НОД Познавательное развитие "Экскурсия в Малые Карелы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дети знакомятся с традициями и бытом родного края через виртуальную экскурсию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_malye_karely.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область "Познавательное развитие"

Ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира.

          Группа/ возраст: Старшая группа, 5-6 лет, компенсирующей направленности (ТНР)

Форма проведения: Подгрупповая (6человек)  

Взаимосвязь с областями: Художественно-эстетическое развитие.                                                                                                        

Цель: Формирование элементарных представлений об истории Родного края. 

         Программное содержание: 

         Коррекционно-образовательные задачи:  

Закреплять и расширять  знания  детей о родном крае (его достопримечательностях, жилищах людей, предметах быта, занятиях предков).

Расширить словарный запас детей новыми словами (амбар, колокольни, колодец.) Объяснить их значение.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать мыслительные процессы: память, внимание, мышление - через дидактическое упражнение «Выбери посуду»

Развивать моторику рук через плетение ковриков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к Родному краю.

Предварительная работа: Знакомство с нашим краем через беседы.  Чтение сказок северных писателей Шергин, Писахов. Рассматривание тематических альбомов, фотографий с изображением различных мест нашего края. Использование дидактических игр с  региональным компонентом, народные подвижные игры.

                     

 План: 1. Организационный момент (3 минуты).

Воспитатель предлагает совершить экскурсию в музей Малые Карелы.

2.Основная часть  (15 минут).

Остановка Малые Карелы (Беседа о жилище, утвари и занятиях предков).

Дидактическая игра «Разбери посуду»

Практическая часть Ручной труд «Соткём коврик» (5 мин)

Народно-хороводная игра «Золотые ворота»

3. Заключительная часть (2 минуты).                                                                                              

                                                                                                                                       

Подведение итогов.

I. Вводная часть.

 Воспитатель предлагает  совершить  экскурсию в Малые Карелы. Уточняет, что такое Малые Карелы (музей деревянного зодчества под открытым небом). Сообщает цель поездки  (Поедем, чтобы узнать о жизни наших предков - Поморов).

Слайд: детский сад.

Дети садятся в автобус, построенный заранее, под музыкальное сопровождение отправляются на экскурсию.    

Слайд: дорога (музыкальное сопровождение «Дорога добра»).                                                                                                                                               Воспитатель:  уточняет название города, в котором живут дети (Архангельск).                                                                                                                                                                                                        На берегу какой реки был построен наш город (На берегу Северной Двины).

А в какое море впадает Северная Двина? ( В Белое море).

II. Основная часть

Слайд: Малые Карелы (с музыкальным сопровождением звон колоколов).

Воспитатель: Вот ребята мы и подъехали к музею Малые Карелы, я буду вашим экскурсоводом, буду рассказывать о жизни людей, которые жили очень  давно.

Воспитатель подводит детей к макетам деревянных сооружений  (избы, мельница, колокольни, амбар, колодец).

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите?  (ответы детей).

Это избы, колокольни, амбары, мельницы - такие постройки строили очень давно люди, которые жили в наших краях. Амбары служили для хранения зерна, мельницы мололи зёрна, чтобы получить муку для выпечки хлеба.  Из какого материала были они построены? Правильно, из дерева с помощью одного топора без единого гвоздя.

Давайте зайдём в избу.

Слайд: Внутри избы

Воспитатель: Посмотрите, жильё было очень скромное, мебели мало (стол, лавки и шкаф для посуды).  В каждой избе была печь. Дети, для чего нужна была печь? (Ответы детей).

Правильно, печь спасала людей от холода. Люди приготовляли пищу (варили каши, похлебки, кисели, пекли пироги, пряники).

А какую посуду использовали, из какого материала она была сделана? (из глины, дерева).

Воспитатель: Да, самую первую посуду делали из дерева и глины, а потом уже из чугуна и меди. А позднее уже появиться посуда из стекла и фарфора.

 Воспитатель подводит детей к столу, где расставлена разная посуда (из дерева, стекла, металла, глины). 

Дидактическая игра « Выбери посуду»

Предлагает выбрать деревянную и глиняную посуду. Воспитатель поясняет, как использовалась посуда.

 В глиняных горшках варили пищу: это были  всевозможные каши,  овсяный кисель, горох, похлебки. А ели из деревянной посуды. У каждого члена семьи была своя ложка, с которой даже ходили в гости. 

Воспитатель: Чем же занимались люди в то время? Трудились они  много (Ответы детей) Слайд: Занятия Поморов.                  

Да, они собирали грибы, ягоды, работали в поле, выращивали хлеб, ухаживали за скотом. Мужчины рыбачили, охотились. А в зимние вечера мужчины делали игрушки, мебель, а женщины вышивали, шили, пряли пряжу, ткали полотно, ковры.

Воспитатель: Я вам хочу предложить посетить мастерскую, где мы попробуем сами сделать коврик. Хоть это была женская работа, но я думаю, мальчикам тоже будет интересно поучаствовать.

Слайд: мастерская (музыкальное сопровождение Русская народная музыка)

Воспитатель показывает самодельные  станки, объясняет способ плетение коврика.

Самостоятельная работа под музыкальное сопровождение.

Рассматривание ковриков.

Воспитатель: Люди нашего края не только много работали, но они ещё умели и отдыхать. Отмечали разные праздники, водили хороводы, пели песни, играли. Давайте и мы с вами поиграем в народную игру «Золотые ворота».

Слайд: хоровод (музыкальное сопровождение «Золотые ворота»)

Игра «Золотые ворота» повторяется несколько раз.

Воспитатель: Дети, наша экскурсия подошла к концу, пора  возвращаться детский сад.

 Дети садятся в автобус.

Слайд: дорога (музыкальное сопровождение Дорога добра)

Итог экскурсии: Понравилась ли экскурсия? Что понравилось? Что запомнилось?

Слайд: детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»

Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Моя малая Родина»( младшая возрастная группа).

На этом занятии моей задачью было сформировать у детей представление о Родине, о родном городе....

Краеведческая игра "Малые Карелы"

Интерактивная краеведческая игра "Малые Карелы"...