9. | «Где живут дикие звери» | способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с интерактивной доске изображением диких животных их обитание. – Чтение познавательной литературы о диких зверях.– Рассматривание иллюстраций.– Рассматривание схемы-модели «Звери». |
10 | «Как живут домашние животные» | способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» – Чтение художественной литературы. – Беседы о кроликах и утках. – Рассматривание схемы-модели «Животные». |
11 | «Почему болят зубы» | способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах. | – Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов. – Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом). |
12 | «Осень золотая» | обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. | Отгадывание загадок о явлениях погоды –Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени. – Рассматривание пейзажных картин. – Труд на участке. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды |
13 | «Какие разные деревья» | способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичка о лесе |
14 | «Птицы» (беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири) | способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") |
ЯНВАРЬ 15 | «Комнатные растения» | : создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.
| Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате. – Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями. Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
|
16 | 3. «Хвойные деревья сосна» | . способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе. – Рассматривание иллюстраций. – Разучивание стихов и чтение рассказов. Игра Найди такой же"
|
ФЕВРАЛЬ 17 | . «Почему мишка перепутал черепаху с камнем» | создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. | Мультимид- фильм про черепаху Чтение про черепаху. Рассматривание о страении черепахи беседа Игра обследование |
«Органы дыхания человека» | создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | . Беседа »Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | |
3. Стекло и металл
| Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Игра "Расскажи и покажи" -Опыт со стеклом, металлом | |
МАРТ |
В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" |
2.! | Береги живое | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
| Мульт-фильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные" |
3.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет | -Рассматривание предметов из этих материалов | |
АПРЕЛЬ | 1.Насекомые - наши помощники
| Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
| Видеофильм «Жизнь висной» Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний « -Отгадывание загадок |
Наблюдение за деревьями | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства. | Раскрась предметы живой и неживой природы" | |
Земля- мой дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими | Рассматривание картины "Семья дома" | |
МАЙ | 1.Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
|
|
.Человек - живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Беседа о потребностях человека -Изготовление поделок, построек |
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешной реализации методической разработки необходимо создать
практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о
системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае,
если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и
обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать
24
за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы
в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание
уголка для экспериментирования включает:
более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия,
пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) или картинки;
огород или ящики, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-
салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный
салат;
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные
пособия, которые можно разделить на три группы:
натуральные объекты живой и неживой природы;
• иллюстративные пособия;
• вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая
природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные
гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.
Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии,
таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и
демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели
земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения
опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской
лаборатории необходим природный материал, бросовый материал,
технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое
оборудование.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и
взаимодействия человека с природой.
25
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь
представления о различных природных объектах; о растительности
леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной
книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками
разнообразных материалов и их использованием.
Иметь представление о родном крае.
Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними
птицами (петушок, курочка с цыплятами)
Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей,
сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).__
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
5.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей, - М,: Издательский центр « Академия». 2012.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,
26
7. В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
«Мозаика - синтез», 2000 г.
9. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11. Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12. Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
27
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе дошкольного возраста
СЕНТЯБРЬ
1. Что нам осень принесла?
Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменения в природе. Дать представления о пользе природных витаминов
1. В гости приходит Незнайка.
2. Игра «Собери урожай».
3. Беседа «Заготовки на зиму». Кукла Незнайка, две корзинки, муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением
Серия последовательных картинок (см. в книге).
О. А. Соломенникова
2. У медведя во бору грибы, ягоды, беру…
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
1. Прогулка по «Сказочному лесу»
.2. Беседа о деревьях и животных.
3. Игра «У медведя в бору…» Панорама осеннего леса: берёза, рябина и ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. О. А. Соломенникова
3. В хороводе деревьев.
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам ,плодам ( береза, тополь, клен, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия. Воспитывать интерес к познанию.
4. Экскурсия « Путешествие в страну Осень».
Уточнить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям.
ОКТЯБРЬ
1.Фрукты и овощи.
Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете и т. д. Развивать речь, сенсорные способности. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку.
1. Рассматривание и описание плодов.
2. Игра «Разложи по цвету, форме, размеру».
3. Игра «Определи свойства плодов». Натуральные фрукты и овощи (по 2 каждого вида, Винни – Пух, корзина, блюдо, поднос, тарелки, разделочная доска, нож. С. Н. Николаева
«Юный эколог» с.22
2. Прохождение экологической тропы.
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
С.33 О.А .Соломенникова
3. Экскурсия « Золотая осень».
Наблюдение за признаками золотой осени. Рассмотреть березу, травянистые растения. Чтение стихот- я А.Майкова « Кроет уж лист золотой». Подвижные игры.
4 Знакомство с декоративными птицами.
Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.
С.36 О.А. Соломенникова.
НОЯБРЬ
1.Осенние посиделки
Беседа о домашних животных. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботится о домашних животных.
