Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Этот удивительный песок»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шульгина Наталья Вячеславовна

Конспект непрерывной  непосредственнообразовательной деятельности  по познавательному развитию в старшей группе  на тему:   «Этот удивительный песок»

Программные  задачи:                                                                                                  Образовательная задача:познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.  Развивать любознательность, интерес к иследовательской деятельности и эксперементированию

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Здоровьесберегающии задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Способствовать снятию усталости и напряжения.

 

Словарные задачи: обогатить речь детей новыми существительными, прилагательными обозначающими свойства и качества песка(песок, сыпучий, мокрый,  сухой и т.д.)

Материалы и оборудование. Аудиозаписи песни «Каракум»  в исполнении ансамбля «Ялла»  и звуков дождя; костюм джинна,  глобус, презентация, магнитный мольберт, пульверизатор, ведро с песком, сахарный песок, вода, салфетки, картон, клей ПВА, пластиковая бутылка с отрезным дном, кусок поролона или губки, лупы и тарелки (по одной на каждого ребенка), пластиковые стаканы (по одному на каждого ребенка), баночки (по две на каждого ребенка).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением пустыни и ее обитателей. Беседа на тему «Свойства песка». Игры в песочнице с сухим и мокрым песком.

Ход НОД.

Воспитатель:ребята,перед нами сегодня поставлена  необычная задача,мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты.

Уважаемые коллеги, готовы?  Одевайте специальную одежду. Присаживайтесь.

Дети сидятся за столы, звучит песня «Каракум».                                                                      Воспитатель:у нас сегодня интересный гость. Это джинн, он прибыл к нам из дальних краев.

Джинн:здравствуйте, о, ребята! Я джинн, житель пустыни. Во время путешествия ветер порвал мой ковер-самолет, и мне пришлось сделать вынужденную посадку.

Воспитатель:добро пожаловать!

Джинн: как у вас интересно! А что вы делаете?

Воспитатель:у нас тут лаборатория. Мы изучаем свойства веществ.

Джинн: а у меня как раз с собой волшебный мешочек с одним веществом. Я загадаю загадку, а вы угадаете, что у меня в мешочке.                                                                                 Он желтый и сыпучий,                                                                                                                           Во дворе насыпан кучей.                                                                                                                        Если хочешь, можешь брать

И с ним весело играть.  (Песок.)

Джинн: о мудрейшие из мудрейших, вы отгадали мою загадку! А давайте теперь исследовать песок! Я вижу, что в ваших стаканчиках уже есть песок.

Воспитатель: уважаемый джин, для того чтобы нам начать исследовать песок,  надо

обязательно  вспомнить о мерах безопасности, какие правила пользования с песком мы знаем?

Ответы детей:

·        На песок нельзя дуть.

·        Нельзя подносить его к лицу.

·        После работы с песком нужно вымыть руки.

А теперь возьмите стаканчик и медленно пересыпайте песок из него в тарелку.

(Дети пересыпают песок.) Легко вы пересыпали песок? Ответы детей

Воспитатель:в итоге, коллеги, мы с вами узнали, что если песок сыплется, то он какой?  Ответы детей -  (Сыпучий.)                                                             

Песок – сыпучее вещество.

А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите песчинки. Какого они цвета?  Ответы детей (Темные и светлые.)

А по размеру они одинаковые?  Ответы детей (Неодинаковые, есть крупные и мелкие.)                          Давайте понюхаем песок – только издалека. Есть ли у него запах?Ответы детей(Он не пахнет.)      

К какому выводу мы с вами пришли?Ответы детей.Значит, сухой песок не имеет запаха. 

Теперь нарисуем на песке для джинна веселый смайлик. (Дети рисуют на песке в тарелках.)

Джинн: какие молодцы! А я могу сделать, чтобы ваши рисунки исчезли.  (Трясет тарелки, рисунки исчезают.)

Воспитатель:почему рисунки исчезли?  

Ответы детей: песок движется, поэтому рисунок исчез.

Воспитатель: джин, а я могу сделать так, чтобы рисунки не исчезли!  (Сбрызгивает из пульверизатора песок в тарелках.)  Коллеги, нарисуйте смайлики снова!                                             Джинн, попробуй еще раз! Получается?  (Джинн трясет тарелки, рисунки не исчезают.)

Джинн: о, умнейшие из умнейших, вы меня удивили!

Воспитатель:дети, вы видите: если песок мокрый, то рисунки на нем сохраняются.  Знаете ли вы, откуда на земле песок?  (Ответы детей.) Вода долгими тысячелетиями перекатывает камни в реках, морях и океанах. Камни ударяются друг о друга, разрушаются – и получается песок. Иль представьте горы. Там дует ветер, идет дождь, бывает мороз. И это все разрушает горы. И тоже образуется песок. Песок бывает разного цвета – желтый, белый, черный, розовый и даже красный.  (Показывает слайды.)                                      Песок используют в строительстве домов. А еще из песка делают стекло. Коллеги, посмотрите, а на стекле появились капли дождя (Звучит аудиозапись дождя.)Кажется, дождь начинается? Но мы дождя не боимся.  (Дети выходят из- за столов.)

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, капля два,  (Ловят капли.)                                                                                                 Очень медленно сперва.   (Прыжки на месте.)                                                                                  А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.   (Бег на месте.)                                                                                                 Мы зонты свои раскроем,    (Руки в стороны.)                                                                                                От дождя себя укроем.   (Смыкают руки над головой.)  Затем дети снова садятся за столы.

Воспитатель:вот и прошел дождик. Что остается на земле после дождя?

Ответы детей (Лужи.)

Джинн:а у нас в пустыне никогда не бывает луж.

Воспитатель:как вы думаете, почему так происходит?

Джинн:сейчас мы это узнаем.

Опыт «Песок пропускает воду»

 Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем, вложим в горлышко кусочек губки или поролона, насыплем песок. А теперь нальем в бутылку воду. Что происходит?   (Вода выливается, остается мокрым песок.)

Воспитатель:так почему в пустыне не бывает луж? 

Ответы детей: Потому что песок хорошо пропускает воду.

Джинн:да, в пустыне не бывает луж, и вообще почти нет воды. Поэтому там мало растений. Но в пустыне так красиво!   (Показывает слайд пустыни.)                         Давайте посмотрим на карту. Пустыня обозначается на картах желтым цветом. Посмотрите, какие огромные пространства занимают пустыни. Там водятся животные, которые могут долго жить без воды: змеи и ящерицы, верблюды, разные насекомые.  (Показывает слайды.)                                                                                                                      Я люблю пустыню. Сейчас я научу вас изображать пустынный пейзаж. Вместо красок мы возьмем песок и клей. На фотографиях вы видели, что в пустыне тоже есть горы – барханы из песка. С помощью клея мы изобразим горы, а сверху посыплем песком. (Наносит на картон клей волнообразными движениями и сверху посыпает песком.Стряхивает лишний песок и показывает изображение.)Вот такая картина получилась. Нравится вам?

Воспитатель:джинн, спасибо тебе, что научил нас изображать пустыню.                                                А мы тебе сейчас покажем такой песок, которого в пустыне нет.  (Показывает сахарный песок.)                                                                                                                                                 Дети, как этот песок называется? Ответы детей (Сахарный.)  Сахарный песок назвали так потому, что он похож на песок обыкновенный. Правда, джинн? Но этот песок съедобный. Попробуй!

Джинн:(пробует). Он сладкий! Хотел бы я, чтобы все барханы в пустыне превратились в сахарные!

Воспитатель:только тогда они исчезнут, как только на них попадет вода.

Джинн:как это?

Воспитатель:сейчас мы тебе покажем.

Опыт «Растворимость веществ»

Воспитатель:для проведения опыта вам понадобятся две баночки с водой. В одну положим обычный песок и размешаем. Во вторую – сахарный, и тоже размешаем.   (Дети выполняют задание.)                                                                                                                           Куда исчез сахарный песок, и что произошло с обычным песком?

Ответы детей  (Сахарный песок растворился, а обычный нет.) Да, сахарный песок растворяется в воде. Мы все это знаем, потому что каждый день кладем его в чай. А еще с сахарным песком можно сделать очень вкусные сладости.

  Спасибо тебе, джинн!Коллеги, сегодня мы с вами  проводили много опытов с песком, что мы узнали нового  о свойствах песка? Ответы детей.

Я благодарю вас, вы хорошо потрудились и узнали много нового и интересного, но мы забыли помыть руки после работы. Покажите Джину, где это можно сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_etot_udivitelnyy_pesok.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №11

г.Калининска Саратовской области»

Конспект

 непрерывной  непосредственно

образовательной деятельности

 по познавательному развитию

 в старшей группе  на тему:

«Этот удивительный песок»

  Воспитатели  

Легкова О.В.

            Шульгина Н.В.

Калининск 2017г.