1. Отгадывание загадок.
2. Беседа о домашних животных.
3. Пение песенки – потешки, с движениями.
4. Игра «Какая польза от разных домашних животных».
Панорама деревенского двора, игрушки: домашние животные, будка, загон, картинка с изображением стога сена.
О. А. Соломенникова с. 38, №5
2. Скоро зима.
Беседа о жизни диких животных в лесу. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
1. Чтение стихотворения А. Твардовского «Лес осенью».
2. Беседа о диких животных.
3. Игра «Изобрази повадки животных».
Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные.
О. А. Соломенникова с. 20, № 6
3.Воздух (опыты).
Познакомить со свойствами воздуха ( невидим, без запаха, не имеет формы); Сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
4. «К ребятам приходит Айболит».
Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овоще1. Беседа с Айболитом.
2. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
3. Игра «Приготовь суп».
Корзина средних размеров, натуральные сырые мытые овощи, кастрюля, нож, доска, кукла Айболит, платок, фартук. С. Н. Николаева «Юный эколог» с.15
ДЕКАБРЬ
1.Дежурство в уголке природы
Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.
С. 43 О.А. Соломенникова.
2.«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой).
.Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных.
1. Беседа о собаке.
2. Беседа о кошке.
3. Чтение рассказов Е. Чарушина «Кошка», «Собака « ; картины «Кошка с котятами» и « Собака со щенками».
С. Н. Николаев «Юный эколог» с. 51
3. Почему растаяла Снегурочка?
Расширять представления детей о свойствах вод, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи. 1. Чтение стихотворения М. Познанской «Снег идёт».
2. Подвижная игра «Выпал беленький снежок».
3. Рисование снежинок.
4. Экспериментальная деятельность. Снегурочка – кукла, снег в ёмкости, лёд в формочках, снежинки из бумаги, тёмный лист бумаги
О. А. Соломенникова с. 26, №8 с. 45, № 8
4. «Айболит в гостях у детей».
Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям. 1. Беседа о здоровом образе жизни.
2. Письмо болеющим детям.
3. Беседа о витаминах, рассматривание луковиц в ящике. Большая грузовая машина, кукла Айболит, мешочек с фруктами, мешочек с сухими плодами, бумага и конверт для письма. С. Н. Николаева
«Юный эколог» с.78
ЯНВАРЬ
1 .Стайка снегирей на ветках рябины.
Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
С.48 О.А .Соломенникова.
2. Знакомство с птичьим двором.
Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях.
1. Беседа о домашних птицах.
2. Рассматривание картин, сравнение птиц.
3. Подведение итогов по занятию. Домашние птицы, курятник, картины «Птичий двор», «Куры»
и т. д. С. Н. Николаева «Юный эколог» с.41
3. В гости к деду Природоведу ( экологическая тропа зимой).
Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
С.50 О.А. Соломенникова.
ФЕВРАЛЬ
1.Рассматривание кролика.
Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.
С.53 О.А .Соломенникова.
2.Посадка лука.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
1. Разгадывание загадки.
2. Беседа про лук.
3. Трудовая деятельность – посадка лука. Кукла Незнайка, расписной сундучок, для посадки лука: земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.
С.54 О. А. Соломенникова
3 Путешествие по зимнему лесу.
Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся( холод, короткий день, отсутствие воды).
С.99 С.Н. Николаева « Юный эколог»
4. «Кому нужна вода?»
Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живы существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
1. Разгадывание загадок о воде.
2. Беседа «Кому и зачем нужна вода?».
3. Коллективный труд (см. в книге). Лейка с водой, цветы, детское кукольное бельё, таз, питьевая вода, стаканчики для каждого ребёнка. С. Н. Николаева «Юный эколог» с.70
МАРТ
1.Мир комнатных растений.
Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. 1. Беседа о комнатных растениях.
2. Рассматривание, сравнение комнатных цветов.
3. Игра «Что изменилось?». Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин, фикус.
О. А. Соломенникова с. 57, № 13
2. В гости к хозяйке луга.
Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
1. Отгадывание загадок.
2. Игра «Сходство и различие насекомых»
3. Физкультминутка.
4. Игра «На полянку шли, насекомых нашли». Смотри в книге по занятию О. А. Соломенникова с. 59, № 14
3.Опыты (Стекло и метал).
Познакомить детей с новым материалом ( стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов ( структура поверхности, мягкость, твердость, прочность, хрупкость). Способность определять материал из которого сделан предмет
4.» Советы Айболита»
Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью, формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища( зеленый лук) и солнце.
С.123 С.Н. Николаева «Юный эколог»
.АПРЕЛЬ
1«Починка деревянных предметов».
Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2-3 вида). Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов и т. д
1. Беседа о деревьях.
2. Знакомство с предметами из дерева.
3. Сравнение дерева с камнем. Небольшого размера кусочки дерева, небольшая доска, инструменты : молоток, пила, гвозди, кукла - Красная шапочка, камень. С. Н. Николаева
«Юный эколог» с.100
2.Поможем Незнайке вылепить посуду.
Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том , что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закрепить умение детей лепить из глины.
С.64 О.А. Соломенникова.
3.Экологическая тропа весной.
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
С.66 О.А. Соломенникова.
4. «Знакомимся с деревянными игрушками».
Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к её изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву.
1. Игровая ситуация «Буратино рассказывает про деревянные предметы».
2. Чтение стихотворения
О. Кригер «Вот так куры».
3. Игры с деревянными игрушками.
Книга А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; карандаши, требующие заточки; образцы богородской резной игрушки (клюющие куры и др.); матрёшки, пирамидки; кукла Буратино с сумкой, в которой лежат любые деревянные фигурки и предметы (ложки, разделочная доска и пр.); безопасные точилки для карандашей. С. Н. Николаева
«Юный эколог» с. 104
МАЙ
1.«Весна в лесу».
Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.
1. Игровая ситуация «Прогулка в лесу».
2. Рассматривание картин.
3. Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Картины из серии С. Н. Николаевой. Н. Н. Мешковой «Картины из жизни диких животных»: «Заяц на лежке», «Белки строят гнёзда», «Семья волков летом» и т. д. (см. в книге) С. Н. Николаева
«Юный эколог»
с. 110
2. «Как выращивают овощи на огороде».
Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей. 1. Беседа «Что растёт на огороде».
2. Игра «Угадай и опиши овощ».
3. Рассматривание рассады на картинках.
Мешочек, разные овощи, картинки по теме «Огород».
О. А. Соломенникова
3.Диагностические задания.
С. 69 О.А. Соломенникова
Перспективный план по экологии в старшей группе
Тема занятия | Цель и задачи наблюдений | Форма работы |
Сентябрь. Овощи и фрукты на нашем столе. Грибы. Осень. В хороводе деревьев. Октябрь. " Зелёная аптека." Мир растений. "Домашние животные." Ноябрь. "Волшебница вода." "Как дикие звери готовятся к зиме." Песок, глина, камень, почва. Воздух. Декабрь. Лесные жители. В гостях у птиц. "Как помочь зимующим птицам." Январь. Зимушка -зима. Белый снег пушистый. Путешествие в зимний лес. Февраль. "Комнатные растения." Стекло и металл. Жизнь птиц зимой. Март. Весна - красна. Путешествие по Красной книге. Бумага, древесина, ткань. Апрель. Человек - живой организм. Земля - мой дом. Насекомые - наши помощники. Май. Природа и люди. Одуванчик. Хлеб - всему голова. Чудо - ягода. | Закрепить представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). чувства, речь, внимание. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Продолжать знакомить со со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Обобщить представления детей о жизни диких зверей .в зимний период года .Прививать добрые чувства к диким животным. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" Обобщить представления детей о птицах как живых существах . Учить проявлять заботу Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен бытьвлажным Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, показать взаимосвязь с живой и неживой природой, развивать мышление; воспитывать доброе отношение к природе. Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. .Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Расширять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Познакомить с лекарственным растением - одуванчик. .Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Наблюдения. Д/игра" Чего не стало." "Угадай на ощупь." "Узнай по описанию. Беседа " Что нам осень принесла." Чтение Ю. Тувим " Овощи." Пальчиковая гимнастика " Засолка капусты." Загадки Лесовичка о грибах Наблюдения за состоянием погоды на участке Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев -Беседа о лекарственных травах Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" Настольный театр: "Маша и медведь" -Опыт с песком, глиной Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" -Беседа о зимующих и перелётных птицах. -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. -Дидактические игры: "Кто, где -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) -Чтение стихотворения:"Покормим птиц зимой". Изготовление с детьми кормушек для птиц. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья" Наблюдения за птицами на участке -Беседа о зиме Опыт со снегом
Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Опыт со стеклом, металлом -Беседа о зимующих птицах. - Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы." - Игра с мячом "кого чем угостим?" -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" -Оригами из бумаги Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. Беседа "Где я живу" -Рисование" Звёздное небо."
-Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев. - Чтение рассказов, заучивание стихотворений. - Беседы о лесе, деревьях. -Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща." -Загадки об одуванчике. - Чтение стихов. -Беседа. -Изучение строения. - Составление рассказа "Путешествие семечка." -Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному. -Д/игра "Угадай на вкус." -Пословицы о хлебе. -Рассматривание иллюстраций: "Вспашка." "Посев", "Уборка," "Появление всходов," "Хлеборобы." -Отгадывание загадок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа
Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....
Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы
РАБОЧАЯ программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...
Рабочая Программа на 2015 - 2016 учебный год ( подготовительная группа 6 - 7 лет)
Рабочая программа для подготовительной группы...
Рабочая программа по реализации ООП ДО в подготовительной группе
Рабочая программа по реализации ООП ДО в подготовительной группе...
Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (старшая и подготовительная группа)
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.Делая что-то своими руками, дети разви...