Конспект непрерывной  непосредственнообразовательной деятельности  по познавательному развитию в старшей группе  на тему:   «Этот удивительный песок»

Программные  задачи:                                                                                                  Образовательная задача:познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.  Развивать любознательность, интерес к иследовательской деятельности и эксперементированию

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Здоровьесберегающии задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Способствовать снятию усталости и напряжения.

Словарные задачи: обогатить речь детей новыми существительными, прилагательными обозначающими свойства и качества песка(песок, сыпучий, мокрый,  сухой и т.д.)

Материалы и оборудование. Аудиозаписи песни «Каракум»  в исполнении ансамбля «Ялла»  и звуков дождя; костюм джинна,  глобус, презентация, магнитный мольберт, пульверизатор, ведро с песком, сахарный песок, вода, салфетки, картон, клей ПВА, пластиковая бутылка с отрезным дном, кусок поролона или губки, лупы и тарелки (по одной на каждого ребенка), пластиковые стаканы (по одному на каждого ребенка), баночки (по две на каждого ребенка).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением пустыни и ее обитателей. Беседа на тему «Свойства песка». Игры в песочнице с сухим и мокрым песком.

Ход НОД.

Воспитатель:ребята,перед нами сегодня поставлена  необычная задача,мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты.

Уважаемые коллеги, готовы?  Одевайте специальную одежду. Присаживайтесь.

Дети сидятся за столы, звучит песня «Каракум».                                                                      Воспитатель:у нас сегодня интересный гость. Это джинн, он прибыл к нам из дальних краев.

Джинн:здравствуйте, о, ребята! Я джинн, житель пустыни. Во время путешествия ветер порвал мой ковер-самолет, и мне пришлось сделать вынужденную посадку.

Воспитатель:добро пожаловать!

Джинн: как у вас интересно! А что вы делаете?

Воспитатель:у нас тут лаборатория. Мы изучаем свойства веществ.

Джинн: а у меня как раз с собой волшебный мешочек с одним веществом. Я загадаю загадку, а вы угадаете, что у меня в мешочке.                                                                                 Он желтый и сыпучий,                                                                                                                           Во дворе насыпан кучей.                                                                                                                        Если хочешь, можешь брать

И с ним весело играть.  (Песок.)

Джинн: о мудрейшие из мудрейших, вы отгадали мою загадку! А давайте теперь исследовать песок! Я вижу, что в ваших стаканчиках уже есть песок.

Воспитатель: уважаемый джин, для того чтобы нам начать исследовать песок,  надо

обязательно  вспомнить о мерах безопасности, какие правила пользования с песком мы знаем?

Ответы детей:

  • На песок нельзя дуть.
  • Нельзя подносить его к лицу.
  • После работы с песком нужно вымыть руки.

А теперь возьмите стаканчик и медленно пересыпайте песок из него в тарелку.

(Дети пересыпают песок.) Легко вы пересыпали песок? Ответы детей

Воспитатель:в итоге, коллеги, мы с вами узнали, что если песок сыплется, то он какой?  Ответы детей -  (Сыпучий.)                                                              

Песок – сыпучее вещество.

А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите песчинки. Какого они цвета?  Ответы детей (Темные и светлые.)

А по размеру они одинаковые?  Ответы детей (Неодинаковые, есть крупные и мелкие.)                          Давайте понюхаем песок – только издалека. Есть ли у него запах?Ответы детей(Он не пахнет.)      

К какому выводу мы с вами пришли?Ответы детей.Значит, сухой песок не имеет запаха.  

Теперь нарисуем на песке для джинна веселый смайлик. (Дети рисуют на песке в тарелках.)

Джинн: какие молодцы! А я могу сделать, чтобы ваши рисунки исчезли.  (Трясет тарелки, рисунки исчезают.)

Воспитатель:почему рисунки исчезли?  

Ответы детей: песок движется, поэтому рисунок исчез.

Воспитатель: джин, а я могу сделать так, чтобы рисунки не исчезли!  (Сбрызгивает из пульверизатора песок в тарелках.)  Коллеги, нарисуйте смайлики снова!                                             Джинн, попробуй еще раз! Получается?  (Джинн трясет тарелки, рисунки не исчезают.)

Джинн: о, умнейшие из умнейших, вы меня удивили!

Воспитатель:дети, вы видите: если песок мокрый, то рисунки на нем сохраняются.  Знаете ли вы, откуда на земле песок?  (Ответы детей.) Вода долгими тысячелетиями перекатывает камни в реках, морях и океанах. Камни ударяются друг о друга, разрушаются – и получается песок. Иль представьте горы. Там дует ветер, идет дождь, бывает мороз. И это все разрушает горы. И тоже образуется песок. Песок бывает разного цвета – желтый, белый, черный, розовый и даже красный.  (Показывает слайды.)                                      Песок используют в строительстве домов. А еще из песка делают стекло. Коллеги, посмотрите, а на стекле появились капли дождя (Звучит аудиозапись дождя.)Кажется, дождь начинается? Но мы дождя не боимся.  (Дети выходят из- за столов.)

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, капля два,  (Ловят капли.)                                                                                                 Очень медленно сперва.   (Прыжки на месте.)                                                                                  А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.   (Бег на месте.)                                                                                                 Мы зонты свои раскроем,    (Руки в стороны.)                                                                                                От дождя себя укроем.   (Смыкают руки над головой.)  Затем дети снова садятся за столы.

Воспитатель:вот и прошел дождик. Что остается на земле после дождя?

Ответы детей (Лужи.)

Джинн:а у нас в пустыне никогда не бывает луж.

Воспитатель:как вы думаете, почему так происходит?

Джинн:сейчас мы это узнаем.

Опыт «Песок пропускает воду»

 Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем, вложим в горлышко кусочек губки или поролона, насыплем песок. А теперь нальем в бутылку воду. Что происходит?   (Вода выливается, остается мокрым песок.)

Воспитатель:так почему в пустыне не бывает луж?  

Ответы детей: Потому что песок хорошо пропускает воду.

Джинн:да, в пустыне не бывает луж, и вообще почти нет воды. Поэтому там мало растений. Но в пустыне так красиво!   (Показывает слайд пустыни.)                         Давайте посмотрим на карту. Пустыня обозначается на картах желтым цветом. Посмотрите, какие огромные пространства занимают пустыни. Там водятся животные, которые могут долго жить без воды: змеи и ящерицы, верблюды, разные насекомые.  (Показывает слайды.)                                                                                                                      Я люблю пустыню. Сейчас я научу вас изображать пустынный пейзаж. Вместо красок мы возьмем песок и клей. На фотографиях вы видели, что в пустыне тоже есть горы – барханы из песка. С помощью клея мы изобразим горы, а сверху посыплем песком. (Наносит на картон клей волнообразными движениями и сверху посыпает песком.Стряхивает лишний песок и показывает изображение.)Вот такая картина получилась. Нравится вам?

Воспитатель:джинн, спасибо тебе, что научил нас изображать пустыню.                                                А мы тебе сейчас покажем такой песок, которого в пустыне нет.  (Показывает сахарный песок.)                                                                                                                                                 Дети, как этот песок называется? Ответы детей (Сахарный.)  Сахарный песок назвали так потому, что он похож на песок обыкновенный. Правда, джинн? Но этот песок съедобный. Попробуй!

Джинн:(пробует). Он сладкий! Хотел бы я, чтобы все барханы в пустыне превратились в сахарные!

Воспитатель:только тогда они исчезнут, как только на них попадет вода.

Джинн:как это?

Воспитатель:сейчас мы тебе покажем.

Опыт «Растворимость веществ»

Воспитатель:для проведения опыта вам понадобятся две баночки с водой. В одну положим обычный песок и размешаем. Во вторую – сахарный, и тоже размешаем.   (Дети выполняют задание.)                                                                                                                           Куда исчез сахарный песок, и что произошло с обычным песком?

Ответы детей  (Сахарный песок растворился, а обычный нет.) Да, сахарный песок растворяется в воде. Мы все это знаем, потому что каждый день кладем его в чай. А еще с сахарным песком можно сделать очень вкусные сладости.

  Спасибо тебе, джинн!Коллеги, сегодня мы с вами  проводили много опытов с песком, что мы узнали нового  о свойствах песка? Ответы детей.

Я благодарю вас, вы хорошо потрудились и узнали много нового и интересного, но мы забыли помыть руки после работы. Покажите Джину, где это можно сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Все детки любят эксперементы, игры в ученых и различные опыты. Представляю вам материал по эксперементированию с воздухом....

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Этот удивительный песок»

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе.Тема: «Этот удивительный песок» Цель: углубление представлений детей о песке, о его происхождении, состав...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область«Познавательное развитие»Возраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТип НОДОткрытие нового знанияТема НОД«Удивительные свойства воздуха».Цель«Форм...